Презентация, доклад Софизмы к неделе математики

Содержание

Понятие «Софизм»Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном нарушении правил логики.

Слайд 1
Математические софизмы
МБОУ Анастасиевская сош
Неделя математики

Математические софизмы МБОУ Анастасиевская сош   Неделя математики

Слайд 2Понятие «Софизм»
Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка,

уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном нарушении правил логики.

Понятие «Софизм»Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее

Слайд 3 Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные,

а подчас и довольно тонкие ошибки.
Мартин Гарднер

Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.

Слайд 4МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

СОФИЗМЫ ПРИУЧАЮТ ВНИМАТЕЛЬНО И НАСТОРОЖЕННО ПРОДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, ТЩАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТОЧНОСТЬЮ ФОРМУЛИРОВОК, ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЧЕРТЕЖЕЙ, ЗА ЗАКОННОСТЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ           СОФИЗМЫ ПРИУЧАЮТ  ВНИМАТЕЛЬНО И

Слайд 5 Если нашел ошибку в софизме, значит,

ты ее осознал, а осознание ошибки
предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если их не понимать.
Рассмотрим несколько математических софизмов и найдём в них ошибку.
Если нашел ошибку в софизме, значит,     ты ее осознал, а

Слайд 6Дважды два равно пяти

Обозначим: 4=а, 5=b, (a+b)/2=d.
Имеем:

a+b=2d,
a=2d-b, 2d-a=b
Перемножим два последних равенства по частям:
2da-а²=2db-b²
Умножим обе части получившегося равенства на –1 и прибавим к результатам d².
Будем иметь: a2-2da+d2= b2-2db+d2, или
(a-d)2=(b-d)2, откуда
a-d=b-d и a=b, т.е. 2·2=5
Где ошибка???


Дважды два равно пяти Обозначим: 4=а, 5=b, (a+b)/2=d. Имеем:  a+b=2d, a=2d-b, 2d-a=bПеремножим два последних равенства по

Слайд 7Из равенства квадратов
двух чисел не следует,
что сами эти числа

равны.

Из равенства квадратов двух чисел не следует, что сами эти числа равны.

Слайд 8 Все числа равны между собой
Пусть m≠n
Возьмём тождество:
m² –

2mn + n² = n² – 2mn + m².
Имеем: (m – n)² = (n – m)². Отсюда m – n = n – m, или
2m = 2n, а значит m = n.

В чем ошибка???


Все числа равны  между собойПусть m≠nВозьмём тождество:   m² – 2mn + n² =

Слайд 10Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска

a – расстояние от Земли до Солнца
b – толщина волоска
v – среднее арифметическое чисел a и b
a + b = 2v, a = 2v – b, a – 2v = -b
Перемножим по частям два последних неравенства:
a² – 2av = b² – 2bv
Прибавим к каждой части v²:
(a – v)² = (b – v)²,т.е. a – v = b – v,
значит a = b.

Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска      a – расстояние от

Слайд 11 Где ошибка???

Из равенства квадратов
двух чисел не следует,
что сами эти

числа равны.


Где ошибка???Из равенства квадратов двух чисел не следует, что сами эти числа равны.

Слайд 14Два равно трем
10-10=0 и 15-15=0
10-10=15-15
Вынесем общие множители за скобки.
Получим:

2(5-5)=3(5-5).
Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки). Получаем: 2=3.

В чем ошибка???



Два равно трем10-10=0  и 15-15=010-10=15-15Вынесем общие множители за скобки. Получим:  2(5-5)=3(5-5).  Разделим обе части

Слайд 15Ошибка в том, что на ноль (5-5) делить нельзя

Ошибка в том, что на ноль (5-5) делить нельзя

Слайд 16Спичка вдвое длиннее телеграфного столба
Пусть а - длина

спички, b - длина столба, их разность обозначим через c.
Имеем: b - a = c, b = a + c
Перемножаем два эти равенства по частям:
b² - ab = ca + c²
Вычтем из обеих частей bc и вынесем общий множитель за скобки:
b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда
b = - c, но c = b – a ,
b = a – b, или a = 2b

Спичка вдвое длиннее  телеграфного столба   Пусть а - длина спички, b - длина столба,

Слайд 17 Где ошибка???
В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится
деление на (b-a-c),
а

этого делать нельзя, так как b-a-c=0.
Значит, спичка не может быть
вдвое длиннее телеграфного столба.


Где ошибка???В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как

Слайд 18 4р. = 40 000 к.
Возьмём верное равенство:
2р. = 200 к.


и возведём его по частям в квадрат. Мы получим:
4 р. = 40 000 к.

В чем ошибка???

4р. = 40 000 к.  Возьмём верное равенство:2р. = 200 к. и возведём

Слайд 19В квадрат возводятся числа, а не величины.

В квадрат возводятся числа, а не величины.

Слайд 20Ошибки в математических софизмах
При разборе математических софизмов

мы выделили основные ошибки:
1. Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения.
2.Деление на 0.
3.Проведение преобразований над математическими объектами, не имеющими смысла.
4. Нарушения правил действия с именованными величинами.
Ошибки в математических софизмах    При разборе математических софизмов мы выделили основные ошибки:

Слайд 21Используемая литература: 1. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. «Математическая шкатулка»: Пособие для учащихся 4-8 кл.

сред. шк., 5-е изд., М.: Просвещение, 1988г. 2. Гарднер М. «Математические чудеса и тайны». — М.: Наука, 1964г. 3. А.Г. Мадера и Д.А.Мадера. “Математические софизмы”, М.: Просвещение, 2003г. Интернет ресурсы: 1. www.wikipedia/sophism.ru 2. www.hidden-facts.ru 3. www.boiko.com.ua 4. www.iclass.home.ru
Используемая литература: 1. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. «Математическая шкатулка»: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк., 5-е изд., М.:

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть