Презентация, доклад Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Что такое логическое мышление? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
«Развитие

логического мышления детей дошкольного возраста»

Подготовила: педагог дополнительного
образования: Белова Л.П.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Кировского района города Донецка»«Развитие логического мышления детей дошкольного

Слайд 2 Что такое логическое мышление?
Логика – эта наука о законах мышления

и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и специальных учебных заведениях. Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.  

Что такое логическое мышление?   Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она

Слайд 3 Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
На каждом возрастном этапе создается

как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?   На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж»,

Слайд 4Основные задачи развития логического мышления ребенка
-научить формулировать цель
-выделять главное, не

фиксируя внимание на несущественном и второстепенном;
-планировать свои действия для достижения результата;
-классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
-обобщать;
-разделять целое на части;
-конструировать модели, следуя схеме;
-аргументировать свои суждения

Основные задачи развития логического мышления ребенка-научить формулировать цель -выделять главное, не фиксируя внимание на несущественном и второстепенном;-планировать

Слайд 5Виды мышления и их поэтапное развитие
Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый

из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
- наглядно-действенное (до 3 лет);
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
- словесно-логическое (от 6 до 7 лет).

Виды мышления и их поэтапное развитие Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на

Слайд 6Наглядно-действенная форма
- Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное

мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.
- Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.
- Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.

Наглядно-действенная форма - Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних

Слайд 7 Наглядно-образная форма мышления
- Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не

только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.
- Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Наглядно-образная форма мышления  - Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия

Слайд 8
Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы,

машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.
Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при

Слайд 9 Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется

в понимании схематических рисунков и обозначений.

Словесно-логическая форма

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических

Слайд 10 Для наглядно-действенного мышления - Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый). -

Лепка из пластилина. - Выкладывание геометрических фигур из спичек. - Работа с ножницами и бумагой. - Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка. - Создание поделок из круп и сыпучих материалов. - Рисование пальчиковыми красками.
Для наглядно-действенного мышления  - Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).

Слайд 11 Для наглядно-образного

мышления - Прохождение лабиринтов по словесной инструкции. - Рисование и раскрашивание. - Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка. - Ролевые игры. - Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета». - Собирание пазлов.
Для наглядно-образного мышления   -

Слайд 12 Для словесно-логического мышления - Головоломки типа кубика

Рубика. - Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного». - Задания на разделение предметов по группам. - Задания на подсчет букв и звуков в слове. - Дополнение и раскрашивание картинки. - Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца. - Решение легких примеров по математике. - Нахождение отличий на 2 картинках. - Практические упражнения для развития мышления дошкольников
Для словесно-логического мышления  - Головоломки типа кубика Рубика. - Задания типа

Слайд 13 Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. С

целью развития мышления детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, недостающих в ряду фигур, например: - Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? - Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник. - Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? - у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? 
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. С целью развития мышления

Слайд 14

Исключение лишнего Обучающимся необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Цель: изучение способности к обобщению, классификации. Лампа, фонарь, солнце, свеча. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. Собака, лошадь, корова, лось. Стол, стул, пол, кровать. Сладкий, горький, кислый, горячий. Очки, глаза, нос, уши. Трактор, комбайн, машина, сани. Лондон, Киев, Волга, Минск. Шум, свист, гром, град. Суп, кисель, кастрюля, картошка. Береза, сосна, дуб, роза. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Слайд 15 Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс,

и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию. 
Загадки Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного

Слайд 16Заключение
Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно

будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.
Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.
Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.

Заключение Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе.

Слайд 17 Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к

мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети должны овладеть способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно – следственной связей,  своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.  

Для этого необходимо выполнение условий: - стимулировать практическую деятельность;- развивать способности к мыслительным операциям;- развитие самостоятельности;-

Слайд 18 Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть