Слайд 1Технология развития критического мышления
Работа выполнена
Руководителем МО
естественнонаучного цикла
Калиновской
ООШ
Костюченко Т.Г.
Слайд 2
Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи.
Слайд 3Технологию критического мышления
предложили в середине 90-х годов
ХХ в.американские педагоги
Дж.
Стил, К. Мередит, Ч.Темпл
как особую методику обучения, отвечающую на вопрос:
Как учить мыслить?
Слайд 4
Я мыслю, значит существую.
(Р.Декарт.)
Слайд 5Цель технологии:
Обеспечивать развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный
процесс, развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обыденной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Слайд 6Исходя из этого критическое мышление может развивать следующие качества ученика:
готовность к
планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
гибкость (восприятие идей других);
настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
осознание ( отслеживание хода рассуждений);
поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
Слайд 7Для формирования критического мышления нужны определенные умения и навыки
Умение выделять главное
Умение
делать сравнение
Умение поставить нужные вопросы
Умение отделить ложную информацию от правильной
Умение выявить причинно-следственные связи
Умение предсказать последствия
Умение видеть варианты
Умение продемонстрировать суждения
Слайд 8Технология развития критического мышления
– ЭТО СОВОКУПНОСТЬ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ТО, ЧТОБЫ СНАЧАЛА ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКА, ПРОБУДИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ, ЗАТЕМ ПРЕДОСТАВИТЬ ЕМУ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА, И, НАКОНЕЦ, ПОМОЧЬ ЕМУ ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
Слайд 9В РАМКАХ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
УРОК ИМЕЕТ ТРЕХФАЗОВУЮ СТРУКТУРУ ( ВЫЗОВ → ОСМЫСЛЕНИЕ
→ РЕФЛЕКСИЯ) И ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОЖЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ НА КАЖДОЙ ИЗ ЭТИХ СТАДИЙ.
Слайд 10I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации,
актуализация жизненного опыта.
II . Осмысления содержания
( получение новой информации)
III . Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Слайд 111.Стадия Вызова
Функции стадии:
актуализация опыта и имеющихся у учащихся знаний;
формирование мотивации на
учебную деятельность;
активизация деятельности учащихся;
определение направления в изучаемой теме.
Слайд 12Приемы (стратегии):
-«Мозговой штурм»,
- альтернативный тест (правильные или
неправильные высказывания),
- формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте,
- таблица «Знаю-хочу-умею»
- «Корзина идей, понятий, имен…»
Результаты:
Актуализированный опыт
Активизированные знания
Сформированный мотив
1.Стадия Вызова
Слайд 13«Учебный мозговой штурм»
1 этап. Создание банка идей.
2 этап. Анализ идей.
3 этап.
Обработка результатов.
Слайд 14
Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал»
на уроке биологии в 8 классе по теме «Необходимость
кислорода для организма человека. Строение органов дыхания»
Слайд 15II . Стадия осмысления содержания
Функции стадии:
Получение новых знаний.
Формирование понимания и
систематизация знаний, соотнесение известного с новым.
Освоение способов работы с информацией.
Поиск ответов на возникшие вначале урока вопросы.
Слайд 16Стадия осмысления содержания.
Приемы:
Чтение текста с маркировкой по методу insert – «Пометки
на полях».
маркировочные знаки на полях
«V» - мне известно;
«-»- не согласен (думал иначе);
«+»- это для меня новое;
«?»- не понял (есть вопросы).
Выделение ключевых слов подчеркиванием.
Взаимоопрос.
«Фишбон»
«Кластер»
Результаты:
Систематизированные знания.
Самостоятельное выстраивание причинно-следственных связей.
Слайд 17Прием «Фишбон» (рыбный скелет) Урок биологии в 8 кл. по теме
«Гигиена питания. Предупреждение ЖКЗ».
Слайд 18дегенерация
упрощение
паразитизм
плодовитость
приспособление
прогресс
Кластер по теме:
«Главные направления эволюции» Биология 9
класс
Слайд 19Рефлексия.
Функции :
Обобщение изученного материала.
Соотнесение новой информации с прежними знаниями.
Определение направления для
дальнейшего изучения темы.
Работа по оценке и самооценке развития обучаемых.
Слайд 20Рефлексия.
Приемы:
Маркировочная таблица insert.
Синквейн -«пятистрочье».
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ведение
дневника, письмо другу.
Достраивание кластера из ключевых слов.
Перепутанные логические цепи.
Перекрестная дискуссия.
Написание эссе – «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.»
Результаты:
Присвоенное знание.
Сформированное целостное представление о
предмете.
Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Слайд 21«Синквейн» (пятистрочье).
В первой строке – тема или предмет (одно существительное)
2
строка – два прилагательных (описание темы/предмета)
3 строка – три глагола, характеризующие тему/предмет
4 строка – фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме/предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета
Слайд 221. ДНК
2.длинная, скрученная
3.удваивается, хранит, содержится
4.нуклеиновая кислота, содержащаяся в ядре
5. хранитель наследственной
информации
Слайд 231. Вид
2.похожие, приспособленные
3. скрещиваются, обитают, занимают
4. группа особей с характерными признаками
и свойствами
5. совокупность сходных особей
Слайд 24
гамета
яйцо
сперматозоид
размножение
зигота
клетка
гаплоид
пол
Пример применения кластеров на уроках биологии на этапе закрепления.