Слайд 1Математика в профессии
г. Пласт.
Подготовила ученица 8 класса
Бородина
Елизавета Константиновна
Слайд 2Введение.
Задачи проекта.
Нужны ли нам водители?
Что это за профессия?
Как получить эту
профессию и что для этого нужно?
Нужна ли водителям математика?
И когда при вождении используется математика?
Слайд 3Сегодня нам приходится переезжать из одного города в другой, перевозить различного
рода грузы, а живя в мегаполисах, быстро достичь места своей работы мы можем, только воспользовавшись услугами общественного транспорта или такси. Исходя из этого, можно утверждать, что без услуг водителя сегодня просто невозможно обойтись.
Слайд 4Выбор профессии
В своей жизни мы каждый день встречаемся с транспортными
средствами. Различные виды транспорта они помогают нам жить. А профессия-водитель, водитель личного транспортного средства - это наши друзья, близкие нам люди, просто знакомый и незнакомый человек. В будущем мы сами.
Я наблюдала за движением, это заинтересовало меня, мне захотелось подробнее узнать, что должны знать водители, для безопасного движения и как можно применить математические знания в этой области. На уроках математики мы решаем задачи на движение. Значит знание математики необходимо водителям. В своей работе я и попыталась боль узнать о профессии водитель.
Предметом моего исследования стала математика в профессии водитель. Эту тему я считаю важной для себя, так как хочу стать водителем и очень люблю математику .
.
Слайд 5Разговор знатоков
Евгений:
Я знаю и понимаю ,что настоящие шофера не будут сидеть
на интернет сайтах и рассказывать какая у них работа, это не только новые знакомства и города.
Многие думают просто романтика сел поехал, это не так! Кто хоть раз провел в пути пару суток, поймут о чем я говорю. Но на самом деле я бы хотел сказать, что глубоко уважаю труд шофера, все их подвиги, это настоящие мужики.
Анатолий:
Я думаю, что быть шофером - не только интересно, ответственно, но в некоторой степени и романтично, к тому же приятно ощущать себя повелителем сотен послушных лошадиных сил под капотом. Проезжаешь новые города, заводишь новые знакомства и наслаждаешься любимой песней, льющейся из автомагнитолы.
Слайд 6Социальная значимость профессии в обществе:
Сейчас уже можно утверждать, что автомобиль —
это действительно не роскошь, а средство передвижения. Давно прошли те времена, когда человек всю свою жизнь мог провести в одной местности, которую можно было обойти пешком. Сегодня нам приходится переезжать из одного города в другой, перевозить различного рода грузы, а живя в мегаполисах, быстро достичь места своей работы мы можем, только воспользовавшись услугами общественного транспорта или такси. Исходя из этого, можно утверждать, что без услуг шофёра сегодня просто невозможно обойтись. Доски объявлений приглашают дальнобойщиков, таксистов, водителей автобусов и КамАЗов. Туристические поездки, строительные работы, доставка товара в магазин — все это может обеспечить надёжный опытный шофёр.
Слайд 7Краткое описание:
Профессия шофёра привлекает практически каждого мальчишку. Шофёр — это профессиональный
водитель, имеющий большой опыт вождения и умеющий справиться как с капризами автомобиля, так и с неожиданными «поворотами» на дороге. В основном эту профессию выбирают представители сильного пола, хотя встречаются и женщины-водители. Современный автопарк предлагает большой выбор транспорта, поэтому шофёр может водить легковой или грузовой автомобиль, автобус, самосвал, автокран и так далее. Знание устройства машины, дорожных правил, умение погрузить и разгрузить груз, ответственность за жизни пассажиров — это только часть того, о чем постоянно приходится заботиться профессиональному шофёру
Слайд 8История профессии:
Своим появлением эта профессия обязана такому изобретению, как самодвижущая конструкция,
то есть автомобиль. Интересен тот факт, что изначально шофёр, или более правильно — «шоффер», как их называли во Франции, где в XIX веке и появилась эта профессия, представлял собой… кочегара парового автомобиля, важнейшей задачей которого было следить за топливом. Только в середине ХХ столетия профессия шофёр становится актуальной и востребованной.…
Слайд 9Водитель
Массовость и уникальность профессии: Шофёр должен обладать хорошим здоровьем и определённой физической
подготовкой. Среди обязательных профессиональных качеств нужно отметить внимательность, наблюдательность, предусмотрительность и отменную реакцию. Тем, кто готовится стать водителем общественного транспорта, к вышеперечисленным требованиям нужно добавить самообладание, выдержку и коммуникабельность. Риски профессии: Работа шофёра достаточно хорошо оплачивается: взять, к примеру, таксистов или дальнобойщиков. Однако есть и обратная сторона медали — шофёр вынужден часто отлучаться из дома на длительные сроки и много времени уделять своему автомобилю.
Слайд 10Где получить профессию:
Невозможно стать шофёром,
не имея водительских прав, поэтому первая
ступенька — это автошкола или профессиональное техническое училище. Вторая ступенька — это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофёра начинается после 30 тысяч наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог.
Слайд 11Стать водителем не так уж и просто, для того чтобы поступить
в одну из автошкол существуют такие требования:
1) Хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы.
2) Водитель должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.
3) Водитель должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту.
Слайд 12Своим появлением профессия водитель обязана такому изобретению, как самодвижущая конструкция, то
есть автомобиль.
Слайд 13
Основная часть.
Многие задаются вопросом, нужна ли водителю математика? Конечно же нужна,
ведь даже , чтобы доехать до того или иного объекта , нужно рассчитать сколько понадобиться времени, бензина, сколько километров нужно проехать, какая допустимая скорость автомобиля и многое другое.
Слайд 14Проведя некий социальный опрос среди водителей, мы понимаем, что в вождении
математика необходима!
Евгений: Я работаю водителем уже 10 лет, я люблю свою работу, приятно вечером ехать в машине и слушать любимую музыку. Но если честно первые годы моей работы была проблема, в школе и в институте, я не очень любил математику, а в работе водителем она мне очень пригодилась, поэтому учите математику!
Анатолий: Здравствуйте, я работаю водителем более 7 лет, на самом деле, раньше я не очень любил свою работу, потому, что мне постоянно приходилось, что то рассчитывать, а я с детства не люблю считать)
Николай: Добрый день, хотел бы не много рассказать о своей профессии – водитель. Многие думают, чтоб быть водителем много ума не нужно и что водителя только нажимают на педали, но это все далеко не так, водители обязательно должны знать такие науки, как: математику, физику, географию, поэтому для того чтоб быть водителям, уделяйте много внимания вышеперечисленным наукам.
Слайд 16Применение школьных знаний в профессии водителя, по мнению детей
Слайд 17Математика в профессии водителя.
Слайд 18Водитель.
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека.
Я уже сейчас думаю о том, какую профессию мне выбрать? Мне нравится профессия водителя. А как применяется математика в профессии водителя, какие математические задачи приходится решать людям этой профессии?
Слайд 19ВОДИТЕЛЬ ЛЕГКОВЫХ МАШИН
Требования профессии к индивидуальным особенностям специалиста
Хорошая физическая подготовка и
выносливость, хороший глазомер, слух, хорошая реакция на движущиеся объекты.
Должен обладать большим объемом внимания, высокой способностью к концентрации и распределению внимания, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением.
Необходимы высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность.
Слайд 20ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВЫХ МАШИН
Требования к профессиональной подготовке
Хорошая подготовка по математике, физике, черчению
и географии в пределах школьной программы.
Должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.
Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту.
Слайд 22А как применяется математика в профессии водителя, какие математические задачи приходится
решать людям этой профессии?
Слайд 23Математика для водителя
С каждым годом увеличивается количество транспорта на дорогах. Мы
настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности. Движутся в тротуарных руслах автомобили разных марок, автобусы, мотоциклы, велосипеды. Всё это называется транспортным потоком.
Почему в городах с плотными транспортными потоками ограничена скорость движения? Причина в том, что сначала с увеличением скорости интенсивность движения растет. Но так происходит до значений скорости 50-70 км/ч. Затем интенсивность начинает падать, потому что продолжает увеличиваться дистанция между транспортными средствами. Вот почему в городах и населенных пунктах скорость движения ограничивают до 60 км/ч, что соответствует обеспечению максимального пропуска транспорта по существующим дорогам.
Слайд 24Законы транспортного потока.
Вычислить эту оптимальную скорость движения помогают законы математики (пропорции).
Средняя скорость движения потока прямо пропорциональна интенсивности движения (количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени) и обратно пропорциональна плотности потока (количество транспортных средств на единицу длины дороги, обычно 1 км).
Наверное, у каждого из нас когда-то возникал вопрос – почему дорога сделана именно такой ширины, а не другой? Этот параметр один из самых важных, так как именно он несет ответственность за пропускную способность дороги. И здесь математика помогает нам решить этот вопрос. Ширина проезжей части принимается такой, чтобы обеспечить пропуск максимального транспортного потока, который следует в часы пик по данному маршруту.
Слайд 25Неоходимо знать водителю
Превышение скорости – это самое частое нарушение, которое приводит
к дорожно-транспортным происшествиям.
Например, асфальтобетон мелкошероховатый, мокрый; дорога прямая, уклон – 10% на подъем; видимость дороги с рабочего места водителя более 300м. Ширина проезжей части – 9,6 м для движения в одном направлении.
Слайд 27Сколько потребуется бензина ?
Задача 1.1. Водителю необходимо преодолеть путь из города
Нижний Новгород в посёлок Сосновское, протяженность этого пути 80 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в посёлок Сосновское и обратно?
Решение
10:100=0,1(л) – расходуется на 1 км
0,1·80=8(л) – расходуется на путь в один конец
8·2=16(л) – потребуется на всю дорогу
Ответ: 16 литров
Слайд 282.Расчет времени, скорости, пути
Слайд 29Расчет времени, скорости, пути
Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости,
времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе .
Формула пути: S=vt
Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S/t
Время находим по формуле: t=S/v
Рассмотрим задачи на применение формулы пути, учитывая что в населенных пунктах разрешается движение легковым автомобилям со скоростью не более 60км/ч, а вне населенных пунктов на автомагистралях – не более 110, на других дорогах – не более 90км/ч .
Слайд 30Задача 2.1.
Путь от пункта назначения до пункта прибытия составляет 350 км.
Это расстояние автомобиль преодолевает со скоростью 70 км/ч. За какое время автомобиль преодолеет путь?
Решение
1) 350:70=5(ч) – время преодоления пути
Ответ: за 5 часов
Слайд 31Через какое время автомобили встретятся?
Задача 2.2. Из пункта А в пункт
В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?
Решение
1) 55+60=115(км/ч) – скорость сближения автомобилей
2) 460:115=4(ч) – время, через которое автомобили встретятся
Ответ: 4 часа
Слайд 32С какой средней скоростью ?
Задача 2.3. Расстояние в 180 км
необходимо преодолеть за 3 часа. С какой средней скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя.
Решение
1) 180:3=60(км/ч) – средняя скорость движения
Ответ: 60 километров в час
Слайд 33Какой путь ?
Задача 2.4. Какой путь преодолеет автомобиль за 5 часов,
если будет двигаться со средней скоростью 50км/ч?
Решение
1) 5·50=250(км) – путь, пройденный за 5 часов
Ответ: 250 километров
Слайд 353.Расчет остановочного пути
Выбирая скорость движения, водитель должен всегда помнить, что остановить
автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки . Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.
Слайд 37Задача 3.1
Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40
км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.
Слайд 38 Какую длину составит остановочный путь ?
Решение
40 км = 40000м;
1час = 3600сек
1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути
Ответ: 25,7 метров
Слайд 39Разрешенная максимальная масса
Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с
грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой [3]. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления, а это ведет к ДТП.
Слайд 40Задача4.1
Масса легкового автомобиля 1050 кг, вместимость 5 человек, которые весят в
среднем 70 кг, плюс 10 кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220 кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля ?
Слайд 41Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля ?
Решение
1) 1050 + 5
∙ (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса
2) 1050 + 4 ∙ 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса
3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы
Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов
Слайд 42Не соответствует, вес превышает на 100 килограммов.
Слайд 43МАТЕМАТИКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.
Слайд 44МАТЕМАТИКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.
Доказательство уравнений, относящихся к скорости и
их использование.
Пример ДТП. Ситуация. После футбольного матча группа юношей шла с площадки к дороге. При переходе дороги один из них был сбит легковым автомобилем. Точка удара пришлась на центр облицовки радиатора и находилась на расстоянии 2м от края тротуара.
С которого юноша начал переход. Следы торможения длиной 3м заканчивались около точки наезда – водитель автомобиля, очевидно, освободил педаль тормоза непосредственно перед наездом
Слайд 45Расследование.
Объяснения. Водитель автомобиля: «Я видел ребят на переходе. Вдруг один из
них вышел на проезжую часть и оказался прямо передо мной. Я не имел никаких шансов избежать наезда. Ехал я со скоростью лишь 40км/ч из-за интенсивного движения».
Пешеход: «Я переходил дорогу и почувствовал удар. Я не могу вспомнить что-либо ещё».
Расследование. Можно считать, что пешеход шел со скоростью от 4,8 до 6,4 км/ч. Была принята величина скорости 6,4км/ч. при этом время ходьбы до точки наезда составило 1,16с. За вычетом среднего значения времени реакции 0,68с остается разница во времени 0,48с. В предположении, что начальная скорость автомобиля перед торможением была 40км/x, время торможения составляет 0,3с.
Заключение. Представляется, что водитель легкового автомобиля реагировал на возникшую аварийную ситуацию так быстро, как это возможно, и его объяснение заслуживает доверия.
Слайд 46Вывод.
В профессии водителя математика играет большую роль!
Умение решать постоянно меняющиеся
дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д.
Все это важный фактор в профессии водителя, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества.
Слайд 47Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, водителям и поварам.
Бухгалтерам,
певцам и продавцам.
Всем математика важна.