Слайд 1Требования профессионального стандарта учителя математики и информатики
Ковлягина И.И.
Москва 2017
Слайд 2Главные образовательные результаты освоения математики и информатики учащимся
Формирование:
способности к логическому рассуждению
и коммуникации
установки на использование этой способности
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса
готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов
Слайд 3Знания, умения и навыки учащихся в области математики и информатики
формировать внутреннюю
(мысленную) модель математической ситуации
проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример
выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования
применять средства ИКТ в решении задачи
способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи
Слайд 4Роль учителя
Учитель ведет образовательный процесс в области математики и информатики, участвует
в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде(ИС)
Слайд 5
Предметная компетентность учителя математики и информатики
Учитель должен:
1. Решать задачи элементарной математики
и информатики;
2. Решать задачи олимпиад ;
3. Выполнять задания открытых банков (девятый класс на уровне не хуже 90% выпускников, одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников);
4. Квалифицированно набирать математический текст;
5. Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, геометрических объектов,
вычислений – численных и символьных,
обработки данных (статистики),
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
6. Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и информатики и знакомить с ними учащихся;
7. Применять профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению.
Слайд 6
Профессиональная компетентность учителя математики и информатики
Учитель должен:
1. Уметь совместно с
учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи);
2. Понимать рассуждение ученика;
3. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении;
4. Предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла;
5. Поощрять выбор различных путей в решении задачи;
6. Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов;
7. Выполнять совместные межпредметные проекты;
8. Рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам;
Слайд 7
9. Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых
можно применить математический аппарат и математические инструменты;
10. Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ. Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные;
11. Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране;
12. Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях;
13. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением, вычислением;
14. Формировать материальную и информационную образовательную среду, профессионально использовать ее элементы;
15. Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения
Слайд 816. Формировать представление учащихся о том, что математика и информатика пригодится
всем, вне зависимости от избранной специальности;
17. Содействовать подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях;
18. Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих;
19. Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал;
20. Использовать специальные подходы и источники информации для обучения детей, для которых русский язык не является родным;
20. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
21. Работать с родителями, семьей.
Слайд 9 педагогическая компетентность учителя математики и информатики
Учителю рекомендуется реализовывать в своей
деятельности следующие процессы:
определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики;
выявление трудностей и препятствий успешной учебной деятельности учащегося ;
определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития;
определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог и т.д.) зоны его ближайшего развития и планирование его «коридора ближайшего развития»;
Слайд 10организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его
фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС;
планирование образовательного процесса для класса или группы детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся;
организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.