Презентация, доклад на тему Старинные задачи – их прошлое и настоящее

Содержание

«Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлечённым отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический.»Цитата Исаак Ньютон

Слайд 1С Т А Р И Н Н Ы Е З

А Д А Ч И - И Х П Р О Ш Л О Е И Н А С Т О Я Щ Е Е

Автор: Учащийся 9 класса
МОУ СОШ с. Каменка
Воробьев Алексей

С Т А Р И Н Н Ы Е  З А Д А Ч И -

Слайд 2«Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлечённым отношениям величин,

нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический.»

Цитата

Исаак Ньютон

«Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлечённым отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного

Слайд 3Вопросы: Как решали задачи в старину? Удобен ли всегда арифметический способ?

Что облегчает решение этих задач?
Вопросы: Как решали задачи в старину? Удобен ли всегда арифметический способ? Что облегчает решение этих задач?

Слайд 4План исследования
Найти старинные задачи.
Узнать способ их решения по-старинному,

без букв.
Перевести с родного языка на алгебраический.
Сравнить эти способы решения.
Сделать выводы.
План исследования Найти старинные задачи. Узнать способ их решения по-старинному, без букв. Перевести с родного языка на

Слайд 5Задача- шутка:
Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков.
Каждый

из них нёс по мешку; в каждом мешке по коту.
Сколько существ направлялось в Москву?

Задача египетского математика Ахмеса, (1700г.до н.э.):
В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос даёт 7 растений, на каждом растении 7 мер зерна. Сколько всех вместе?

Задача итальянского математика Фибоначчи (13в.):
Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осёл несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?

На Руси в 19 веке загадывали:
Шли 7 старцев. У каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов. В каждом пироге по семи воробьев. Сколько всего?

Задача- шутка: Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку; в

Слайд 6 Старинное решение: 7+7*7+7*7*7+7*7*7*7+7*7*7*7*7 =19607

Современное решение по формуле суммы пяти членов геометрической прогрессии:
S

5 = 7* (75 - 1)/(7 – 1) = 19607
Старинное решение: 7+7*7+7*7*7+7*7*7*7+7*7*7*7*7 =19607Современное решение по формуле суммы пяти членов геометрической прогрессии:S 5 = 7* (75

Слайд 7Старинные русские задачи из книги "Арифметика" Л.Ф. Магницкого

Старинные русские задачи из книги

Слайд 8Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит:

«Здравствуйте, сто гусей!»

З А Д А Ч А 1

Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!»З А Д А

Слайд 9«Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, -
если бы

нас было столько, сколько теперь,

да ещё столько,

да полстолька,

да четверть столька,

да ещё ты, гусь, с нами,

так тогда нас было бы сто гусей».

Сколько было в стае гусей?

+

+

+

+

____

2

____

4

=

100

«Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, -если бы нас было столько, сколько теперь, да

Слайд 10РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
В Древнем Египте ещё не

знали о том, что неизвестные числа можно обозначать буквами. С дробями у них тоже были сложности. Поэтому задачи решали «методом кучи».
Египетский математик Ахмес, решая задачу, сказал бы:
«Считай с четырёх». Это значило: «Считай, что в стае было 4 гуся». Тогда по условию задачи получим:
4 + 4 + 2 + 1 = 11 (гусей).
А так как нужно получить не 11, а 99 гусей
(100 – 1 = 99; 99 : 11 = 9),
то надо взятое в начале число 4 умножить на 9.
Получится правильный ответ 36 гусей.

I

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:    В Древнем Египте ещё не знали о том, что неизвестные числа можно

Слайд 11I
I
Предлагаем перевод задачи
с родного языка на алгебраический
Ответ: 36

гусей.
I I Предлагаем перевод задачи с родного языка на алгебраическийОтвет: 36 гусей.

Слайд 12З А Д А Ч А 2
Некто подошел к клетке,

в которой сидели фазаны и кролики. Сначала он сосчитал головы, их оказалось 15. Потом он подсчитал ноги, их было 42. Сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке?
З А Д А Ч А 2 Некто подошел к клетке, в которой сидели фазаны и кролики.

Слайд 13РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
I
Допустим, что в клетке были только фазаны. У

фазана две ноги, значит всего было бы 2 . 15 = 30 (ног).
В действительности ног было 42, значит 12 «лишних»
(42 – 30 = 12). Чьи это ноги? Конечно, кроличьи.
Но у каждого кролика на 2 ноги больше, чем у фазана, значит, эти «лишние» 12 ног принадлежат 6 кроликам (12 : 2 = 6).
Но если кроликов было 6, то фазанов 15 – 6 = 9.
Действительно, у 6 кроликов 24 ноги, у 9 фазанов 18 ног. Всего 24 + 18 = 42 (ноги), что соответствует условию задачи.
В клетке было 6 кроликов и 9 фазанов.
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: I Допустим, что в клетке были только фазаны. У фазана две ноги, значит всего было

Слайд 14Решим задачу, применяя буквы
I
I
Ответ: 6 кроликов, 9 фазанов

Решим задачу, применяя буквыI I Ответ: 6 кроликов, 9 фазанов

Слайд 15Задача Л.Н.Толстого «Артель косцов»
Артели косцов надо было скосить два луга,

один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру ещё остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы.

Сколько косцов было в артели?





Задача Л.Н.Толстого «Артель косцов» Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня

Слайд 16Если большой луг полдня косила вся артель и полдня пол-артели, то

ясно, что в полдня пол-артели скашивает 1/3 луга. Следовательно, на малом лугу остался нескошенным участок в 1/2 - 1/3 =1/6.
Если один косец в день скашивает 1/6 луга, а скошено было 6/6 + 2/6 = 8/6 ,
то косцов было 8.

Решение , предложенное писателем:

Если большой луг полдня косила вся артель и полдня пол-артели, то ясно, что в полдня пол-артели скашивает

Слайд 17Решим задачу, применяя буквы

Решим задачу, применяя буквы

Слайд 18Задача от А. П. Чехова.
Купец купил 138 аршин чёрного и

синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он и того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а чёрное – 3 руб.?
Задача от А. П. Чехова.  Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 руб.

Слайд 19Решение задачи в старину.
Ответ: синего 63 аршина, черного 75 аршин.
Если бы

купец приобрёл сукно одного типа, например синее, то он заплатил бы 138*5 = 690 руб. Образовавшаяся разность в 150 руб. получена за счёт того, что чёрное сукно повышено в цене на 2 руб. Значит, чёрного сукна было 150:2 = 75 аршин, а синего было 138-75 = 63 аршина.

Решим задачу, применяя буквы

Решение задачи в старину.  Ответ: синего 63 аршина, черного 75 аршин.Если бы купец приобрёл сукно одного

Слайд 20
СЕРБСКОГО САТИРИКА
БРАНИСЛАВА НУШИЧА
ИЗ ЕГО «АВТОБИОГРАФИИ»
ЗАДАЧА

СЕРБСКОГО САТИРИКА БРАНИСЛАВА НУШИЧА ИЗ ЕГО «АВТОБИОГРАФИИ»ЗАДАЧА

Слайд 21Если шофёру господина министра социального обеспечения 40 лет 3 месяца и

12 дней, а мост в городе Квибек в Канаде имеет длину 577 метров, то на скольких желтках нужно замесить лапшу, чтобы накормить четырёх человек различного возраста, если принять во внимание, что ширина полотна на железных дорогах Боснии 0,7 метра?
Если шофёру господина министра социального обеспечения 40 лет 3 месяца и 12 дней, а мост в городе

Слайд 22РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
Задача не имеет решения. По её условию нельзя составить

уравнение, потому что заданные величины между собой никак не связаны. Они не имеют никакого отношения друг к другу.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ: Задача не имеет решения. По её условию нельзя составить уравнение, потому что заданные величины между

Слайд 23Сравнивая старинные и современные способы решения, делаю следующие заключения:

В старину применяли

арифметический метод.
Иногда вначале рассуждений делали неправильное предположение, т.е. решали задачи по «Правилу ложного положения».
Такой способ требовал большой сообразительности, поэтому решить задачу могли лишь некоторые мудрецы.
С помощью букв условие задачи научились записывать в виде формул, уравнения, систем уравнений, что намного облегчает их решение.
Трудности возникают иногда при составлении уравнений.
Решить же уравнение и систему может каждый современный школьник.
Сравнивая старинные и современные способы решения, делаю следующие заключения:В старину применяли арифметический метод. Иногда вначале рассуждений делали

Слайд 24П р е д л о ж е н и я

ш к о л ь н и к а м

При решении задач надо:
установить связи между величинами или показать, что их нет вообще;
выразить одну величину через другую или через несколько величин;
выяснить, не являются ли одни величины функциями других

П р е д л о ж е н и я  ш к о л ь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть