Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Преподаватель математики ГБПОУ РО «ВТММ» О.В. Пушкарёва
Слайд 2ЗДОРОВЬЕ:
ФИЗИЧЕСКОЕ- это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией
физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;
ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ)- это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
СОЦИАЛЬНОЕ- это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Слайд 3УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ.
В соответствии с Законом РФ
«Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Слайд 4Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания повседневной жизни.
Слайд 5Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки.
Немаловажную роль в сохранении и
укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами.
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели – важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения.
Слайд 6Правило 1. Правильная организация урока
Организация урока должна обязательно включать три
этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление
Слайд 7Правило 2. Использование каналов восприятия
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий
мозга:
- левополушарные люди — характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Слайд 8Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности
у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Слайд 9Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение
урока :
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Слайд 10Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Слайд 11Воздушно-тепловой режим
Температура воздуха, согласно СанПиН
- в классных помещениях
18-20* С
- в мастерских 15-17* С
- в кабинетах информатики 19-21* С
- в спортзале 15-17* С
- в библиотеке 17-21* С
- в вестибюле и гардеробе 16-19* С
- в рекреациях 16-18* С
Слайд 12Воздушно-тепловой режим
Относительна влажность воздуха в помещениях образовательных учреждений должна быть в
пределах 40-60%.
Качественное проветривание: на переменах необходимо проветривать классы, кабинеты, мастерские в течение 3-5 минут, а во время уроков – рекреационные помещения 10-15 минут; до занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений от 20 до 30 минут; в теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Слайд 13Световой режим
Света должно быть много, причем максимально естественного.
Рекомендуется не закрашивать оконные
стекла, не затенять шторами, цветами и другими предметами.
Не расставлять на подоконники цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; при размещении их на стенах – не выше 2м от пола.
Очистку и мытье стекол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Слайд 14Световой режим
В учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности
90-100%.
Следует обратить внимание на обязательное освещение над классной доской.
Люксметр – прибор для измерения освещенности. В норме:
освещенность на столе 300 люкс
освещенность над доской 500 люкс
Проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год.
Своевременно заменять перегоревшие лампы.
Слайд 15Требования к использованию учебной мебели
Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела
ребенка.
Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь цветную маркировку на боковых сторонах в виде круга диаметром 25 мм (предложено условно разделить учащихся по росту на 6 групп).
Посадку учащихся за партами осуществлять в соответствии с рекомендациями врача, занесенными в классный журнал в «Лист здоровья».
Слайд 16При оборудовании учебных помещений следует соблюдать
Размеры проходов и расстояний
между предметами оборудования:
Между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
Между рядом столов и стеной – не менее 50-70 см;
От первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м;
Высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см
Слайд 17
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов.
Один раз
в месяц генеральная уборка.
Все работники должны сохранять учебные помещения и обучать этому своих воспитанников.
Все работники должны проходить медосмотры при поступлении на работу и в последствии 1 раз в год с внесением результатов в медицинскую книжку.
Только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в ОУ достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.