Слайд 1Здоровье сберегающие технологии в школе и на уроках математики
«Здоровье - не
все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Слайд 3Подростки 15-17 лет
1место-болезни органов дыхания
2 место- болезни глаза и его придаточного
аппарата
3 место- болезни костно-мышечной системы
Рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков15-17 лет-на83,3%
Слайд 4Цифры, цифры…
Только 14% детей школьного возраста здоровые;
50% имеют функциональные отклонения;
35 –
40% - хронические заболевания;
У каждого четвёртого выпускника - -паталогия сердечно – сосудистой системы;
У каждого третьего – близорукость, нарушение осанки;
50% нуждаются в помощи психолога.
Слайд 6 « Прежде, чем сделать ребёнка умным и сообразительным –
сделайте его здоровым»!
Ж.Ж. Руссо
Слайд 7Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 8 Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и
поэтому ценностное отношение к
здоровью не может формироваться без участия педагогов
Слайд 9ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
направлено на создание условий для укрепления и развития как психического,
так и физического здоровья учащихся.
Слайд 10Построение урока с учётом работоспособности учащихся
Недельная динамика работоспособности учащихся средних и
старших классов :
Понедельник- происходит «врабатывание» в учебную работу;
Вторник и среда- дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций;
Четверг-работоспособность падает
Пятница и суббота- низкий уровень работоспособности
Первые 3-5минут любого урока занимает «врабатывание», т.е.привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится 20-25 минут для среднего звена и 25-30-для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность.
Слайд 11Динамика работоспособности на уроке (для среднего и старшего звена)
Слайд 12Динамика работоспособности в течение дня
Первый пик с 10 до 12 час.
дня;
Второй пик с16 до 18 час.
Слайд 13Рекомендации
по проведению урока:
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей)
Чередование видов деятельности:
Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут
Использование различных каналов восприятия
Дозировка нагрузки
Эмоциональный настрой
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы
Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Слайд 15Моё настроение похоже на:
Солнышко
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку
с дождиком;
тучку с молнией.
Слайд 16Определи своё настроение
отличное
я был(а) уверен(а) в себе
мне было трудно
я устал(а)
Слайд 17Перед вами кружки. Выбери на них своё настроение на данный момент.
Слайд 18Посмотри на "пушистиков".
У них разные настроения.
Выбери "пушистика", у которого такое
же настроение, как у тебя.
Слайд 19Профилактика стрессов.
Работа в парах, как на местах, так и у
доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Способствует более глубокому усвоению материала.
Слайд 20
Прилетела бабочка, она вместо указки
Слайд 23Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как
они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Слайд 27Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время,
поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Слайд 28Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями
(«третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Точечный массаж биологически активных точек лица и головы