Слайд 1Технология обучения на основе поэтапного формирования умственных действий
Слайд 2Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий рассматривает учение как систему
определенных видов деятельности, в результате выполнение которых у обучаемого формируются новые знания и умения.
Поскольку в процессе любой деятельности у исполнителя формируются новые знания и умения, или уже имеющиеся знания и умения приобретают новое качество, центральным звеном данной теории является действие как единица деятельности, ее относительно законченный элемент, направленный на достижение промежуточной цели. Оно имеет такую же структуру, что и деятельность: мотив, цель, объект, набор операций, образец.
Слайд 3По выполняемым функциям действие можно разделить на три части:
1) ориентировочную
(связана с использованием совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия, которые входят в ООД);
2) исполнительную (обеспечивает заданные преобразования в объекте действия);
3) контрольную (направлена на отслеживание хода действия, сопоставление результата с образцом).
Слайд 4Прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, действие проходит несколько
этапов, каждый из которых характеризуется совокупными изменениями его параметров.
Основным показателем готовности обучаемого к переходу на следующий этап формирования умственного действия служит изменение формы действия. Нередко считается, что если ученик понял – значит, он научился и цель достигнута.
Это неверно: между пониманием, как делать, и возможностью что-либо сделать, имеется существенное различие. Усвоение действия (деятельности) происходит только через его самостоятельное выполнение, а не через наблюдение за чьими-то действиями.
Слайд 5Поэтому процесс усвоения проходит пять последовательных этапов):
1. Составление схемы ориентировочной основы
действия. Перед обучаемым раскрывается содержание ООД; он вводится в предмет изучения; ему показывают, как и в каком порядке выполняются операции, входящие в действие (ориентировочные, исполнительные и контрольные). В зависимости от типа ориентировки преподаватель раскрывает или основные элементы, из которых складываются все явления данной области знаний, или особенности какого-либо одного частного явления, т. е. он экстериоризирует свои умственные действия, раскрывает их в материальной или материализованной форме. Поскольку обучаемый еще не владеет этим действием, он использует ранее сформированные перцептивные или умственные действия для составления ООД нового.
2. Формирование действия в материальном (материализованном) виде. Действие выполняется во внешней, материальной (материализованной) форме. При этом все операции, входящие в его состав, развернуты (ориентировочные, исполнительные, контрольные). Это позволяет осуществлять объективный контроль за выполнением каждой операции. Для обобщения действий программа ООД должна содержать типовые задачи по применению данного действия. Но большого числа однотипных задач быть не должно, поскольку в таком случае действие будет сокращаться и автоматизироваться. Таким образом, на данном этапе обучаемый осваивает развернутое, обобщенное (в пределах основных типов материала) и сознательно выполняемое во всем составе операций действие в его материальной (материализированной) форме. Для того чтобы подготовить к переводу действия на следующий этап, его материальная форма сочетается с речевой: все, что выполняется практически, материально, сопровождается проговариванием (формулированием в речевой форме).
Слайд 63. Формирования действия во внешнеречевой форме. Все элементы действия представлены в форме
внешней речи, происходит его дальнейшее обобщение, но оно еще не автоматизитировано. Необходимо отметить, что речевое действие должно быть освоено в развернутом виде, нужно, чтобы все входящие в него операции не только приобрели речевую форму, но и были усвоены. На этом этапе действие может быть обобщено путем введения в него ситуаций с неопределенными условиями. Несмотря на то, что в конце этапа действие начинает выполняться с пропуском в речевой форме отдельных операций, оно не должно доводиться до автоматизации.
4. Формирование действия во внешней речи «про себя». Действие выполняется беззвучно (проговаривание производится «про себя»). Сначала оно по развернутости, сознательности и обобщенности не отличается от предыдущего этапа. Но, в процессе приобретения умственной формы, оно начинает быстро сокращаться и автоматизироваться.
5. Формирование действия во внутренней речи. Действие быстро становится автоматизированным, умственным и недоступным самонаблюдению.
Слайд 7Рассмотрим конкретно суть этапов формирования умственных действий на примере
изучения темы
"Прием сложения в случае □+4"
( 1 класс ) с шестилетними детьми.
Слайд 81.Создание соответствующей мотивации учения
Означает создание потребностей в изучении данной темы, убеждение
учащихся в необходимости этого.
Ребенок с рождения и с того момента, когда он уже что-то может держать, все пробует "на язык", т.е. инстинкт мотивации деятельности в человеке заложено природой. Этот инстинкт является как бы поиском ответа на вопросы: "Что это?", "Зачем это?" и т.п. Постепенно, когда человек взрослеет, если у него появляются потребности в какой-то деятельности, то он работает как бы с удвоенной энергией.
Вот этот психологический момент должен быть перенесен и в процесс получения знаний.
Соответствующая мотивация учения, в частности, может быть создана:
постановкой соответствующих учебных задач,
созданием проблемной ситуации,
использованием различных познавательных задач, задач практического характера и т.п.
Слайд 9Приступая к изучению данной темы мотивацию можно осуществить следующим образом:
Слайд 102. Создание ориентировочной основы действия
т.е. подбор таких заданий, ориентируясь которых можно
было бы изучить новую тему. Ребенок, чтобы встать в первый раз на ноги ищет какой-то предмет, за что можно было бы схватиться, т.е. ему нужен ориентир. Взрослый человек, чтобы не заблудиться всегда ставит ориентиры и т.д. Все это также должно быть перенесено в процесс получения новых знаний.
Основное требование на этом этапе - нужно повторить только тот материал, на котором базируется содержание нового и другие упражнения должны быть отброшены. Если уж они так нужны на уроке, то лучше их перенести на другой этап урока.
Слайд 11При изучении вышеназванной темы ориентировочная основа действий создается так:
Слайд 12В изучении математики ориентировочной основой действия могут служить:
1)
ранее изученная тема, на которую опирается изучаемая тема и при котором обязательно сохраняются принципы математических действий;
2) опорная схема, таблица, карта, опыт и другие, используя которые учащиеся будут работать на следующем этапе;
3) межпредметные связи, когда ситуация в одной области объяснима, а в нашей ситуации требует дополнительного теоретического обоснования.
Ориентировочная основа может быть предложена в готовом виде, составлена или разработана совместно с самими учащимися. Выбор нужного варианта определяется содержанием изучаемой темы.
Слайд 133.Этап материальных и материализованных действий,
т.е. учащиеся выполняют действия в материальной форме
(с реальными предметами) или в материализованной форме (с рисунками, схемами и др.) с развертыванием входящих в него операций.
Любой человек, и взрослый, и ребенок, хорошо запоминает и объясняет то, что он сам сделал своими руками. Что-то услышанное или же увиденное он может легко забыть или же помнить только в деталях.
Главным на данном этапе является то, что ученик сам работает с индивидуальными наглядными пособиями (дублирует учителя, работает по его указаниям и т.п.). если это требование не соблюдается, то данный этап выпадает из общего звена и, следовательно, поэтапного формирования умственных действий не происходит.
На этом же этапе параллельно начинается внешнеречевой этап
Слайд 14При изучения сложения □ +4 данный этап реализуется следующим образом.
Слайд 15На этом этапе возможны следующие варианты работы:
1) учащиеся работают наглядными пособиями
под управлением учителя; дублирование действий учителя допускается только в тех случаях, когда они не могут работать самостоятельно;
2) учащиеся самостоятельно изучают тему, используя предложенные ориентиры;
3) учащиеся слушают объяснение учителя и работают
при этом предложенным ориентиром;
4) учитель проводит эвристическую беседу, организуя при этом работу учащихся по ориентирам:
5) совместное составление с учащимися различных схем, моделирование ситуации, опираясь на ориентиры;
6) самостоятельная работа учащихся по дополнительным источникам информации и создание своих моделей (схем, рисунков, чертежей, планов).
Слайд 164. Внешнеречевой этап
т.е. все действия с предметом, рисунками и т.п. сопровождаются
речью (вслух- индивидуально или хором) и доводятся до безошибочного выполнения.
Подобно тому, как мы учим ребенка говорить, повторяя за нами вслух, так и в процессе получения знаний усвоение происходит быстрее, если оно сопровождается внешнеречевой деятельностью (так же человек разучивает новый язык, новую песню и другое).
Слайд 17Данный этап при изучении нашей темы выглядит так:
Слайд 19На этапе внешней речи могут быть использованы, в частности, такие приемы:
1)
хоровое проговаривание вслух определений, правил, фрагментов текста, практических действий и т.п. (если речь развита слабо) с переходом на индивидуальное проговаривание вслух (прием нужен особенно в младших классах);
2) использование комментированного управления с переходом на комментированное доказательство, когда ученик сначала воспроизводит ход своих действий и после обосновывает каждый свой шаг с использованием теоретических знаний;
3) воспроизведение вслух целого текста;
4) работа в парах, когда один ученик воспроизводит материал, а другой – контролирует по определенным образцам (записи в тетради, по конспекту, по книге и т.д.).
Слайд 205. Внутреннеречевой этап
этап, когда все действия выполняются беззвучно, проговариванием про себя
и доводятся до автоматизма, т.е. усваиваются.
На данном этапе учащиеся самостоятельно работают в тетради с печатной основой. Учитель контролирует их работу и некоторых учащихся просит повторить рассуждения вслух.
Слайд 21Всю деятельность учителя и учащихся на данном уроке в схематичной форме
можно представить в виде следующей сводной таблицы
Слайд 22Необходимые дидактические игры учитель может вводить по своему усмотрению на 3-м
этапе или же на последующих этапах.
Используя методику организации урока по аналогии с технологией поэтапного формирования умственных действий учитель может достичь ожидаемых результатов в развитии детей только при условии соблюдения всех этапов деятельности и соответствующих требований к ним. В то же время надо учесть, что вовсе необязательно построение всех до единого уроков по данной методике.
Данная технология обучения оправдывает себя и в классах выравнивания. При его использовании учитель может включить в план урока упражнения на развитии математических способностей (памяти, речи, внимания и т.п.), усилить внимание к реализации индивидуального подхода.