Слайд 1Проектирование урока математики в режиме технологии дифференциации
Борминский филиал ГБОУ СОШ с.Елховка
Учитель:
Волкова Л.А.
Слайд 2Если раньше перед учителем стояла задача – дать прочные знания и
довести их до умений и навыков путем тренинга -, то на современном этапе от нас требуется развитие личности, способной к самореализации, готовой к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучения; умеющей осуществлять контроль своей деятельностью, определять способы своей деятельности, корректировать свои действия; владеющей основами самоконтроля, самооценки; умеющей организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками и т.д., другими словами мы должны научить ученика учиться.
«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит ее находить» - это слова немецкого математика девятнадцатого веке Адольфа Дистервега.
Слайд 3При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного
общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Слайд 4В существующей практике обучения в общеобразовательной школе возникают противоречия, связанные с
неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным возможностям:
между необходимостью в целях эффективного психического развития учащихся строить обучение, определять меру трудности для каждого учащегося в его «зоне ближайшего развития» и невозможностью этого при существующей в школах практике комплектования гетерогенных по своему составу учащихся классов;
между необходимостью создать благоприятные психологические условия для формирования положительной «Я» - концепции каждого ученика и отсутствием таковых в гетерогенных классах.
Существенным является последовательное развитие способов индивидуализации обучения в условиях обычного класса, то есть внутренняя дифференциация.
Слайд 5Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:
●
для первой группы (базовый)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
● для второй группы (общий уровень):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
● для третьей группы (продвинутый):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся
Слайд 6Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является
дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение ?
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
Слайд 7Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
Определение критериев, в соответствии с
которыми создаются группы
Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)
. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Слайд 8Для того, чтобы оценить успешность использования дифференцированного задания, учителю необходимо определить:
Способствовало
ли использование технологии повышению успешности обучения или носило формальный характер;
Соответствует ли задание выбранному уровню учащегося (не возникла ли ситуация завышения или занижения требований к учащемуся, удалось ли заинтересовать ученика);
Удалось ли решить одну из важнейших задач технологии – создать ситуацию успеха для ученика;
Соответствует ли задание основной цели урока.
Слайд 9Положительные стороны дифференцированного обучения
·сильным учащимся можно уделить время;
·слабым учащимся можно уделить
внимание и контроль;
·повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
·повышается уровень мотивации у сильных учеников
Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения " детей;
Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Слайд 10Отрицательные стороны дифференцированного обучения
·слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается
уровень мотивации в слабых группах;
деление детей по уровню развития не гуманно;
высвечивание социально-экономического неравенства;
перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд "слабых" переводятся "неординарные дети".
Слайд 11Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе
всё новое.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век.
Как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».