Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
«Развитие
логического мышления детей дошкольного возраста»
Подготовила: педагог дополнительного
образования: Белова Л.П.
Слайд 2
Что такое логическое мышление?
Логика – эта наука о законах мышления
и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и специальных учебных заведениях. Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Слайд 3
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
На каждом возрастном этапе создается
как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Слайд 4Основные задачи развития логического мышления ребенка
-научить формулировать цель
-выделять главное, не
фиксируя внимание на несущественном и второстепенном;
-планировать свои действия для достижения результата;
-классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
-обобщать;
-разделять целое на части;
-конструировать модели, следуя схеме;
-аргументировать свои суждения
Слайд 5Виды мышления и их поэтапное развитие
Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый
из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
- наглядно-действенное (до 3 лет);
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
- словесно-логическое (от 6 до 7 лет).
Слайд 6Наглядно-действенная форма
- Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное
мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.
- Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.
- Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.
Слайд 7
Наглядно-образная форма мышления
- Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не
только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.
- Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.
Слайд 8
Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы,
машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.
Слайд 9
Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется
в понимании схематических рисунков и обозначений.
Словесно-логическая форма
Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.
Слайд 10
Для наглядно-действенного мышления
- Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
-
Лепка из пластилина.
- Выкладывание геометрических фигур из спичек.
- Работа с ножницами и бумагой.
- Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
- Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
- Рисование пальчиковыми красками.
Слайд 11
Для наглядно-образного
мышления
- Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
- Рисование и раскрашивание.
- Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
- Ролевые игры.
- Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
- Собирание пазлов.
Слайд 12 Для словесно-логического мышления
- Головоломки типа кубика
Рубика.
- Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
- Задания на разделение предметов по группам.
- Задания на подсчет букв и звуков в слове.
- Дополнение и раскрашивание картинки.
- Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
- Решение легких примеров по математике.
- Нахождение отличий на 2 картинках.
- Практические упражнения для развития мышления дошкольников
Слайд 13
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
С
целью развития мышления детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, недостающих в ряду фигур, например:
- Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
- Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
- у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
Исключение лишнего
Обучающимся необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Цель: изучение способности к обобщению, классификации.
Лампа, фонарь, солнце, свеча.
Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
Собака, лошадь, корова, лось.
Стол, стул, пол, кровать.
Сладкий, горький, кислый, горячий.
Очки, глаза, нос, уши.
Трактор, комбайн, машина, сани.
Лондон, Киев, Волга, Минск.
Шум, свист, гром, град.
Суп, кисель, кастрюля, картошка.
Береза, сосна, дуб, роза.
Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Слайд 15
Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс,
и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.
Слайд 16Заключение
Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно
будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.
Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.
Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
Слайд 17
Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к
мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети должны овладеть способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно – следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.