Слайд 1
Системно-деятельностный
подход при изучении математики
Аксёнова Елена Анатольевна
МБОУ «Киреевская средняя
общеобразовательная школа №6»
администрации муниципального образования Киреевский район
Слайд 2Когда людей станут учить не
тому, что они должны думать, а
тому, как они должны думать, то
тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Слайд 3Подходы к образованию
традиционный
(ЗУНовский)
компетентностный
системно-деятельностный
Слайд 4Системно-деятельностный подход
- это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией
на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Слайд 5Стандарт образования
фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано,
а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
Слайд 6Деятельность
это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат
может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.
Слайд 7Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и
государством
Слайд 8Задача системы образования
состоит не в передаче объёма знаний, а
в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Слайд 9Системно – деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Слайд 10Универсальные учебные действия
В широком значении термин означает способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 11Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Слайд 12Функции универсальных учебных действий
создание условий для развития личности и ее самореализации
на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
Слайд 13Функции универсальных учебных действий
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и
формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 14Формирование универсальных учебных действий
1. Формирование универсальных учебных действий как цель
образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Слайд 15Формирование универсальных учебных действий
3. Универсальные учебные действия, их свойства и
качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Слайд 16Дидактические принципы
непрерывности
психологической комфортности
деятельности
Слайд 17Типологии уроков
Урок «открытия новых знаний»;
Урок парной работы (формирование ЗУНов,
коррекция пробелов);
Урок общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания).
Слайд 18Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода
учитель создает проблемную ситуацию
ученик
принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
обсуждение результатов
Слайд 19 «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над
которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
Адольф Дистерверг