Слайд 1Творческий отчет
Учитель математики: Павлович О.П.
ГУ «Приреченская средняя школа»
январь 2016 год
технология
дифференцированного обучения
на уроках математики
Слайд 2«Учитель, который мало или вообще
не принимает во внимание различия
индивидуальностей в классе,
есть
личность, которой безразличны
жизни ее учеников».
Уильям А. Вард
Слайд 3Цели:
Обобщение основных аспектов индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Применение технологии
дифференцированного подхода как одного из методов индивидуального обучения на уроках математики.
Формирование навыков построения уроков с использованием дифференцированного подхода.
Слайд 4Дифференцированное обучение - создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика
как индивидуальности
Слайд 5Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен
месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.
Как научить всех?
Слайд 61. Охарактеризовать учащихся на разные типологические группы.
Слайд 7Группа «А»
Отличается медлительностью умственных действий, у них пробелы в знаниях
программного материала, самостоятельно с трудом решают по образцу и алгоритму, могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.
5 класс: 2 учащихся
7 класс: 5 учащихся
10 класс: 2 учащихся
11 класс: 2 учащихся
Слайд 8 Группа «В»
Имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на
практике, решая задачи базового и среднего уровня. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.
5 класс: 6 учащихся
7 класс: 6 учащихся
10 класс: 1 учащийся
11 класс: 4 учащихся
Слайд 9Группа «С»
Интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории
и применить ее на практике. Решают задачи продвинутого уровня. Могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.
5 класс: 1 учащийся
7 класс: 1 учащийся
10 класс: 2 учащихся
11 класс: 3 учащихся
Слайд 10Какие цели реализует учитель в каждой типологической группе учащихся при
дифференцированном обучении?
Слайд 11С учащимися группы «А»
Ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения
новой темы. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Слайд 12С учащимися группы «В»
Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний
для успешного изучения новой темы.
Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Слайд 13 С учащимися группы «С»
Расширение и углубление знаний, формирование умений
решать задачи повышенной сложности.
Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Слайд 14Дифференцированный подход:
Фронтальная работа
Групповая работа
Индивидуальная работа
Слайд 15Дифференцированный подход на определенных этапах урока.
На этапе введения нового понятия, т.е.
при изучении нового материала, можно работать со всем классом без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи.
Групповая деятельность эффективна на этапе закрепления и формирования умений.
Индивидуальная работа в основном проводится на этапе проверки знаний и умений.
Чтобы закрепить ситуацию успеха, созданную на уроке, учащиеся в домашних условиях выполняют дифференцированную домашнюю работу.
Слайд 16Дифференцированная форма деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.
Дифференцированное задание - это задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения. Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются три типологические группы учащихся:
Слайд 172. Охарактеризовать разноуровневые задания для самостоятельной работы
Слайд 18Задания составляются в трех вариантах.
Первый вариант содержит большое количество простых
тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности.
Во втором варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса.
И в третьем варианте задания, выполнение которых требует применение нестандартных приемов.
Слайд 19Дифференцированные задания по математике в 5 классе
по теме «Обыкновенные дроби»
Слайд 20С помощью каких педагогических технологий можно реализовать индивидуальный и дифференцированный подход?
Слайд 21Индивидуализация и дифференциация через:
Коллективный способ обучения;
Индивидуальный способ обучения;
Развитие критического мышления;
Проблемное обучение;
Модульная
технология;
Адаптивная система обучения
Слайд 22игровой метод;
создание проблемно-поисковых ситуаций;
метод проектов;
моделирование;
алгоритмический метод;
групповую
работу;
систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
исследовательские методы;
компьютер (презентация).
Слайд 23Плюсы дифференцированного обучения:
слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий;
повышается интерес;
создается благоприятный психологический климат;
учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха;
происходит повышение познавательной активности;
растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями;
рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации;
берутся за решение задач более высокого уровня;
активизация мыслительной деятельности;
положительная мотивация к учебе.
Слайд 24Сравнительный анализ результатов качества знаний за 1 и 2 четверть
Слайд 25Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно
такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.
«… разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает информацию”
Гарднер