Слайд 1 Влияние математики на самоопределение школьника в мире профессий
Наука в школе есть
одна.
Во всех профессиях нужна
учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Слайд 2
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в
юном возрасте, поскольку при этом он выбирает и образ жизни. Профессиональное самоопределение школьников – одна из ключевых педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением личности.
Не имея большого жизненного опыта, человек не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях. Выпускники школ чаще всего подходят к выбору профессии односторонне, не всегда осознанно. Неслучайно исследователи отмечают, что учащиеся, сделавшие свой профессиональный выбор, первостепенное внимание уделяют профилирующим учебным предметам, игнорируя при этом другие школьные дисциплины, не усматривая в них того вклада, который они вносят в данную профессиональную область. Нередко таким предметом выступает математика.
Слайд 3
«Математика есть познание всего сущего»
Платон
Математика на протяжении всей истории человечества всегда была частью его культуры, она является ключом к познанию мира, базой научно-технического процесса и важной составляющей развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Математика стала проникать и в области традиционно «нематематические» – управление государством, медицину, лингвистику и т.п.
Слайд 4
Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности
школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение ИКТ.
Слайд 5
«Математике дόлжно учить в школе
еще с той целью, чтобы познания здесь
приобретенные,
были достаточными для
обыкновенных потребностей в жизни»
Н.И. Лобачевский
Начиная с 2010 года, началось постепенное внедрение новых образовательных стандартов, которые ориентированы на практическое применение полученных знаний. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые дают возможность полно применять умения по использованию приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни. Поэтому прикладная направленность в обучении математике имеет практическую ценность для учащихся.
Слайд 6«Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратить
эту работу
в забаву – одна из труднейших
и важнейших задач дидактики»
К.Д. Ушинский
Часто у школьников возникает мысль, будто бы задачи бывают прикладные, т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не понадобятся. Для устранения таких ошибок целесообразно использовать любую возможность показа того, что абстрактная задача может быть связана с прикладными. Например: «Двор имеет форму треугольника. Где нужно вкопать столб для подвески светильника, чтобы наилучшим способом осветить ближайшие к столбу точки сторон треугольника?» или «Лесная поляна имеет форму треугольника. В какой ее точке безопаснее развести костер?» При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам?» Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.
Слайд 7В 9-м классе подростки впервые сталкиваются с профессиональным самоопределением
В
качестве педагогических условий успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников выступают:
введение в контекст содержания учебного материала исторических сведений, иллюстрирующих примеры научных открытий, идей на стыке математики и других областей знаний; (позволяет учащимся осознать, как связана математика с другими науками и различными профессиями)
решение старшеклассниками задач, раскрывающих связь математики и определенной профессии; (данный путь позволяет учащимся проследить значимость ценностного потенциала математики через различные задачи, описывающие явления, процессы, происходящие в той или иной профессиональной сфере
использование различных форм внеурочной деятельности ;
оптимизация межпредметных связей в процессе обучения.
Слайд 8 «Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она не была, которая
когда-нибудь
не окажется применимой
к явлениям действительного мира.»
Н.И. Лобачевский
Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор – в математике и физике, координаты – в математике, физике и географии, уравнения – в математике, физике, химии, функции и графики – в математике, физике, биологии). Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую зависимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.
Слайд 10Математика в профессии бухгалтера
Именно у математики бухгалтерия позаимствовала свою основную отличительную
черту – точность. От использования простых действий арифметического счёта с течением времени она стала использовать методы дифференциального и интегрального исчисления, теорию множеств.
Слайд 11Какой будет заработная плата после повышения ее на 30 %, если
до повышения она составляла 8760 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%.
Решение:
8 760 ∙ 1,3 = 11388 (рублей) чистая зарплата
11388 ∙ 0,87 = 9907,56 (рублей) получит работник на руки
Ответ: 9907,56 рублей
Слайд 12Задача
Строительная фирма планирует приобрести 72 м2 пеноблоков у одного из
трёх поставщиков. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой? Цены и условия приведены в таблице.
Слайд 13Решение:
А) 2950 ∙ 72 + 5000 = 217400
Б) 3000 ∙ 72 = 216000
В) 2980 ∙ 72 + 400 = 214960
217400, 216000, 214960
Ответ : 214 960
Слайд 14
Математика
и строительные специальности
Слайд 15Задача
Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м
и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета равна 30 см, ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола?
Слайд 16Задача
Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см, чтобы
облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м?
Слайд 175 класс
За один рейс автомашина МАЗ-25 перевозит 25 тонн груза. Сколько
тонн груза она перевезет за k рейсов? Найдите значение выражения при k равном 10, 5, 0.
Решение.
Составим выражение перевоза 25 тонн груза за k рейсов: 25*k
При k = 10, МАЗ-25 перевезет груз массой 25 * 10 = 250 (т)
При k = 5, МАЗ-25 перевезет груз массой 25 * 5 = 125 (т)
При k = 0, МАЗ-25 перевезет груз массой 0 * 25 = 0 (т)
Ответ: 250 т, 125 т, 0 т.
Слайд 19
Математика в профессии программиста
Слайд 20Зачем программисту математика?
Во-первых, математика развивает мышление. А во-вторых в программистской практике
существует широчайший спектр задач, так или иначе требующих знаний математики. Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами».
Слайд 21Задание для программиста
Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 223 бит?
Решение
223 бит
= 210∙ 210 ∙ 23 бит = 210∙ 210 байт = 210 Кбайт = 1 Мбайт
Ответ: 1.
Слайд 22Задание для программиста
На схеме нарисованы дороги между четырьмя населенными пунктами A,
B, C, D и указаны протяженности данных дорог. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.
1) 10; 2) 15;
3) 16; 4) 17.
Слайд 24Задача для социального работника
Квартирная плата повышена на 20%. За прошлый месяц
заплачено 4500 руб. Сколько надо заплатить за текущий месяц?
Решение : 4500 ∙ 1,2 = 5400
Ответ: 5400 рублей
Слайд 25задача
В таблице представлена смета расходов при покупке продуктов питания .
Какую сумму нужно заплатить за указанный товар?