Презентация, доклад на тему Реализация технологии деятельностного метода

Содержание

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностямУмение ставить перед собой цель, принимать решениеУмение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуацииУмение проконтролировать себя, свои собственные действияУмение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затрудненияУмение согласовывать свою позицию

Слайд 1Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности

Реализация технологии деятельностного метода  на уроках разной целевой направленности

Слайд 2Умение самостоятельно делать выбор, адекватный
своим способностям

Умение ставить перед собой цель,

принимать решение

Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации

Умение проконтролировать себя, свои собственные действия

Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения

Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностямУмение ставить перед собой цель, принимать решениеУмение самостоятельно находить выход в

Слайд 3Сократ
«Чтобы научиться играть на флейте, надо играть на ней».


Древняя китайская пословица

«Я слышу – и забываю,
я вижу – и запоминаю,
я делаю – и умею».

К. Э. Циолковский

«Сначала я открывал то, что известно многим,
затем то, что известно некоторым,
а потом – то, что неизвестно никому».

Сократ«Чтобы научиться играть на флейте, надо играть на ней».

Слайд 4Сообщение темы и цели
Актуализация знаний
Объяснение
Закрепление
Контроль
Структура технологии наглядно-демонстрационного обучения

Сообщение  темы  и целиАктуализация знанийОбъяснениеЗакреплениеКонтрольСтруктура технологии  наглядно-демонстрационного обучения

Слайд 5Дидактические принципы развивающего обучения

Дидактические принципы  развивающего обучения

Слайд 6Основной вывод психолого-педагогических
исследований последних лет заключается в том, что
формирование

личности ученика и продвижение его в
развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его собственной деятельности,
направленной на “открытие” им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации целей
и задач развивающего обучения является включение ребенка
в учебно-познавательную деятельность. В этом и
заключается принцип деятельности, Обучение,
реализующее принцип деятельности, называют
деятельностным подходом.


Принцип

Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в

Слайд 7 Принцип
Принцип единой картины мира в деятельностном подходе
тесно связан с

дидактическим принципом научности в
традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь
идет не просто о формировании научной картины мира,
но и о личностном отношении учащихся к полученным
знаниям, а также об умении применять их в своей
практической деятельности. Например, если речь идет об
экологических знаниях, то учащийся должен не просто
знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять
после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное
решение так не делать.


ПринципПринцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе,

Слайд 8Принцип
Принцип непрерывности означает преемственность
между всеми ступенями обучения на уровне
методологии,

содержания и методики.
Идея преемственности также не является новой для
педагогики, однако до сих пор она чаще всего
ограничивается так называемой “пропедевтикой”, а не
решается системно. Особую актуальность приобрела
проблема преемственности в связи с появлением
вариативных программ.


ПринципПринцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.Идея преемственности также не

Слайд 9Принцип
Можно выделить всего лишь два уровня — максимум,
определяемый зоной ближайшего

развития детей, и необходимый
минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа
должна предложить ученику содержание образования по
максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это
содержание по минимальному уровню
Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации
индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система
Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный — возьмет все и
пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между
этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и
возможностями — они сами выберут свой уровень по своему
возможному максимуму.
Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь
обязательный результат, и успех. Это позволит сформировать у
учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от “двойки”,
что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.


ПринципМожно выделить всего лишь два уровня — максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип

Слайд 10Принцип
Принцип психологической комфортности предполагает
снятие по возможности всех стрессообразующих
факторов учебного

про­цесса, создание в школе и на уроке
такой атмосферы, которая расковывает детей и в
которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они
“замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении
личности ребенка.
Однако психологическая комфортность необходима не
только для усвоения знаний — от этого зависит
физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным
условиям, создание атмосферы доброжелательности
позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие
здоровье детей.


ПринципПринцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного про­цесса, создание в школе и на

Слайд 11Принцип
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся
вариативного мышления, то есть понимания

возможности
различных вариантов решения задачи и умения осуществлять
систематический перебор вариантов.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности,
снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать
неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
Такой подход к решению проблем, особенно в трудных
ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать
в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право
учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы,
форм и методов работы, степень их адаптации в учебном
процессе. Однако это право рождает и большую
ответственность учителя за конечный результат своей
деятельности — качество обучения.


ПринципПринцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и

Слайд 12Принцип
Принцип творчества предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности

школьников, приобретение ими собственного
опыта творческой деятельности.
Речь здесь идет не о простом “придумывании” заданий по
аналогии, хотя и такие задания следует всячески
приветствовать. Здесь прежде всего имеется в виду
формирование у учащихся способности самостоятельно
находить решение не встречавшихся раньше задач,
самостоятельное “открытие” ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение
жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной
частью реального жизненного успеха любого человека.
Поэтому развитие творческих способностей приобретает в
наши дни общеобразовательное значение.


ПринципПринцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой

Слайд 13



Типология уроков
«Открытие» детьми нового знания
Рефлексия
Развивающего контроля
Урок общеметодологической

направленности


Типология уроков«Открытие» детьми нового знанияРефлексияРазвивающего контроляУрок общеметодологической направленности

Слайд 14Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у
учащихся умений реализации новых


способов действия.
Образовательная цель: расширение
понятийной базы за счет включения
в нее новых элементов.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Образовательная цель: расширение понятийной

Слайд 15
«Открытие» детьми нового знания
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Выявление причин

затруднения. Постановка цели деятельности. (И – исследование, К – критика)
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). (П – проект)
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности (итог урока).
«Открытие» детьми нового  знанияСамоопределение к деятельности.Актуализация знаний  и фиксация затруднения.Выявление причин затруднения. Постановка цели деятельности.

Слайд 16Уроки «открытия» нового знания имеют
следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности;
2) этап актуализации и фиксации индивидуального
затруднения в пробном учебном действии;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап первичного закрепления с комментированием во
внешней речи;
6) этап самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону;
7) этап включения в систему знаний и повторения;
8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.










Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру:1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации

Слайд 17Основной целью этапа
мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности является выработка на


личностно значимом уровне внутренней готовности
реализации нормативных требований учебной
деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны
учебной деятельности («надо»);
установить тематические рамки учебной
деятельности («могу»).

1

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации

Слайд 18Этап 1. Самоопределение к деятельности (1–2 мин.)

Этап 1.  Самоопределение к деятельности  (1–2 мин.)

Слайд 19Основной целью этапа актуализации и фиксации
индивидуального затруднения в пробном учебном

действии является подготовка мышления учащихся и
организация осознания ими внутренней потребности к
построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;
активизировали соответствующие мыслительные
операции и познавательные процессы (внимание, память и
т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия
(«надо» – «хочу» – «могу») и попытались самостоятельно
выполнить индивидуальное задание на применение нового
знания, запланированного для изучения на данном уроке;
зафиксировали возникшее затруднение в
выполнении пробного действия или его обосновании.

2

Основной целью этапа актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии является подготовка мышления учащихся и

Слайд 20Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения (5–6 мин.)

Этап 2. Актуализация знаний  и фиксация затруднения (5–6 мин.)

Слайд 21Основной целью этапа выявления места
и причины затруднения является осознание
того,

в чем именно состоит недостаточность
их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на
знаковую запись и проговорили в слух, что и как они
делали;
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло
затруднение (место затруднения);
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными
способами и зафиксировали, какого знания или умения
недостает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще (причина затруднения).

3

Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их

Слайд 22Этап 3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (3–4 мин.)

Этап 3. Выявление причины затруднения  и постановка цели деятельности (3–4 мин.)

Слайд 23 Основной целью этапа построения проекта
выхода из затруднения является постановки целей

учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
в коммуникативной форме сформулировали конкретную
цель своих будущих учебных действий, устраняющих
причину возникшего затруднения (то есть сформулировали,
какие знания им нужно построить и чему научиться);
предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;
выбрали способ построения
нового знания (как, каким методом?);
выбрали средства для построения
нового знания (с помощью чего?) – изученные
понятия, алгоритмы, модели, формулы,
способы записи и т.д.

4

Основной целью этапа построения проекта 	выхода из затруднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе

Слайд 24Основной целью этапа реализации построенного
проекта является построение учащимися нового
способа

действий и формирование умений его
применять как при решении задачи, вызвавшей
затруднение, так и при решении задач такого класса
или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и
обосновать гипотезы;
при построении нового знания использовать
предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
применить новый способ действий для решения
задачи, вызвавшей затруднение;
зафиксировать в обобщенном виде новый способ
действий в речи и знаково;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

4

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Слайд 25Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

(7–8 мин.)


Этап 4. Построение проекта выхода  из затруднения («открытие» детьми  нового знания) (7–8 мин.)

Слайд 26Основной целью этапа первичного
закрепления с комментированием во
внешней речи является

усвоение
учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах)
несколько типовых заданий на новый способ
действия;
при этом постоянно проговаривали вслух
выполненные шаги и их обоснование –
определения, алгоритмы, свойства и т.д.

5

Основной целью этапа первичного закрепления с комментированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.Для реализации

Слайд 27Этап 5. Первичное закрепление во внешней речи (4–5 мин.)

Этап 5.  Первичное закрепление  во внешней речи (4–5 мин.)

Слайд 28Основной целью этапа самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону является интериоризация


нового способа действия и исполнительская рефлексия
(коллективная и индивидуальная) достижения цели
пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;
организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого
ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки,
предоставить возможность выявления
причин ошибок и их исправления.

6

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия(коллективная

Слайд 29Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4–5 мин.)

Этап 6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону (4–5 мин.)

Слайд 30Основной целью этапа включения в систему знаний
и повторения является включение

нового способа
действий в систему знаний, при этом – повторение и
закрепление ранее изученного и подготовка к изучению
следующих разделов курса.
Для этого нужно:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
организовать выполнение зданий, в которых новый способ
действий связывается с ранее изученными;
организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня
автоматизированного навыка;
при необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

7

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний,

Слайд 31Этап 7. Включение в систему знаний и повторение (7–8 мин.)

Этап 7. Включение в систему знаний  и повторение (7–8 мин.)

Слайд 32Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка
учащимися

результатов своей учебной деятельности,
осознание метода построения и границ применения нового
способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками
собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной
деятельности и фиксируют степень их соответствия;
намечаются цели дальнейшей деятельности и
определяются задания для самоподготовки (домашнее
задание с элементами выбора, творчества).

8

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода

Слайд 33Этап 8. Рефлексия деятельности (2–3 мин.)

Этап 8.  Рефлексия деятельности (2–3 мин.)

Слайд 34Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к рефлексии коррекционно-контрольного
типа

и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их
причин, построение и реализация проекта выхода из
затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных
способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных

Слайд 35Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;


2) этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.











Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации индивидуального

Слайд 36Основной целью этапа мотивации
(самоопределения) к коррекционной
деятельности является выработка на


личностно значимом уровне внутренней готовности
к реализации нормативных требований учебной
деятельности, однако в данном случае речь идет о норме
коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны
коррекционной деятельности («надо»).
исходя из решенных ранее задач, установить тематические
рамки и создать ориентировочную основу коррекционных
действий («могу»).

1

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к

Слайд 37 1. Самоопределение к деятельности

1. Самоопределение к деятельности

Слайд 38Основной целью этапа актуализации и фиксации
индивидуального затруднения в пробном учебном


действии является подготовка мышления учащихся и
осознание ими потребности к выявлению причин
затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
организовать повторение и знаковую фиксацию способов
действий, запланированных для рефлексивного анализа
учащимися – определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
активизировать соответствующие мыслительные
операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и
выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на
применение способов действий, запланированных для
рефлексивного анализа;
организовать самопроверку учащимися своих работ по
готовому образцу с фиксацией полученных
результатов (без исправления ошибок).

2

Основной целью этапа актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии является подготовка мышления учащихся и

Слайд 392.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слайд 40Основной целью этапа локализации индивидуальных
затруднений является осознание места и причины


собственных затруднений в выполнении изученных
способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет
использоваться на данном уроке;
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение
и определяют место ошибок – место затруднений;
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы,
правила и т.д.), в которых допущены ошибки – причину
затруднений.
Учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют
пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления
ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а
решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше
присоединяются к первой группе – выявляют место и причину
затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное
задание творческого уровня и далее работают самостоятельно
до этапа самопроверки.

3

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов

Слайд 413.Локализация затруднений

3.Локализация затруднений

Слайд 42Основной целью этапа построения проекта коррекции
выявленных затруднений является постановки целей


коррекционной деятельности, и на этой основе – выбор
способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своей своих
будущих коррекционных действий (то есть
сформулировали, какие понятия и способы действий им
нужно уточнить и научиться правильно применять);
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?)
коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные
понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и
т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом
они будут это делать (используя эталоны, учебник,
анализируя выполнение аналогичных заданий на
предыдущих уроках и др.).

4

Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности, и на этой основе

Слайд 434.Построение проекта выхода из затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 44Основной целью этапа реализации построенного
проекта является осмысленная коррекция учащимися
своих

ошибок в самостоятельной работе и формирование
умения правильно применять соответствующие способы
действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были
затруднения в самостоятельной работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным
методом на основе применения выбранных средств, а в случае
затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для
самопроверки;
в 1-ом случае – соотнести свои результаты исправления
ошибок с эталоном для самопроверки;
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или
придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
решить эти задания (часть из них может войти в дом.работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в
самостоятельной работе, продолжают решать
задания творческого уровня или выступают в
качестве консультантов.

5


Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование

Слайд 45Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов

действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели:
организуется обсуждение типовых затруднений;
проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

6

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.Для реализации этой цели:организуется

Слайд 46
6.Обобщение затруднений во внешней речи.

6.Обобщение затруднений во  внешней речи.

Слайд 47 Основной целью этапа самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону является

интериоризация
способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка
их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и
создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:
выполняют самостоятельную работу, аналогичную
первой, при этом берут только те задания, в которых были
допущены ошибки;
проводят самопроверку своих работ по эталону для
самопроверки и фиксируют знаково результаты.
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
В это время учащиеся, не допустившие ошибки в
контрольной работе, выполняют самопроверку
дополнительных заданий творческого уровня по
предложенному образцу.

7

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка

Слайд 487.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 49Основной целью этапа включения в систему знаний и
повторения является применение

способов действий,
вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее
изученного и подготовка к изучению следующих разделов
курса.
Для этого учащиеся при положительном результате
предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы
действий связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению следующих
тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют
предыдущий этап для другого варианта.

8

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и

Слайд 508.Включение в систему знаний и повторение.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 51Основной целью этапа рефлексии деятельности на
уроке является осознание учащимися метода

преодоления
затруднений и самооценка ими результатов своей
коррекционной (а в случае, если ошибок не было,
самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
уточняют алгоритм исправления ошибок;
называют способы действий, вызвавшие затруднение;
фиксируют степень соответствия поставленной цели и
результатов деятельности;
оценивают собственную деятельность на уроке;
намечают цели последующей деятельности;
в соответствии с результатами деятельности на уроке,
согласовывают домашнее задание (с элементами
выбора, творчества).

9


Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов

Слайд 52Урок развивающего контроля.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ И АЛГОРИТМОВ
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ

К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Урок развивающего контроля.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ И АЛГОРИТМОВФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Слайд 53 Формы организации уроков
развивающего контроля:
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного
варианта ученику, самостоятельное

сопоставление им
собственного варианта с эталонным с последующей
самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является
другой ученик. При этом формирование способности к
самооценке происходит через проверку справедливости
оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный
анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности
предполагает, что держателем эталона является педагог.
Формирование способности к самооценке происходит через
согласование с учителем результата на основе ранее
установленных критериев и рефлексивный анализ
допущенных ошибок.
Формы организации уроков 		развивающего контроля:	Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным

Слайд 54МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ:
НАЛИЧИЕ ПОНЯТИЙНО ОБОСНОВАННОГО ЭТАЛОНА,
А НЕ СУБЪЕКТИВНОЙ

ВЕРСИИ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМОГО ВАРИАНТА
С ЭТАЛОНОМ ПО ОГОВОРЕННОМУ МЕХАНИЗМУ

1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОГО ВАРИАНТА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТАТ СОПОСТАВЛЕНИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРАНЕЕ ОБОСНОВАННЫМ
КРИТЕРИЕМ


МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО КОНТРОЛЮ:НАЛИЧИЕ ПОНЯТИЙНО ОБОСНОВАННОГО ЭТАЛОНА, А НЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ВЕРСИИСОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМОГО ВАРИАНТА С ЭТАЛОНОМ ПО

Слайд 55УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ ДВА ЭТАПА:
ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ;

2) АНАЛИЗ

КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ.

ЭТИ ЭТАПЫ ПРОВОДЯТСЯ НА ДВУХ УРОКАХ.

УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ    ПРЕДПОЛАГАЮТ ДВА ЭТАПА: ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ;2) АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.ЭТИ ЭТАПЫ ПРОВОДЯТСЯ

Слайд 56Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной

деятельности;
2) этап актуализации и фиксации индивидуального
затруднения в пробном учебном действии;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных
затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной
деятельности.

}1 урок

}2урок


Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации

Слайд 571урок. Проведение контрольной работы.

1урок. Проведение контрольной работы.

Слайд 58Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к
контрольно-коррекционной деятельности является
выработка на

личностно значимом уровне внутренней
готовности к реализации нормативных требований учебной
деятельности, однако в данном случае речь идет о норме
контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
определить основную цель урока и создать условия для
возникновения внутренней потребности включения в
контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны
контрольно-коррекционной деятельности («надо»).
исходя из решенных ранее задач, установить тематические
рамки и создать ориентировочную основу контрольно-
коррекционных действий («могу»).
установить форму и процедуру контроля;
предъявить критерий выставления оценки.

1

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к

Слайд 59Основной целью этапа актуализации и фиксации
индивидуального затруднения в пробном учебном


действии является подготовка мышления учащихся и
осознание ими потребности к самоконтролю
результата и выявлению причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
организовать повторение контролируемых способов
действий (норм);
активизировать мыслительные операции и
познавательные процессы, необходимые для выполнения
контрольной работы;
организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» –
«могу») к выполнению контрольной работы на применение
способов действий, запланированных для контроля и
последующего рефлексивного анализа;
организовать индивидуальное написание учащимися;
организовать сопоставление учащимися своих работ по
готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления
ошибок);
предоставить возможность учащимся провести
самооценку своих работ по заранее согласованному
критерию.


2

Основной целью этапа актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии является подготовка мышления учащихся и

Слайд 60II урок. Анализ контрольной работы.
Данный урок соответствует уроку
работы над

ошибками контрольной работы в традиционной школе
и проводится после проверки ее учителем.
II урок. Анализ контрольной работы. Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе

Слайд 61Основной целью этапа локализации индивидуальных
затруднений является выработка на личностно значимом


уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а
также выявление места и причины собственных
затруднений в выполнении контрольной работы.
Для этого необходимо:
организовать мотивирование учащихся к
коррекционной деятельности («хочу» – «надо» – «могу») и
формулировку ими основной цели урока;
воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
проанализировать правильность самопроверки учащимися
своих работ и при необходимости – согласование их оценок
с оценкой учителя.

3

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе,

Слайд 62Далее на основе алгоритма исправления ошибок учащиеся,
допустившие ошибки:
уточняют алгоритм исправления

ошибок (алгоритм
строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного
метода).
анализируют свое решение и определяют место ошибок –
место затруднения;
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы,
формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки –
причину затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе
сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания
творческого уровня, либо выступают в качестве
консультантов.
Далее на основе алгоритма исправления ошибок учащиеся, допустившие ошибки:уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках

Слайд 63Основной целью этапа построения проекта коррекции
выявленных затруднений является постановки целей

коррекционной деятельности, и на этой основе – выбор
способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своей своих
будущих коррекционных действий (т.е. сформулировали,
какие понятия и способы действий им нужно уточнить и
научиться правильно применять);
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?)
коррекции, то есть установили, какие конкретно
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким
образом они будут это делать (используя эталоны, учебник,
анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и
др.).

4

Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности, и на этой основе

Слайд 64 Основной целью этапа реализации построенного
проекта является

осмысленная коррекция учащимися
своих ошибок в контрольной работе и формирование
умения правильно применять соответствующие способы
действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый
учащийся, у которого были затруднения в контрольной
работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки
выбранным методом на основе применения выбранных
средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью
предложенного эталона для самопроверки;
в первом случае – соотнести свои результаты исправления
ошибок с эталоном для самопроверки;
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или
придумать самому задания на те способы действий
(правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены
ошибки;
решить эти задания (часть из них может войти в
домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе,
продолжают решать задания творческого уровня или
выступают в качестве консультантов.

5

Основной целью этапа реализации построенного    проекта является осмысленная коррекция учащимися   своих ошибок

Слайд 65Основной целью этапа обобщения
затруднений во внешней речи является
закрепление способов

действий, вызвавших
затруднение.
Для реализации этой цели, подобно урокам
рефлексии, организуется:
обсуждение типовых ошибок;
проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

6

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.Для реализации этой цели,

Слайд 66Основной целью этапа самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону, как и

на уроке рефлексии,
является интериоризация способов действий, вызвавших
затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная
рефлексия достижения цели, а также создание (по
возможности) ситуации успеха
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся,
допустившие ошибки в контрольной работе:
выполнили самостоятельную работу, аналогичную
контролируемой работе, выбирая только те задания, в
которых допущены ошибки;
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и
зафиксировали знаково результаты.
зафиксировали преодоление возникшего ранее
затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной
работе, выполняют самопроверку заданий творческого
уровня по предложенному образцу.

7

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов

Слайд 67Основной целью этапа включения в систему знаний и
повторения является применение

способов действий,
вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее
изученного и подготовка к изучению следующих разделов
курса.
Для этого учащиеся при положительном результате
предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы
действий связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению следующих
тем.
При отрицательном результате предыдущего этапа:
учащиеся повторяют предыдущий этап для другого
варианта.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

8

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и

Слайд 68Основной целью этапа рефлексии деятельности
на уроке является самооценка результатов контрольно-
коррекционной

деятельности, осознание метода
преодоления затруднений в деятельности и механизма
контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
проговаривают механизм деятельности по контролю;
анализируют, где и почему были допущены ошибки,
способы их исправления;
называются способы действий, вызвавшие затруднение;
фиксируется степень соответствия поставленной цели
контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
оценивают полученные результаты собственной
деятельности;
при необходимости определяются задания для
самоподготовки (домашнее задание с элементами
выбора, творчества);
намечают цели последующей деятельности.

9


Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в

Слайд 69Урок общеметодологической направленности.

Урок общеметодологической направленности.

Слайд 70Уроки общеметодологической направленности
призваны:
во-первых, формировать у учащихся представлений о
методах

наук,
во вторых, о методах организации самой учебной
деятельности, направленной на самоизменение и
саморазвитие.
Так, на данных уроках организуется понимание и построение
учащимися норм и методов учебной деятельности,
самоконтроля и самооценки, рефлексивной
самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне
рамок какого-либо предмета на классных часах,
внеклассных мероприятиях или других
специально отведенных для этого уроках.
Уроки общеметодологической направленности проводятся
также в начале и в конце изучения определенных разделов,
глав курса.


Уроки общеметодологической направленности призваны: во-первых, формировать у учащихся представлений о методах наук,во вторых, о методах организации самой

Слайд 71Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание

Слайд 72Чтобы соответствовать дидактическим принципам деятельностного метода, учебное содержание по форме должно:
1)

представлять собой систему учебных задач, обеспечивающих включение учащихся в учебную деятельность (принцип деятельности);
2) строиться в виде содержательных линий без повторений, иметь единую методику построения понятий (принцип непрерывности);
3) представлять собой последовательность разделов, каждый из которых соответствует определенному этапу познания (принцип целостного представления о мире);
4) иметь выделенные минимальный и максимальный уровни (принцип минимакса);
5) соответствовать психофизиологическим особенностям развития детей (принцип психологической комфортности);
6) предоставлять возможность выбора заданий всех уровней (принцип вариативности);
7) включать разделы, связанные с построением метода (принцип творчества).
Чтобы соответствовать дидактическим принципам деятельностного метода, учебное содержание по форме должно:1) представлять собой систему учебных задач, обеспечивающих

Слайд 73По морфологическому наполнению учебное содержание должно:
1) соответствовать сущности исторического процесса формирования

науки (принцип деятельности);
2) должно обеспечивать содержательную, методическую и технологическую преемственность (принцип непрерывности);
3) раскрывать метод науки, ее роль для практики и место в системе наук (принцип целостного представления о мире);
4) включать задания, находящиеся как в зоне ближайшего развития среднего пользователя, так и задания, освоение которых находится в зоне ближайшего развития будущего разработчика новых понятий (принцип минимакса);
5) способствовать осуществлению перехода от логического к эмоциональному восприятию предмета (принцип психологической комфортности);
6) включать проблемы, решение которых связано с системным перебором вариантов и выбором оптимального варианта в соответствии с указанным критерием (принцип вариативности);
7) включать задачи, решение которых требует самостоятельного построения метода (принцип творчества).

По морфологическому наполнению учебное содержание должно:1) соответствовать сущности исторического процесса формирования науки (принцип деятельности);2) должно обеспечивать содержательную,

Слайд 74Тема урока:
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о…,сформировать
понятие…; сформировать умение…;

сформировать
способность к...; повторить…., тренировать…, закрепить…
Демонстрационные материалы:
Раздаточные материалы:
Учебное содержание, необходимое для изучения нового материала:
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

Структура плана урока для педагога, использующего технологию деятельностного метода


Тема урока:Тип урока: ОНЗЦель урока: сформировать представление о…,сформировать понятие…; сформировать умение…; сформировать способность к...; повторить…., тренировать…, закрепить…Демонстрационные

Слайд 75Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) актуализировать требования к учащимся

со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) определить содержательные рамки урока («могу»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание (указать какое), достаточное для восприятия нового знания;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать в какой форме);
4) самостоятельно осуществить пробное учебное действие;
5) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2:
задания и образцы представления их решений;
действия и вопросы учителя;
возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок.



Ход урока:1. Мотивация к учебной деятельности.Цель: 1) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);2) создать

Слайд 763. Постановка проблемы.
Цель:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место –

шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения – те знания или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
вопросы учителя, направленные на выявление места затруднения (Какие шаги решения вы выполняли? На каком шаге возникло затруднение?) и возможные ответы учеников;
вопросы учителя, направленные на выявление и фиксирование причины затруднения (Почему возникло затруднение?) и возможные ответы учеников;
контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) выбрать способ реализации цели (уточнение, дополнение);
3) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
формулировка и способ фиксирования цели и темы урока;
способ, план и средства реализации цели;
действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок.



3. Постановка проблемы. Цель:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение;2) соотнести

Слайд 775. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с

планом;
2) зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме.
Организация учебного процесса на этапе 5:
вопросы учителя и возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок;
образцы эталонов и методы работы с ними.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать изученное содержания во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
задания для первичного закрепления и их правильные решения;
текст проговаривания выполненного задания;
формы и способы организации учебной деятельности;
возможные затруднения и способы коррекции.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых
условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
задания самостоятельной работы и эталоны для самопроверки;
способ представления и самоконтроля выполненных заданий;
возможные ошибки и способы их коррекции;
способ и формы фиксации самооценки выполненной работы.



5. Реализация построенного проекта. Цель:1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;2) зафиксировать новый способ действий в

Слайд 788. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель:
1) определить

границы применимости нового знания;
2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);
3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).
Организация учебного процесса на этапе 8:
задания и образцы их правильного решения;
способ представления заданий;
возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов и способы исправления ожидаемых ошибок.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;
3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
действия и вопросы учителя;
ожидаемые ответы учеников;
способы самооценки собственной деятельности;
фиксирование неразрешенных затруднений;
домашнее задание и способы его представления.
 





8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки

Слайд 79 Способы реализации принципов:
Д
 Н
 Ц
 М
 П
 В
 Т 
Оформление доски:


 Способы реализации принципов: Д Н Ц М П В Т Оформление доски:

Слайд 84Разложить числа на простые множители.
Выписать наибольшее из чисел.
Добавить недостающие множители из

разложения оставшихся чисел.
Найти полученное произведение, если это необходимо.


Разложить числа на простые множители.Выписать наибольшее из чисел.Добавить недостающие множители из разложения оставшихся чисел.Найти полученное произведение, если

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть