Слайд 1«Применение
активных методов обучения
при реализации ФГОС второго поколения»
Слайд 2«Мышление начинается с удивления».
“Я слышу – я забываю, я вижу –
я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Слайд 7Л.С. Выготский
«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно
движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
"Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная ...второй раз как деятельность индивидуальная...
Слайд 8Учебная и практическая задача
Если техник из службы сервиса восстанавливает звук или
регулирует цвет в домашнем телевизоре, то обучающийся, проделывая то же самое в учебной лаборатории, добивается не только устранения этих неисправностей, но и овладевает способом их устранения. Он приобретает некую новую способность и тем самым изменяется сам как субъект учебной деятельности
Слайд 9П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина
Теория поэтапного формирования умственных действий: предметное
действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т. е. перехода извне вовнутрь
Слайд 10Виды мотивации
1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения
учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения);
2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения);
3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний);
4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения
Слайд 11Приемы,методы
Метод- способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся
по решению различных дидактических задач.
Прием- составная часть метода или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав метода, это дополнительный способ организации совместной деятельности, направленный на повышение эффективности метода.
Слайд 12Деятельность
Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение
в таких мыслительных операциях как синтез и анализ, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий.
Слайд 13Продуктивные приемы
Продуктивные приемы- это приемы, которые связаны с активной работой мышления
через использование приемов умственных действий (анализ и синтез, классификация, аналогия, обобщение)
Слайд 14«Учитель – не тот, кто дает, а тот, у кого берут».
Знание.
Дайте
определение имени существительного.
Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно?
На какие две категории можно разделить все живые существа?
Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.
Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Слайд 15Понимание
Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.
Нарисуйте
три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии.
Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.
Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.
Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.
Почему на географических картах используются символы?
Слайд 16Применение.
Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.
Изучив знаки на картах,
составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье.
Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.
Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.
Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.
Слайд 17Анализ
Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы
автором?
Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?
Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.
Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.
По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.
Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое?
.
Слайд 18Синтез.
Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15
географических элементов.
Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной какой-либо церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий.
Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.
Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.
Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора
Слайд 19Оценка
Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра иметь высшее образование?
Сравните
двух главных героев поэмы.
Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?
Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.
Какая среда, из всех изученных, вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.
В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура
Слайд 20ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
2.
Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
4. Задачи, требующие сообщения новой информации
5. Задачи, требующие творческого мышления.
Слайд 21Жак Делор
«Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, научиться быть»
Слайд 22Цели
Традиционные
Научить
- определять;
- анализировать;
- систематизировать
- вычислять;
- демонстрировать;
- применять;
- познакомить с приёмом
и т.д.
С точки зрения компетентностного подхода
Научить
- видеть проблему;
- выбирать средства;
- обосновывать выбор;
- выделять существенные признаки;
- обосновывать позицию;
- давать оценку;
- осуществлять выбор;
- планировать и программировать собственную деятельность;
- формулировать цель и др.
Слайд 23Цели урока
Традиционная формулировка
Знать
(знания- понятия, факты, сведения,
причинно-следственные связи, законы, правила и др)
2. Уметь
Слайд 24Формулировка целей с.т.з. компетентностного подхода
1.Знать: различие существенных ,несущественных признаков, объяснить то
или иное явление
2. Организовать деятельность, выявить проблему,
сформулировать цель, задачу деятельности
3.Применять :прогнозировать результат; выбрать способ, объяснить другому
4. Оценить: оцени позицию, встань на другую позицию, согласуй позиции
Слайд 25КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
где 1 − действие, в котором
возникло
затруднение;
2 − фиксирование затруднения;
3 − анализ этапов действия и определение
места затруднения (исследование − И);
4 − определение причины затруднения
(критика − К);
5 − постановка цели и проектирование (П);
6 − реализация проекта.
Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация»
Слайд 331) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Образовательная деятельность
Слайд 35АМО
Выявление спорных вопросов
Построение системы доказательств
Обсуждение в группах
Выступление перед аудиторией
Творческие задачи
Поиск
дополнительного материала на заданную тему
Обмен мнениями
Слайд 36Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной
и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Слайд 37Классификация
методов активного обучения
Слайд 38АМО в проектировании образовательного результата
Слайд 41АКТИВНЫЙ
МЕТОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Применяют на различных этапах урока.
УСПЕХ
РАЗВИВАЕТ
АКТИВИЗИРУЕТ
УЧИТ
Метод «Синквейн»
Слайд 42АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся
локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»
Слайд 43АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
«Список покупок»
«Дерево ожиданий»
«Что
у меня на сердце»
«Разноцветные листы»
«Лицензия на знания»
«Оценочные листы»
позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, постановку целей обучения.
Слайд 45Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше
понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 20 минут Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Слайд 46АМ презентации образовательного материала
Кластер
Кейс
Инфо-угадайка
Мозговой штурм
Фишбоун
Информационный садовник
«Стратегия ЗХУ»,
Метод «Пометки на
полях» или «Инсерт»
Слайд 47
ПРИЕМ ФИШБОУН
Проблема
Проблема
Причина
Факт
Факт
Вывод
Факт
Причина
Факт
Факт
Причина
Слайд 48
Воспринимаем
информацию
Приемы:
1.Знаю – хочу узнать – узнал.
2.Продвинутая лекция.
3. Креативная мыследеятельность
Слайд 49Творчески интерпретируем
информацию
Задаем вопросы
Работаем с текстом
Прогнозируем
Способы деятельности
Творческие работы
Слайд 50Прием «Зигзаг».
1 Рабочая
группа
Экспертная группа
Экспертная группа
Экспертная группа
Экспертная группа
Слайд 51
Прогнозируем
Приемы:
1. Проблемное знакомство
2.Верные – неверные утверждения.
3.Прогнозирование
Открывают правила, особенности учебного задания
Слайд 52Прием
«Чтение с пометками INSERT».
Слайд 53РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ
Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT.
3.Двойной дневник.
4.Кластер.
«информация к размышлению»
Слайд 55Прием «Двойной дневник».
инструкция к деятельности
Слайд 56
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ
ИНФОРМАЦИЮ
Приемы:
1.Написание эссе.
2.Составление телеграммы, памятки,
инструкции.
3. Стихотворение по алгоритму.
4.
Нарисуйте счастье.
5.Письмо по кругу
Слайд 57
Составление кластера
Например, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе:
И.А.Бунин
«Я происхожу из
старинного
дворянского рода...», из него
же В.А.Жуковский
«Тут, в глубочайшей полевой
тишине, среди...богатейшей
природы, и прошло все мое
детство»- И.А.Бунин
Много странствует
по Европе и Азии
Брат Юлий пробудил
любовь к книгам
В 1905 поселяется
в Москве, дружит
с М.Горьким,
А.П.Чеховым
Литературная судьба
складывалась счастливо,
его именовали «певцом осени,
грусти и дворянских гнезд»
Слайд 58Кейс в образовательной деятельности
Технологии продуктивного обучения
Слайд 59Происхождение названия
кейс -метода
Существуют различные обозначения этого метода. В зарубежных публикациях
можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов.
В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.
Слайд 61Выполнения кейсов
первый этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
второй этап —
выделение основной проблемы (основных проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать;
третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
четвёртый этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий), указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Слайд 62АМ организации самостоятельной и групповой деятельности
Ульи
Карта группового знания
Визитная карточка
Экспертиза
Инфо-карусель
Ковёр
идей
Слайд 63АМ на этапе овладения активной речью
Светофор
Приоритеты
На линии огня
Слайд 64Учебный диалог
· ни одна реплика такого диалога не может остаться без
ответа;
· учебный диалог строго ограничен по времени;
· если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
· речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
· учебный диалог требует предварительной подготовки
Слайд 65Методы активного мышления в социальном контексте(Технология TASC)
Активное мышление в социальном контексте
Слайд 66Технология TASC (Активное мышление в социальном контексте
Слайд 67Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие).
Этот приём помогает высказывать аргументированную
точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами
«Я считаю, что…»
Далее следует обоснование: « Потому что…» Подтверждается эта мысль словами из текста:
«Я могу это подтвердить…»
И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может
Слайд 69Прием «Аргументация»
Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом
доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации.
Слайд 70Синквейн
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем
существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Слайд 71
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание
авторского смысла, корректировка своей интерпретации
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
до чтения текста
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Технология формирования типа продуктивной читательской деятельности
Цель – самостоятельно понимать текст
Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:
Слайд 72Методы Триз
1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции
(РТВ – развитие творческого воображения);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Слайд 73Итог урока, рефлексия
Мухомор
Мудрый совет
Итоговый круг
Комплименты
Ромашка
Солнышко и туча
Что я почти
забыл?
Слайд 74АМО релаксации
«Энергия – 1»
«Роботы»
«Постройся по росту»
«Красная Шапочка и Серый Волк»
«Шест»
Слайд 75АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ВИДЫ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ГРУППОВАЯ
ИНФО-
УГАДАЙ-КА»
«КЛАСТЕР»
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ»
«ФРУКТОВЫЙ САД»
НА ВСЕХ ЭТАПАХ
УРОКА
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
КОММУНИКАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
Метод «Кластер»
Слайд 76понятие
.
этапы
урока
виды
цели применения
Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся.
«Добро в ладошках»,
«круг дружбы»,
«Расскажи о себе», «Солнышко и туча», «Дерево ожиданий»,
«Инфо – угадай-ка»
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Метод «Инфо-угадайка»
Слайд 77Эффекты АМО
АМО формируют положительную учебную мотивацию;
повышают познавательную активность обучающихся;
активно вовлекают всех
школьников в образовательный процесс;
стимулируют самостоятельную деятельность;
помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.
Слайд 78Недостатки АМО
Дети имеют свои особенности, поэтому:
не могут совладать со своими эмоциями,
поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.
Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Слайд 79Появление метода
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в
Школе бизнеса Гарвардского университета (США).
Главная особенность метода — изучение прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Суть метода в том, что учащимся даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Учащиеся должны познакомиться с проблемой и обдумать способы её решения.
Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Слайд 80Джонсон С
«Многие дела труднее замыслить, чем исполнить»
Слайд 81ТРИЗ
В школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием
элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) кольца Луллия;
4) морфологический анализ («волшебная дорожка»);
5) дихотомия (сужение поля поиска);
6) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Слайд 82Триз
Системный оператор
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно
№ 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Слайд 84ТРИЗ
Приемы фантазирования
Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите
ему расставить их в порядке возрастания.
Слайд 85Кольца Луллия.
Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на
сектора. На круге сверху крепится стрелка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реаль-
ных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?
Слайд 88Дихотомия
Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам.
Цель приема: закрепить
понятия «до», «после», «между», «перед».
Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между
20 и 40? Да. Это число 30? Да.
Слайд 89Лимерики
Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в
жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Слайд 90Загадки
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка
объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? Кто такая же?
нарядная барышня
Нарядная, как барышня.
сверкающая звезда
Сверкающая, как звезда.
привлекающая модница
Привлекающая внимание внимание, но не модница.
Ответ: новогодняя елка.
Слайд 99Прием “Нестандартный вход в урок
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который
трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Пример.
До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая.
Слайд 100Приём “Отсроченная отгадка
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение
находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Слайд 101Пример.
В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом.
Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».
Слайд 102Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в
столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Слайд 103Приём “Удивляй!”
Пример
Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам
читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
Слайд 104Приём “Фантастическая добавка”
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или
среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Слайд 105Приём “Фантастическая добавка”
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на
10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
Слайд 106Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы
урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Слайд 107Приём “Необъявленная тема
Пример
Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до
тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.
Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Слайд 108Приём “Цепочка признаков“
Пример.
У: Объект – бабочка. Назовите любое имя признака. Внимание!
Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение!
Д: Бабочка – место обитания.
У: Не принимается. Кто догадался, почему?
Д: Потому что на вопрос о месте обитания для бабочки можно дать несколько разных ответов. Одни живут в капусте, другие – на цветах иван-чая и т. п...
У: Согласна. Другие предложения? Напоминаю. Объект – бабочка.
Д(3): Бабочка – способ передвижения.
У: Принимается. Назовите объект с тем же значением признака.
Д: Другая бабочка.
У: :-)! Я прошу другой объект. Не бабочка, а тоже летает.
Д (1): Птица.
У: Теперь назовите другое имя признака для объекта «птица».
Д (1): Птица – форма челюсти.
Д (2): Такая же форма челюсти у некоторых динозавров (у них тоже клюв)... и т. д.
Слайд 109Приём “Я беру тебя с собой “
Пример.
У: Я собралась в путешествие.
Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Слайд 110Приём “Да-Нет”.
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и
ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет; Это планета – гигант? – да; Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Слайд 111Приём “Шаг за шагом
Пример. На уроке окружающего мира. Ученики шагают к доске.
И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя картины, архитектурные стили, таблицу умножения, имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.
Слайд 112Приём “Жокей и лошадь
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Пример. На уроке при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Слайд 113Приём "Толстый и тонкий вопрос
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос
предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд 114Приём «Согласен – Не согласен
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить
следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Слайд 115Приём «До-После
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой
учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т. д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример.
Вопрос "Чем дышат насекомые?"
"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.
"После"
Насекомые дышат....
Вывод.
Я прав (не прав), так как...
Слайд 116Приём “Игровая цель
Пример 1.
Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете
за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
Пример 2.
На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Слайд 117Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Вычитание с переходом через 10» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм вычитания, привести примеры.
Слайд 118Приём “Развивающий канон
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые
два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Слайд 119Приём “Ложная альтернатива”
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны
их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок? Столица России - Москва или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Слайд 120Приём Пинг-понг «Имя – Значение»
Пример.
У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик».
Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.
Д (1): Цвет.
У: Уточните, цвет чего?
Д (1): Цвет цветка.
Д (2): Желтый. Способ размножения?
Д (1): Семенами. Способ питания?
Д (2): Автотроф. и т. д.
Слайд 121Приём “Лови ошибку”
Пример.
Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил.
Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Слайд 122Приём "Инсерт
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст
значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Слайд 123Приём «Послушать – сговориться – обсудить
Пример. На уроке при изучении темы "Времена года.
Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
Слайд 124Приём «З-Х-У»
Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в
технологии развития критического мышления: вызов, На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
осмысление, рефлексия. После обсуждения текста (фильма и т. п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Слайд 125Пример
"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди
кочевали.
"Хочу узнать"
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют?
"Узнал"
Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Слайд 126Приём “Хорошо-плохо”
Пример
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель –
Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т. д.
Слайд 127Приём «Связи»
Д: Вулкан – тетрадь.
У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая
показала бы, как связаны эти два объекта.
Д: Слово «вулкан» написали в тетради.
У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.
Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...
Слайд 128Приём “Зигзаг
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала.
Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек
Слайд 129Приём “ИДЕАЛ”
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка
будет начинаться со словаКак.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Слайд 130Конструктор «События»
Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует
из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».
Слайд 131Пример
1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»
2. Какие
выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?
Результат выполнения задания
Возможны варианты
· Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.
· Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.
· Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.
· Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов
Слайд 132Конструктор «Совмещение противоположностей
Слайд 133Приём «Маша-растеряша»
Пример2. – Ой!
– Что с тобой?
– Потеряла!
– Что?!
– Число 5. Как
я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
Слайд 134Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Пример.
Русский язык:
голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки -
проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы.
Слайд 135Приём “Диаграмма Венна”
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке
детям предлагается записать общее между 2 понятиями, а в других – отличительные особенности каждого.
Слайд 136Приём “Морфологический ящик
Пример.
на русском языкена русском языке – сбор частей слова для конструирования новых
слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
Слайд 137Приём “Рюкзак”
. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не
просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем причастие отличается отдеепричастия и т. д.
Слайд 138
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?»
После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Слайд 139Приём "Ромашка" Блума
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит
определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы —вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "
Слайд 140Интеллект-карты
Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы
все перечисленные ранее ментальные способности.
Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии
Слайд 141Приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
'Пример. Кратко написать самое важное,
что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т. д.
Слайд 142Приём "Цветные поля".
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной
обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Слайд 143Приём «Мысли во времени»
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт
и давать личностную оценку проживаемому опыту.
Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
Слайд 144Приём «Шесть шляп»
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные
суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Слайд 145Приём "Синквейн"
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2
строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Слайд 146Приём “Райтинг”
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе
звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Слайд 147Приём “Хокку”
Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление,
а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
Пример.
Опавший пион - По-своему прекрасен С одним лепестком.
Слайд 148Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из
которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня
Слайд 149Тема «Вычитание с переходом через десяток»
Цель: научить планировать самостоятельную деятельность при
выполнении вычитания с переходом через десяток
Слайд 151Цели
Традиционные
Научить
- определять;
- анализировать;
- систематизировать
- вычислять;
- демонстрировать;
- применять;
- познакомить с приёмом
и т.д.
С точки зрения компетентностного подхода
Научить
- видеть проблему;
- выбирать средства;
- обосновывать выбор;
- выделять существенные признаки;
- обосновывать позицию;
- давать оценку;
- осуществлять выбор;
- планировать и программировать собственную деятельность;
- формулировать цель и др.
Слайд 153Мотивация учебной деятельности
Придумайте число больше 10, но меньше 20.
Сложите цифры этого
числа, от полученного числа отнимите количество единиц данного числа, запишите ответ. Сколько получилось?
Слайд 154Мотивация к учебной деятельности
Написанные примеры тоже скрывают один интересный закон. Я
этот закон знаю. А вы хотите его открыть? Чтобы это сделать нужно научиться… Чему? Как вы думаете?
Слайд 155Фиксация затруднений
Корзина идей. Работа в группах
Чему мы должны научиться?
Какие идеи могут
помочь?
Слайд 156Выявление места и причины затруднений
Методика «цветные листы»
В группах пробуют решить примеры
и объяснить решение.
Если уверены, то на «красном листе», если нужно показать место ошибки, то «зеленые листы»
Если не уверены, то «желтые листы»
Слайд 157Построение проекта выхода из затруднений
Приём “Диаграмма Венна»
Слайд 158Построение проекта выхода из затруднений
Обоснуйте с помощью моделей, 18-6=12 ,
Работают
в группах
1группа доказывает с помощью линейки
2 группа показывает решение с помощью разложения уменьшаемого на два слагаемых
3 группа – использует палочки
4 группа использует модель числа 18 и 6
Слайд 159Реализация проекта
Метод «зигзаг»
Каждая группа показывает свой подход при вычитании без перехода
через десяток. Послушав товарищей, использует один из методов представления числа и выполняет решение , пытается составить алгоритм.
Затем учит ребят другой группы
Слайд 160Первичное закрепление
Видео фрагмент
Учитель представляет алгоритм , а обучающиеся используют « Инсерт»
Слайд 162Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в
классе.
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении
Слайд 163Самостоятельная работа
Решают примеры первого слайда с использованием алгоритма. В парах
Первые два
примера с использованием модели чисел
Второй с использованием палочек, третий с использованием числовой прямой.
Слайд 164Самопроверка по образцу.
Учитель предлагает проверить один пример по полному образцу решения
Используется методика «Автобусная остановка»
Группы проверяют товарищей по готовому алгоритму
Слайд 166Повторение
Метод «Интеллектуальная карта»
Весь класс делится на 4 группы. Каждая группа получает
заранее приготовленную карточку. После решения числовых выражений представитель от команды вывешивает карточку, знакомит класс со способом решения дынных выражений. В обсуждении принимает участие весь класc)
Слайд 167Педагогический проект
Чтение с остановками ( алгоритм)
Открытие закона