Презентация, доклад на тему Проект Решение логических задач с помощью кругов Эйлера

Содержание

Задача «Детки из детского садика» В одной из групп детского садика 11 деток любят манную кашу, 13 – гречневую, 7 – перловую; 4 – манную и гречневую, 3 – манную и перловую, 2 – уплетают все три

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА ПРИ РЕШЕНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Исследовательский проект по математике

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА ПРИ РЕШЕНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧИсследовательский проект по математике

Слайд 2Задача «Детки из детского садика»

 В одной из групп детского садика 11

деток любят манную кашу, 13 – гречневую, 7 – перловую; 4 – манную и гречневую, 3 – манную и перловую, 2 – уплетают все три вида .
Сколько деток в этой группе, если в ней нет ни одного ребёнка, кто не любит кашу?
Задача «Детки из детского садика» В одной из групп детского садика 11 деток любят манную кашу, 13 –

Слайд 3Проблема
Не знаем, как решить логическую задачу.

Актуальность
Решение логических задач способствует повышению интеллектуального

развития, помогает вырабатывать умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Эти качества нам пригодятся как в учебной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях.
Гипотеза
Существует способ решения задачи с громоздким условием и со многими данными. Этот способ должен быть простым и не требовать особых умозаключений.











ПроблемаНе знаем, как решить логическую задачу.АктуальностьРешение логических задач способствует повышению интеллектуального развития, помогает вырабатывать умение наблюдать, анализировать

Слайд 4Цель
Выяснить, как с помощью «кругов Эйлера» можно решать

логические задачи.
Задачи
Изучить теоретический материал: биографию Леонарда Эйлера, «круги Эйлера».
Научиться применять круги в решении логических задач.
Провести исследование по классификации задач.
Сформулировать алгоритм решения задач.
Создать пособие для учащихся «Круги Эйлера в логических задачах».








Цель  Выяснить, как с помощью «кругов Эйлера» можно решать логические задачи. ЗадачиИзучить теоретический материал: биографию Леонарда

Слайд 5
Объекты исследования

Множество.
Пересечение множеств.
Объединение множеств.
Разность множеств.
Предмет исследования
«Круги Эйлера».

Метод исследования
Сравнительный анализ.

Объекты исследованияМножество.Пересечение множеств.Объединение множеств.Разность множеств.Предмет исследования«Круги Эйлера».Метод исследованияСравнительный анализ.

Слайд 6ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
(1707 – 1783)


«Учиться всему надо легко, доступно и наглядно».

Леонард Эйлер

ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР(1707 – 1783)«Учиться всему надо легко, доступно и наглядно».Леонард Эйлер

Слайд 7ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
(1707 – 1783)


«…Нет ученого, имя которого упоминалось бы в учебной

литературе по математике столь же часто, как имя Эйлера.
В энциклопедии можно найти сведения о шестнадцати формулах, уравнениях, теоремах и т. д., носящих имя Эйлера…».
Из книги
"Замечательные ученые"
под ред. С.П. Капицы.
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР(1707 – 1783)«…Нет ученого, имя которого упоминалось бы в учебной литературе по математике столь же часто,

Слайд 8ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
(1707 – 1783)


Родился 15 апреля 1707 года в семье пастора,

жившей в швейцарском городке Базеле.
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР(1707 – 1783)Родился 15 апреля 1707 года в семье пастора, жившей в швейцарском городке Базеле.

Слайд 9ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
(1707 – 1783)


20 октября 1720 года 13-летний Леонард Эйлер стал

студентом факультета искусств Базельского университета, где преподавались и математика и астрономия.
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР(1707 – 1783)20 октября 1720 года 13-летний Леонард Эйлер стал студентом факультета искусств Базельского университета, где

Слайд 10ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
(1707 – 1783)


В 1726 году был приглашён в Петербургскую Академию

наук и в 26 лет получает кафедру высшей математики в должности академика.
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР(1707 – 1783)В 1726 году был приглашён в Петербургскую Академию наук и в 26 лет получает

Слайд 11«Круги Эйлера»
С 1761 по 1768 годы Эйлером были написаны знаменитые «Письма

к немецкой принцессе», где он рассказывает об изображении множеств в виде кругов и отмечает, что при решении логических задач такое изображение «очень подходит для того, чтобы облегчить наши рассуждения».

«Круги Эйлера»С 1761 по 1768 годы Эйлером были написаны знаменитые «Письма к немецкой принцессе», где он рассказывает

Слайд 12«Круги Эйлера»
Немного о множествах…

Множество – это совокупность элементов, обладающих некоторым общим

свойством.
«Круги Эйлера»Немного о множествах…Множество – это совокупность элементов, обладающих некоторым общим свойством.

Слайд 13«Круги Эйлера»
Пересечение множеств

Пересечение множеств – это новое множество, состоящее из элементов,

принадлежащих одновременно нескольким множествам.

яблоки

апельсины

«Круги Эйлера»Пересечение множествПересечение множеств – это новое множество, состоящее из элементов, принадлежащих одновременно нескольким множествам.яблокиапельсины

Слайд 14«Круги Эйлера»
Объединение множеств

Объединение множеств – это новое множество, состоящее из элементов,

принадлежащих хотя бы оному из множеств
«Круги Эйлера»Объединение множествОбъединение множеств – это новое множество, состоящее из элементов, принадлежащих хотя бы оному из множеств

Слайд 15«Круги Эйлера»
Разность множеств

Разность множеств – это множество всех элементов из первого

множества, не являющихся элементами из второго множества.
«Круги Эйлера»Разность множествРазность множеств – это множество всех элементов из первого множества, не являющихся элементами из второго

Слайд 16Классификация задач
Простые задачи
Сложные задачи

Классификация задачПростые задачиСложные задачи

Слайд 17Алгоритм решения логических задач определённого вида
с помощью кругов Эйлера
Записать краткое

условие задачи.
Выполнить рисунок.
Записать данные в круги.
Анализировать, рассуждать и записывать результаты в части кругов.
Записать решение и ответ.
Алгоритм решения логических задач определённого вида с помощью кругов ЭйлераЗаписать краткое условие задачи.Выполнить рисунок.Записать данные в круги.Анализировать,

Слайд 18Простые задачи
Задача «Друзья»
(объединение множеств)
Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом

спорта. 16 из них увлекаются футболом, а 12 — баскетболом. И только двое увлекаются и тем и другим видом спорта. Сколько у меня друзей?

Записываем краткое условие задачи:
Занимаются футболом – 16 друзей.
Занимаются баскетболом – 12 друзей.
Занимаются футболом и баскетболом – 2 друга.
Вопрос: сколько всего друзей?

Простые задачиЗадача «Друзья»(объединение множеств)  Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта. 16 из них увлекаются футболом,

Слайд 19Простые задачи
Задача «Друзья»
Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта.

16 из них увлекаются футболом, а 12 — баскетболом. И только двое увлекаются и тем и другим видом спорта. Сколько у меня друзей?

Б = 12

Ф = 16

2

Только Ф
14

Только Б
10

Простые задачиЗадача «Друзья»  Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта. 16 из них увлекаются футболом, а

Слайд 20Простые задачи
Задача «Друзья»
Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта.

16 из них увлекаются футболом, а 12 — баскетболом. И только двое увлекаются и тем и другим видом спорта. Сколько у меня друзей?


Решение.
Занимаются только футболом: 16 – 2 =14 друзей
Занимаются только баскетболом: 12 – 2 = 10 друзей.
Всего друзей 14 + 2 + 10 = 26.

Ответ: 26.

Простые задачиЗадача «Друзья»  Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта. 16 из них увлекаются футболом, а

Слайд 21Простые задачи
Задача «Читатели»
(пересечение множеств)
В классе 30 учеников. Все они являются

читателями школьной или городской библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 – в городской. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?

Записываем краткое условие задачи:
Всего учеников – 30.
Читатели школьной библиотеки – 20 учеников.
Читатели городской библиотеки – 15
Вопрос: сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?

Простые задачиЗадача «Читатели»(пересечение множеств) В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной или городской библиотек. Из

Слайд 22Простые задачи
Задача «Читатели»
(пересечение множеств)
В классе 30 учеников. Все они являются

читателями школьной или городской библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 – в городской. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?

Всего = 30

Ш = 20

Г = 15

Только
город. - ?

5

10

Простые задачиЗадача «Читатели»(пересечение множеств) В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной или городской библиотек. Из

Слайд 23Простые задачи
Задача «Читатели»
(пересечение множеств)
В классе 30 учеников. Все они являются

читателями школьной или городской библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 – в городской. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?

Решение.
20 + 15 = 35 учеников - читатели школьной или городской библиотек.
35 – 30 = 5 учеников – читатели школьной и городской библиотек.
15 – 5 = 10 учеников – читатели только городской библиотеки, то есть 10 учеников не являются читателями школьной библиотеки.
Ответ. 10.



Простые задачиЗадача «Читатели»(пересечение множеств) В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной или городской библиотек. Из

Слайд 24Простые задачи
Задача «Лакомки»
(разность множеств)
В детском саду 52 ребенка. Каждый из

них любит пирожное или мороженое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит только мороженое?

Записываем краткое условие задачи:
Всего детей – 52.
Любят пирожное – 26 детей.
Любят пирожное и мороженое – 20 детей.
Вопрос: сколько детей любит только мороженое?

Простые задачиЗадача «Лакомки» (разность множеств)В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или мороженое. Половина

Слайд 25Простые задачи
Задача «Лакомки»
(разность множеств)
В детском саду 52 ребенка. Каждый из

них любит пирожное или мороженое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит только мороженое?

П = 26

М = 46

20

Только П
6

Только М
26

Простые задачиЗадача «Лакомки» (разность множеств)В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или мороженое. Половина

Слайд 26Простые задачи
Задача «Лакомки»
(разность множеств)
В детском саду 52 ребенка. Каждый из

них любит пирожное или мороженое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит только мороженое?

Решение.
Пирожное любят 52:2=26 человек.
Только пирожное любят 26 – 20 = 6 человек.
Любят мороженое 52 – 6 = 46 человек.
Любят только мороженое 46 – 20 = 26 человек.
Ответ: 26.





Простые задачиЗадача «Лакомки» (разность множеств)В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или мороженое. Половина

Слайд 27Сложные задачи
Задача из нашего пробного действия
«Детки из детского садика»
 В одной

из групп детского садика 11 деток любят манную кашу, 13 – гречневую, 7 – перловую; 4 – манную и гречневую, 3 – манную и перловую, 2 – уплетают все три вида .
Сколько деток в этой группе, если в ней нет ни одного ребёнка, кто не любит кашу?

Записываем краткое условие задачи:
Любят манную кашу – 11 детей.
Любят гречневую кашу – 13 детей.
Любят перловую – 7 детей.
Любят манную и гречневую – 4 детей.
Любят манную и перловую – 3 деток.
Любят все каши – 2.
Вопрос: сколько детей в группе, если нет ни одного, кто не любит кашу?

Сложные задачиЗадача из нашего пробного действия «Детки из детского садика» В одной из групп детского садика 11 деток

Слайд 28Сложные задачи
Задача из нашего пробного действия
«Детки из детского садика»
 В одной

из групп детского садика 11 деток любят манную кашу, 13 – гречневую, 7 – перловую; 4 – манную и гречневую, 3 – манную и перловую, 2 – уплетают все три вида .
Сколько деток в этой группе, если в ней нет ни одного ребёнка, кто не любит кашу?

М = 11

Г = 13

П = 7

6

5

2

2

1

4

Решение.
МПГ = 2.
Только МГ: 4 – 2 = 2.
Только МП: 3 - 2 = 1.
Только М: 11 – 5 = 6.
Только ПГ: 7 - 3 = 4.
Только гречневую : 13 – 2 – 2 – 4 = 5.
Только перловую :
7 – 1 – 2 – 4 = 0.
8. Всего: 6 + 2 + 5 + 1 + 2 + + 4 = 20 деток.

0

Сложные задачиЗадача из нашего пробного действия «Детки из детского садика» В одной из групп детского садика 11 деток

Слайд 29Сложные задачи
Задача «Спортивный класс»
В классе 32 ученика. Из них

10 катаются на сноуборде, 15 - играют в хоккей, 20 – увлекаются фигурным катанием. Увлекаются двумя видами спорта - сноубордом и хоккеем - четверо, сноубордом и фигурным катанием - трое, фигурным катанием и хоккеем - пятеро. Трое не увлекаются ни сноубордом, ни хоккеем, ни фигурным катанием. Сколько ребят увлекаются одновременно тремя видами спорта? Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?
Сложные задачиЗадача «Спортивный класс»  В классе 32 ученика. Из них 10 катаются на сноуборде, 15 -

Слайд 30Сложные задачи
Задача «Спортивный класс»

.

Всего 32
х
10-7-х
15-9-х
4
3
5
20-8-х
3
Ф=20
Х=15
С=10
Условие:
Всего учеников в классе –

32.
Сноуборд – 10.
Хоккей – 15.
Фигурное катание – 20.
Только сноуборд и хоккей – 4.
Только сноуборд и фигурное катание – 3.
Только фигурное катание и хоккей – 5.
Сколько ребят увлекаются тремя видами спорта?
Решение.
Не занимаются ничем 3 ученика.
Только сноубордом 10 - (3+х+4) =
=10 –7–х .
3. Только хоккеем 15-(4+х+5) =15-9-х.
4. Только фигурным катанием
20-(3+х+5)= 20-8-х.


(3-х)+ (6-х)+(12-х)+4+3+5+х+3=32; х=2. Ответ:2; 15.

Сложные задачиЗадача «Спортивный класс»  .Всего 32х10-7-х15-9-х43520-8-х3Ф=20Х=15С=10Условие:Всего учеников в классе – 32.Сноуборд – 10.Хоккей – 15.Фигурное катание

Слайд 31Математический эксперимент
Время решения задач

Математический экспериментВремя решения задач

Слайд 32Заключение

В процессе нашей работы, мы научились грамотно оперировать такими понятиями, как

«множество», «объединение множеств», «пересечение множеств», «разность множеств» и использовать их при решении задач.
Наша гипотеза подтвердилась. Применение кругов Эйлера позволяет без затруднений и с маленькими затратами времени решать логические задачи с громоздким условием и со многими данными.
Практическая значимость нашей работы заключается в расширении возможностей решения логических задач.
Теоретическая значимость заключается в разработке способа действий при решении логических задач с помощью кругов Эйлера в общем виде (разработка алгоритма).
Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера предлагаются на олимпиадах по математике и информатике. Теперь мы сможем узнавать такие задачи и быстро их решать.
Наше пособие можно использовать на уроках и факультативах по математике как учащимся, так и учителю.




ЗаключениеВ процессе нашей работы, мы научились грамотно оперировать такими понятиями, как «множество», «объединение множеств», «пересечение множеств», «разность

Слайд 33Над проектом работали
учащиеся 5 «Б» класса
Засульская Анастасия и Пучка Ольга.



Руководитель: Козлова

Е. А.
Над проектом работалиучащиеся 5 «Б» классаЗасульская Анастасия и Пучка Ольга.Руководитель: Козлова Е. А.

Слайд 36Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в семье пастора, жившей

в Швейцарском городке Базеле. Его отец Пауль Эйлер был хорошо образован и с ранних лет привил сыну увлечение математикой.
Уже в 13 лет Леонард Эйлер стал студентом Базельского университета. Его проницательный и острый ум поражали преподавателей.
В 17 лет был удостоен ученой степени магистра.
В 19 лет приглашён в Петербургскую Академию наук, где успешно трудился 15 лет.
Затем он переезжает в Берлин и только в 1766 году по приглашению Екатерины II снова возвращается в Россию.
Вскоре Эйлер полностью ослеп (сказалась его грандиозная работоспособность).
Слепой Эйлер стал диктовать свои открытия мальчику-портному, который записывал их на немецком языке.
С 1761 по 1768 годы Эйлером были написаны знаменитые «Письма к немецкой принцессе», где он рассказывает об изображении множеств в виде кругов и отмечает, что при решении логических задач такое изображение «очень подходит для того, чтобы облегчить наши рассуждения».
Эйлер активно трудился до конца своих дней. Похоронен в 1783 году на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.




Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в семье пастора, жившей в Швейцарском городке Базеле. Его отец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть