Слайд 1ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТ
«Разработка технологической карты урока математики в 5 классе»
Выполнила:Забирова Дайма Мухтаровна
слушательница курсов повышения
квалификации учителей.
Должность: учитель математики и информа-
тики I квалификационной категории .
Место работы: МБОУ «Большековалинская
основная общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан».
Научный руководитель : старший преподаватель кафедры
математики отдела общего образванияПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
Ахметшина Гульсия Хабриевна
Казань - 2014
Слайд 2Содержание
1.Введение
2.Краткая аннотация проекта.
3.Обоснование необходимости проекта.
4.Актуальность темы.
5. Цель и задача
проекта.
6.Планируемые результаты.
7.Основная часть. Разработка технологической карты урока.
8.Заключение.
9.Список литературы.
10.Приложение.
Слайд 3Введение
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели
и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
В свете внедрения ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность самого педагога по сравнению с традиционной системой преподавания?
Слайд 4 Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт
второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить учиться.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.
Слайд 5Так что же для нас современный урок ?
Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока.
Моя проектная работа посвящена методам разработки технологической карты урока математики в 5 классе общеобразовательной школы.
Слайд 6Обоснование необходимости проекта.
В 2015-2016 учебном году в пятые
классы приходят учащиеся, обучавшиеся в начальной школе по-новому.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учителя должны уметь составить технологическую карту. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Слайд 7Актуальность темы.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении
о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Слайд 8
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на
уроках.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Слайд 9 Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических,
точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, предназначена для проектирования учебного процесса.
Слайд 10ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ИЗЛОЖИТЬ РЯД ПРИНЦИПОВ И ПОЛОЖЕНИЙ НЕОБХОДИМЫХ В РАЗРАБАТЫВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
КАРТ УРОКА МАТЕМАТИКИ.
Задача проекта.
Найти ответы на вопросы :
1. Какова структура технологической карты?
2.Что позволит учителю технологическая карта ?
3.Что позволит технологическая карта администрации школы?
Слайд 11ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение разработать технологическую карту урока математики намного облегчит
подготовку учителя к современному уроку. Ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Слайд 12
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА»?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации,
в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).
Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Слайд 13
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТК) ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:
Какие операции необходимо выполнять?
В какой
последовательности выполняются операции?
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)?
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции?
Результат выполнения каждой операции?
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции?
Слайд 14Хәрәкәттә - бәрәкәт.
Хәрәкәттә - бәрәкәт.
Технологические карты разрабатываются в случае:
Высокой
сложности выполняемых операций;
Наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей.
Слайд 15ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ОБРАЗОВАНИИ
Преподавание учебных курсов в школе это
довольно сложный процесс, поэтому наиболее «удачным» сценарием современного урока выбрано его обобщенно-графическое выражение, а именно ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Слайд 16
Методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты
урока:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
Слайд 17
В структуре технологической карты урока мы выделяем блоки, соответствующие
идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Слайд 18СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые
результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 19ЧТО ПОЗВОЛИТЬ УЧИТЕЛЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ?
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
Слайд 20-освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает
учителя от непродуктивной рутинной работы;
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.;
-обеспечить повышение качества образования.
Слайд 21Что позволит технологическая карта администрации школы?
контролировать выполнение программы ,
контролировать достижение
планируемых результатов,
осуществлять необходимую методическую помощь
Слайд 22
НЕОБХОДИМОСТЬ КАРТЫ, ФИКСИРУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
новое понимание образовательных результатов – необходимость
ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Слайд 23УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
Слайд 24ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ
- Этапы урока
-Время, мин
-Деятельность учителя
-Деятельность учащихся
-Методы, приемы
и формы обучения
-Прогнозируемый результат образовательной деятельности
-Учебно-методическое обеспечение
Слайд 25
Технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных
результатов
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Предметные
Универсальные учебные действия(УУД)
Слайд 26 Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового
штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Параметрами технологической карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Слайд 27-Этап
урока.
-Задачи этапа.
-Деятельность учителя.
-Деятельность учеников.
-Время.
-Формируемые УУД
Слайд 29ВАРИАТИВНЫЕ ЧАСТИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Слайд 30ОБЩИЙ ВИД ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Слайд 31БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
-дифференциация требований
к уровню освоения
-явное выделение
базового и
повышенных уровней
Слайд 32ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ. ФИКСИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Слайд 36 ОБЩИЙ ВИД ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
ПРЕДМЕТ
КЛАСС
АВТОР УМК
ТЕМА УРОКА
ТИП УРОКА
Слайд 38ВЫВОДЫ
Технологическая карта
чётко фиксирует:
виды формируемых у учащихся способов деятельности в чётком
соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей
Слайд 39ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической
задачи
(то есть дифференцировать процесс обучения)
Слайд 40Число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить