Презентация, доклад на тему Проблемный метод в обучении математике

Содержание

Проблемы в работе с учащимися, приведшие к изучению данной темыНизкая мотивация обучения;Реализация индивидуально- дифференцированного подхода;Низкая социальная активность;Сформированность ОУУН;Сформированность коммуникативных, поведенческих умений;

Слайд 1Проблемный метод обучения в преподавании математики.

Проблемный метод обучения в преподавании математики.

Слайд 2Проблемы в работе с учащимися, приведшие к изучению данной темы
Низкая мотивация

обучения;
Реализация индивидуально- дифференцированного подхода;
Низкая социальная активность;
Сформированность ОУУН;
Сформированность коммуникативных, поведенческих умений;

Проблемы в работе с учащимися, приведшие к изучению данной темыНизкая мотивация обучения;Реализация индивидуально- дифференцированного подхода;Низкая социальная активность;Сформированность

Слайд 3Суть проблемного обучения

Суть проблемного обучения

Слайд 4Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)
Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая

самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
Развивает мыслительные способности учащихся.
Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации

Слайд 5Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас)
В меньшей мере, чем другие типы

обучения, применим при формировании практических умений и навыков.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.
Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас)В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений

Слайд 6Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву)

Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву)

Слайд 8Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации

Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации

Слайд 10Методические приёмы создания проблемной ситуации
выявление различных точек зрения на один и

тот же вопрос;
создание учителем противоречия;
мотивация к решению противоречия;
организация противоречия в практической дея­тельности учащихся;
рассмотрение какой-либо задачи с различных позиций, часто ролевых (например, по профессиональному принципу: следователь, экономист, психолог; или социальной роли: критик, новатор, консерватор, пропагандист, сподвижник новатора и т. д.);
побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;
Методические приёмы создания проблемной ситуациивыявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;создание учителем противоречия;мотивация к

Слайд 11Методические приёмы создания проблемной ситуации
постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации,

логике рассуждения;
выдвижение изначально исследовательской задачи;
задачи с неопределенностью в постановке вопроса;
выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками);
создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее разрешения:
использование кодированных заданий.

Методические приёмы создания проблемной ситуациипостановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;выдвижение изначально исследовательской задачи;задачи с

Слайд 12Примеры проблемных ситуаций
Пример №1. «Сложение десятичных дробей»

(5 класс).
Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации.
Вычисли:
18 43 82 73 35 12,5
+ + + + + +
25 16 25 8 24 13,2
Учащиеся устно вычисляют и записывают в тетрадь полученные ответы. (Количество примеров может быть изменено учителем). Дойдя до последнего примера учащиеся сталкиваются с проблемой, так как им предложено сложить десятичные дроби, но жизненный опыт подсказывает им как преодолеть трудность. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу. Что десятичные дроби складываются также как и натуральные числа. Запятая в сумме ставится под запятыми слагаемых. Учителю стоит обратить внимание учащихся на запись десятичных дробей при сложении в столбик. При этом можно использовать примеры устного счёта и уже имеющиеся у учащихся знания записи натуральных чисел. Можно предложить учащимся записать в «столбик» следующие примеры: 18,5 + 24; 13,629 + 0,5; 432,8 + 2,973 с обязательной проверкой и верной записью на доске, обсуждением предложенных вариантов записи десятичных дробей и выбором верных вариантов.
Примеры проблемных ситуацийПример №1. «Сложение десятичных дробей»

Слайд 13Пример №2. «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на

2» (5 класс).
На доске записаны числа: 1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873.
Ученикам предлагается найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деления; написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать; попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Высказать своё мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить? Разрешается обсуждение с соседом или в группе. После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы.
Пример №2. «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» (5 класс).На доске записаны числа:

Слайд 14Пример № 3. «Деление дробей» и «Умножение дробей» (6 класс)
Можно предложить

ученикам самим найти способ выполнения этих действий (предлагается вначале перемножать или делить такие дроби, которые легко обращаются в десятичные, результаты действий снова записывать в виде обыкновенных дробей и сопоставлять их с исходными компонентами действий). Затем способ обобщается и рассматриваются различные случаи этих действий.
Пример № 3. «Деление дробей» и «Умножение дробей» (6 класс)		Можно предложить ученикам самим найти способ выполнения этих

Слайд 15Пример №4. «Нахождение дроби от числа» и «Нахождение числа по

его дроби».
Предложить ученикам следующие задачи.
Поле имеет площадь 800м2 . Часть его засеяна горохом. Найдите площадь, засеянную горохом.

Ученикам предлагается дополнить условие задачи. Одни советуют указать, сколько процентов составляет площадь, засеянная горохом; другие – указать, насколько меньше эта площадь площади всего поля; третьи – выразить эту площадь в долях от всего поля. Учитель выбирает третий вариант.

2. Часть дистанции, пройденная лыжником, равна 2км. Найдите длину всей дистанции.
Ученики дополняют условие задачи. Рассматривается нахождение числа по его дроби.
Пример №4.  «Нахождение дроби от числа» и «Нахождение числа по его дроби».	Предложить ученикам следующие задачи.Поле имеет

Слайд 16Пример № 5. «Дробные выражения».
С большим интересом выполняются вычисления с громоздкими

дробными выражениями, если ученики распределяют между членами группы работу по вычислению отдельных блоков выражения. При этом естественно, возникает ситуация взаимопомощи, взаимопроверки.
Пример № 5. «Дробные выражения».	С большим интересом выполняются вычисления с громоздкими дробными выражениями, если ученики распределяют между

Слайд 17Пример № 6. «Задачи на проценты» 6 класс

Учитель
Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара?(Вопрос на ошибку.)

Ученики
Цена товара не изменилась (житейское представление).

Пример № 6. «Задачи на проценты»  6 класс       УчительПредположим, что

Слайд 18Пример № 6. «Задачи на проценты» 6 класс (продолжение)
Давайте посчитаем. Цена

товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110 рублей. А после понижения на 10% стала 99 рублей. (предъявление научного факта)
Итак, что вы сказали сначала?
А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознания противоречия.)
Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формированию проблемы.)

Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)




Что цена товара не изменится.
Цена уменьшилась (осознание противоречия).

Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

Пример № 6. «Задачи на проценты» 6 класс (продолжение)Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения

Слайд 19Пример № 7. «Проценты» 5 класс
Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему,

а какую – вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10…». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2…». Чего? Да, процента. А в школе на уроках вам уже встречался термин «процент»? Приведите примеры. Как видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.
Пример № 7. «Проценты»  5 классУчитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую – вы легко

Слайд 20Пример № 8. «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем» 5класс

Учащимся предлагается самостоятельно получить правило сложения и вычитания, выполнив предварительно следующее задание: нарисовать прямоугольник, длина которого 12см, а ширина 2см. Разделить его на 12 равных частей. Закрасить, синим цветом 7 частей, а красным- 3 части. Сколько всего частей оказалось закрашенными? Записать выполненные действия с помощью дробных чисел и математического знака действий. В результате у учащихся в тетрадях появляется иллюстрация и частная запись закона сложения .
Пример № 8. «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем» 5класс    Учащимся предлагается самостоятельно

Слайд 21Пример № 9. Проблемные ситуации при изучении геометрических понятий.
Г-7. Постройте произвольный

треугольник. Соедините отрезком его вершину с серединой противоположной стороны. Такой отрезок называют медианой. Сформулируйте определение медианы.
Г-8. Проведите две различные параллельные прямые, затем две другие различные прямые, пересекающие первые. Вы получили четырехугольник, который называется параллелограммом. Попытайтесь сформулировать определение параллелограмма.
Пример № 9. Проблемные ситуации при изучении геометрических понятий.Г-7. Постройте произвольный треугольник. Соедините отрезком его вершину с

Слайд 22Пример № 10. Теорема Фалеса геометрия 8 класс
На одной стороне угла отложите

несколько равных между собой отрезков.
Через точки деления проведите параллельные прямые, пересекающие вторую сторону угла. Измерив, сравните длины полученных отрезков. Сформулируйте свой вывод. Можно ли этот вывод считать достоверным.
Пример № 10. Теорема Фалеса геометрия 8 классНа одной стороне угла отложите несколько равных между собой отрезков.Через

Слайд 23Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
учащиеся грамотно и четко

формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
развивается логическое мышление;
развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
развивается способность к самоконтролю;
формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют

Слайд 24Литература
Айсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «Владос пресс», М.

2002
Белик Т. «Элементы проблемного метода обучения». Газета математика №31/
Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. Барнаул, 2003.
Кульневич С.В., Лакоуснина Т.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001г.
Муравин Г.К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры. Математика в школе №1, 1990г.
Таймасханова У.Д. Создание проблемных ситуаций. Математика в школе №5, 1994г.
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М. «Сентябрь», 2000г.
Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики. М. 1996г.

ЛитератураАйсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «Владос пресс», М. 2002Белик Т. «Элементы проблемного метода обучения».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть