Слайд 1«Приёмы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности на уроках
математики»
Черноусова Ю.П.
учитель математики
МАОУ СОШ №1 г. Кунгур
Слайд 2
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок
(Леонардо да Винчи)
Слайд 3Что? Зачем? В чем суть?
картинка
Слайд 4Метод проектов
- от греческого слова «путь исследования»
Слайд 5Проектная деятельность учащихся
это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой
становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Слайд 6Учебно-познавательный проект
Целью проектной технологии обучения является:
создать условия;
учить пользоваться приобретёнными знаниями
для решения познавательных задач;
развивать коммуникативные и исследовательские умения.
Слайд 7Учебный проект, с точки зрения учащегося,– это возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Слайд 8Учебно-познавательный проект «Новогодний подарок»
Слайд 10Фабула: Как ни странно, «освоение процентов» оказывается одним из самых проблемных
элементов школьного курса математики.
Цель: Обучение школьников умению свободно оперировать понятием «процент», умению решать задачи на проценты, умению применять знания по теме процент в обычной, внешкольной жизни.
Слайд 11
Критерии оценивания: Контрольный прием продуктов работы малых учебных групп, отзывы родителей
о проделанной работе детей, КИМ по теме «Процент».
Слайд 12Этапы проведения:
Ознакомительный.
Слайд 17Подведем итоги:
Работа учащихся над представленным проектом, как правило, проходит очень интересно.
Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни.
Слайд 18Предметом исследования школьников могут быть различные математические объекты, так например:
В математике
есть «задачи-ловушки», которые не похожи на другие, они как будто бы правильные, но в то же время неправильные.
Это софизмы! И математические парадоксы!
Слайд 19Зачем это надо детям?
Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их
причин ведут к осмысленному постижению математики и, кроме того, показывает, что математика – это живая наука.
Слайд 20Откуда появилось?
В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего мудрость)
– мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах.
Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
Слайд 21Немного теории
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные,
а подчас и довольно тонкие ошибки.
Особенно часто в софизмах выполняют «запрещенные» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.
Пример софизма: 5 есть 2+3 («два» и «три»). Два – число четное, три – нечетное, выходит, что пять – число и четное и нечетное.
Слайд 22Немного теории
Парадокс (греч. «пара» - «против», «докса» - «мнение») близок к
софизму. Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат.
Парадокс – странное умозаключение, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу, на самом деле справедливо.
Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.
Слайд 23Пример софизма:
Человек произносит: « Я лгу».
Он
обманывает или говорит правду?
С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает правду, а, следовательно, лжет.
Слайд 24Пробуем!
Возьмем тождество
35+10-45=42+12-54.
В каждой части вынесем за скобки общий
множитель:
5(7+2-9)=6(7+2-9).
Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?
Слайд 25Разбор софизма
Ошибка допущена при делении верного равенства
5 (7+2-9) = 6
(7+2-9)
на число
7+2-9
равное 0.
Этого нельзя делать.
Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Слайд 26Проба № 2
Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины.
Тогда
можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому.
Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
Верно ли приведенное суждение?
Где ошибка?
Слайд 27Разбор софизма
Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется
неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.
Слайд 30Список использованной литературы
Е.А. Гайдаенко Как подготовить и провести мастер – класс.
Журнал Практика административной работы в школе № 6 - 2013
Резина Л. В. «Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма» / материалы семинарских занятий
Вопросы организации обучения математике в средней общеобразовательной школе: учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов математических факультетов (очной и заочной форм обучения) педагогических вузов /под ред. В.П. Краснощековой Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 63 с.
Абросимова Т. Задачи на проценты 6 кл. (Математика №23,2005)
Кац М. Проценты (Математика №20,2004)
Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001.
Штыхлина Н. И опять о задачах (Математика №12,2004)
http://festival.1september.ru/articles/600417/#I-http%253A%252F%252Ffestival.1september.ru%252Farticles%252F600417%252F%2F265773166%2F1