Слайд 1«РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»
Цель: создание условий для передачи
опыта по применению компетентностно-деятельностного метода обучения на уроках
математики
Слайд 2Невар Светлана Эдуардовна
учитель математики
ГУО «Средняя
школа № 12
г. Пинска»
Высшее педагогическое
образование.
Окончила Гомельский
Государственный университет
в 1991 году
Педагогический стаж 22 года.
высшая квалификационная
категория.
Слайд 3
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это
путь самый
благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий
Путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности
Слайд 4Школа должна готовить своих учеников к той жизни,
о которой сама еще не знает.
важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 5 Дети запоминают:
10% от того, что они читают;
26% от того,
что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Слайд 6Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности.
Основная педагогическая
задача:
организация
условий,
инициирующих
детское действие
Слайд 7Д.Пойа:
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Слайд 8Стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика
Дифференцированный подход в
обучении школьников является самым оптимальным и разумным
Слайд 9Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу:
Математика начинается
вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в знаниях.
Слайд 10 Моя педагогическая деятельность строится на принципах деятельностного подхода при обучении
математике.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
А. Дистервег
Слайд 11Деятельностным методом называется
метод обучения, при котором ребенок
не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 12Я пытаюсь так организовать обучение, чтобы учащиеся
сами могли поставить цель изучения
,
сами формулировали задачи урока и решали их,
сами применяли результаты на практике.
Слайд 13Тема педагогической идеи:
Ученик – это Личность
и для него важно решить
три проблемы «само»:
самообучения,
самовоспитания,
саморазвития.
Учитель всегда готов помочь ему в этом.
Слайд 14Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда на уроке предоставляются возможности:
работы в парах,
группах,
работы ученика
в роли учителя,
эксперта,
консультанта
Слайд 15
ДВП +ДДУ + ДРЗ
Д – деятельность;
ВП – введение понятия;
ДУ – доказательство
утверждений;
РЗ – решение задач.
Слайд 16ДВП = Пс + С + К
проблемные ситуации (Пс),
систематизация знаний
(С),
классификация понятий (К)
Слайд 17ДДУ = Г + Ан + Ав
выдвижение гипотезы (Г),
анализ
нисходящий (Ан) ,
восходящий (Ав)
Слайд 18Для поддержания мотивации
учащихся использую приемы:
доказательство одного и того же факта
различными
способами;
поощрение “авторского” доказательства;
самостоятельное знакомство с каким – либо
фактом с помощью различных источников;
работа в группах по доказательству
математического утверждения;
самостоятельный поиск ошибок.
Слайд 19ДРЗ = ИЗ + ПСР + РЗ + АР
Изучение задачи
(ИЗ);
Поиск способов решения задачи
(ПСР);
непосредственное решение
задачи (РЗ)
и последующий
анализ результатов (АР)
решенной задачи,
.
Слайд 20ДВП + ДДУ + ДРЗ способствует:
развитию творческой инициативы;
формированию потребности в
самостоятельном нахождении
путей решения ;
самостоятельному поиску и
отслеживанию ошибок;
более качественному
овладению математическими знаниями,
умениями и навыками.
Слайд 21Только через самостоятельную деятельность и преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может
войти в мир творчества.
Слайд 22Одна из составляющих деятельностного обучения
Использование проблемного обучения на уроках математики
и во внеурочной деятельности.
Слайд 23Творчество
Любопытство
Проблема
Удивление
Трудности
Потребность в
познании
Слайд 24Технологическая схема использования проблемных ситуаций
1. Учитель подводит школьников к противоречию и
предлагает им самим найти способ его решения.
2. Учитель сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
3. Учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, учит сопоставлять факты.
4. Учитель ставит проблемные задачи (с недостаточными исходными знаниями, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками).
5) 0,48 : 4 =
2) 11,4 · 0,2 = 6) 3 – 0,04 =
3) 7,5 – 0,7 = 7) 2 : 5 =
4) 2,54 + 0,4 = 8) 19,19 : 19 =
Устный счет
10,6
2,28
6,8
2,94
1,01
0,4
2,96
0,12
Слайд 26«На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 35000 рублей уценили
на 40%, а через неделю еще на 5%. В другом магазине, шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить
этот шарф?
Слайд 27Арбуз весил 10 кг и содержал 99 % воды. Когда он
немного усох, то стал содержать 98% воды. Сколько теперь весит арбуз?
Слайд 28В задаче часть слов размыло водой, восстановите текст задачи и решите
ее: "… … … 135,6 км, сделав остановку. До остановки … 3 часа …
27,6 км/ч. Остальной путь … за 2 часа. С какой скоростью …?"
Слайд 29Две бригады должны собрать по плану 18 ноутбуков . Первая бригада
выполнила план на 120%, а вторая – на 125%. В результате было собрано 22 ноутбука. Сколько ноутбуков собрала каждая бригада?
Слайд 30Решите задачу.
В первый час катер шел со скоростью 27,5 км/ч, во
второй час со скоростью 24,6 км/ч. Найдите среднюю скорость катера.
(6 баллов)
2) В первый час теплоход шел со скоростью 24,3 км/ч, во второй час его скорость была на 5,1 км/ч меньше. Найдите среднюю скорость теплохода. (8 баллов)
Первые 2 часа катер шел со скоростью 29,5 км/ч, затем 3 часа со скоростью 25,7 км/ч. Найдите среднюю скорость катера.
(10 баллов)
Слайд 31 Предлагаю самостоятельно составить задачи,
придумать сказку с математическим содержанием,
составить
опорный конспект, блок-схему,
составить кроссворд.
сделать презентацию.
Творческие задания
Слайд 36 Для более глубокого закрепления материала и развития у учащихся представления
о логическом построении курса математики включаю задания на установление внутрипредметных связей.
На уроках обобщения знаний
Слайд 37Пример 1 Составить схему возможных расположений двух прямых в пространстве
Слайд 41 ВАМ СЛАБО РЕШИТЬ ТАКОЕ УРАВНЕНИЕ???
Слайд 42 Мне НЕТ
И Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ МОГУ ПОДЕЛИТЬСЯ С ВАМИ
Слайд 43
Чтобы решить это коварное уравнение нам понадобится:
1) знание формул сокращённого умножения
2)
немного терпения
3) и, конечно же, умственное напряжение
Слайд 47 В уравнении количество корней равно или меньше его степени!!!
Поэтому нам и пришлось решать, чтобы убедиться, что других корней в уравнении нет.
Слайд 48Возможности компьютера в школе
Проведение уроков с использованием мультимедийных средств
Использую при:
Устном счете
Объяснении
нового материала
Проверке домашнего задания
Работе над ошибками
Слайд 49Использование домашнего компьютера
Создание рабочих листов, опорных конспектов к уроку
Слайд 50Использование Интернет ресурсов
Готовые методические разработки
Медиа-уроки
Справочники и энциклопедии
Научные сайты и новости образования
Мой
опыт показал, что готовые медиа-уроки зачастую требуют доработки под конкретные задачи урока.
Слайд 51Использование домашнего компьютера
Создание рабочих листов, опорных конспектов к уроку
Разработка презентаций к
урокам
+ Значительно экономит время на уроке. Дисциплинирует ученика и учителя.
- Требует значительных временных затрат и тщательной проработки урока, оптимизирует процесс обучения.
Слайд 52Возможности компьютера в школе
Проведение уроков с использованием мультимедийных средств
Слайд 53
сасаса
Самые удачные мои разработки презентаций к урокам
Слайд 54Возможности компьютера в школе
Проведение внеклассных мероприятий
Слайд 56Результативность
Индивидуализация процесса обучения
В среднем с 64,5% до 67,5% (за три
года)
Результаты ЕГЭ:
Варьирование уровня сложности
Оптимизация процесса обучения
Обеспечение здоровьесбережения учащихся
Повышение качества обучения
Слайд 57Помните, что знания и умения ребенка, приобретаемые в школе - еще
не вся его жизнь; самое главное - каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, саморазвитию.
Ребенок имеет право быть не
таким, каким хотите его
видеть Вы.
Слайд 60Составить план-конспект
урока открытия нового знания (ОНЗ).
Тема «Квадрат и куб числа»,
5 класс
планируйте целенаправленно,
готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно
и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уор
Слайд 61 Структура урока ОНЗ и распределение времени
на уроке
ОНЗ
(Продолжительность этапов урока «открытия»
нового знания в минутах)
Слайд 62Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
4. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.
Слайд 63Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
5. Первичное
закрепление с комментированием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 64Алгоритм конструирования уроков «открытия» нового знания
1. Выделить и сформулировать новое знание.
2.Смоделировать
способ открытия нового знания.
3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4.Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
5.Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Слайд 65Алгоритм конструирования уроков «открытия» нового знания
6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
7.Смоделировать
диалог или проблемную ситуацию.
8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
9.Определить приёмы организации первичного закрепления.
Слайд 6610.Подобрать задания на этап повторения по уровням:
а) ….
Новое знание + 1 знание
б) … новое знание + …
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести коррективы в план – конспект
Алгоритм конструирования уроков «открытия» нового знания
Слайд 68Выскажите свое мнение,
закончив предложение.
Мне было интересно…
Я приобрела…
Меня удивило…
На
мой взгляд удалось…
На семинаре было важным…
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
Что учесть на будущее?..
Слайд 69Благодарю за сотрудничество.
Мне с вами было приятно работать.