Слайд 1Требования к учебному занятию как основной форме организации учебного процесса
Организация учебного
занятия и подготовка преподавателя к нему
Практическая работа:
структура учебного занятия
Слайд 3Внешние отличия урока и занятия
Урок принято проводить со всем классом в течение
45 минут и завершать его по учительскому указанию, по звонку, одновременно для всех детей.
Занятие может быть организовано с малой группой обучающихся (половина класса) и по времени жестко не регламентировано, завершение может происходить индивидуально для каждого учащегося
Слайд 4Отличие занятия от урока по содержанию предметного материала
Урок – это место
принятия и постановки учебной задачи, где происходит выделение общего способа, введение и понимание обучающимися принципов моделирования.
На занятиях разворачивается работа по освоению операций, входящих в состав введенного на уроке способа действия.
Слайд 5Отличие урока от занятия по формам работы.
Особенность проведения урока состоит в
том, что учащиеся в, совместной работе открывают новый способ и обсуждают его существенные характеристики. Для урока характерны коллективный способ работы, организованный учителем, завершенность поставленной на уроке цели. Дети занимаются фронтально, группами, парами, но решают обязательно общий для всех вопрос.
Специфика занятия состоит в том, что учащиеся работают индивидуально или небольшими группами, но самостоятельно выбирают для себя вид и объем заданий, решают, чем заниматься, например, на тренировочном занятии – тренироваться в совершенствовании определенного умения либо сразу выполнять работу на оценку и проверять свои умения.
Слайд 6Роль учителя и ученика, и особенности их отношений на уроке и
на занятии.
На уроке учитель является инициатором и организатором: он инициирует мысль и завершает работу глобальной оценкой ситуации.
На занятии меняется тип кооперации учителя с учащимися : педагог становится в позицию консультанта и эксперта.
Слайд 7
Требования к учебному занятию (уроку)
Слайд 8 Дидактические требования:
четкое определение образовательных задач каждого занятия;
рациональное наполнение урока
информацией;
оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
творческий подход к формированию структуры занятия;
сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
научный расчет и мастерство проведения занятия.
Слайд 9 Воспитательные требования:
определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на занятии;
формирование
и постановку реально достижимых воспитательных целей;
постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
внимательное и чуткое отношение к учащимся;
соблюдение требований педагогического такта;
сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
Слайд 10 Развивающие требования:
формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной
деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся;
проектирование «зон ближайшего развития»;
проведение учебных занятий на «опережающем» уровне;
стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся;
оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Слайд 11В учебном занятии представлены следующие элементы:
цели, содержание, средства, методы, организация
Главное требование
к занятию- это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
-собственно обучающие,
-общеразвивающие,
- воспитательные
Слайд 12 ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ(УРОКА)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
РАЗВИВАЮЩАЯ: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Слайд 13Основные компоненты современного занятия
Слайд 16Алгоритм подготовки учебного занятия:
1) Анализ предыдущего учебного занятия и особенностей группы
обучающихся
2) Моделирование занятия
-определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,
-обозначение задач учебного занятия,
-определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,
-определение вида занятия,
- определение типа занятия,
- продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,
-подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3) Обеспечение содержания учебного занятия:
- самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,
-обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,
-материально- техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д./.
Слайд 17Способствует успеху урока:
хорошее знание материала;
бодрое самочувствие; продуманный план урока;
чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
правильный выбор методов обучения; занимательность изложения;
ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя
Слайд 18Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком.
С.И.Гессен
Слайд 19«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель
Слайд 20«Чему учить?» - образовательный стандарт
«Как учить?» - педагог проектирует учебное
занятие
- определяет цели и задачи;
- отбирает содержание учебного материала;
- подбирает методы и приёмы обучения;
- определяет формы организации деятельности учащихся;
- подбирает материал для самостоятельной работы учащихся;
- определяет способы контроля.
Слайд 21
Современный урок (занятие)
Образовательная ситуация
мотивация
проблематизация
решение проблемы
(моделирование)
демонстрация
конструирование
сопоставление
рефлексия
Слайд 23ТИПЫ УРОКОВ
уроки изучения нового учебного материала;
уроки совершенствования знаний, умений и
навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
уроки обобщения и систематизации
комбинированные уроки
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Слайд 24Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные
на достижение ими образовательных целей.
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов).
Метод включает в себя ряд приемов, но сам при этом не является их простой суммой.
Слайд 25
Эволюция методов обучения
репродуктивный;
догматический;
наблюдение, эксперимент;
наглядные методы обучения;
эвристический метод:
практические методы
обучения;
частично-поисковые, исследовательские методы;
метод проблемного обучения;
методы развивающего обучения.
Слайд 26Классификация современных активных методов
Проблемно-поисковый метод
Исследовательский метод
Игровой метод
Проектный метод