Презентация, доклад проекта на тему История чисел.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение2. Как появились цифры и числа3. Арифметика каменного века4. Числа начинают получать имена5. Римские цифры6. Цифры русского народа7. Самые натуральные числа8. Системы счисления9. Заключение10. Литература 

Слайд 1МБОУ «Шеморданский лицей»
 
 

Тема проекта:
 История возникновения чисел
 
  
Работу выполнили:
Иванова Карина и Иванова Полина

5 класс
Руководитель:
Иванова Людмила Степановна
учитель математики
 
 
 
 
МБОУ «Шеморданский лицей»  Тема проекта: История возникновения чисел   Работу выполнили:Иванова Карина и Иванова Полина 5 классРуководитель:Иванова Людмила Степановнаучитель математики    

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
 
1. Введение
2. Как появились цифры и числа
3. Арифметика каменного века
4. Числа

начинают получать имена
5. Римские цифры
6. Цифры русского народа
7. Самые натуральные числа
8. Системы счисления
9. Заключение
10. Литература
 

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение2. Как появились цифры и числа3. Арифметика каменного века4. Числа начинают получать имена5. Римские цифры6. Цифры

Слайд 3 Можно ли представить мир

без чисел?
Число одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.
Люди так часто пользуются числами и счетом, что трудно даже представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком.
 
Цель:
доказать, что числа появились в давние времена.

Введение

Можно ли представить мир без чисел?

Слайд 4 1.установить где, когда и кем были

придуманы первые числа;
2. выявить какие бывают системы счисления;
3. научиться изображать цифры теми способами, которыми пользовались наши предки.
Актуальность
В повседневной жизни нас повсюду окружают числа, поэтому интересно выяснить, когда появились первые числа, историю их развития.



Задачи:

1.установить где, когда и кем были придуманы  первые числа;

Слайд 5
Ученые считают, что числа зародились еще в

доисторические времена, когда человек научился считать предметы. Но знаки для обозначения чисел появились значительно позже: их изобрели шумеры — народ, живший в 3000—2000 гг. до н. э. в Месопотамии (ныне в Ираке).

Как появились цифры и числа

Ученые считают, что числа зародились еще в доисторические времена, когда человек научился считать

Слайд 6    История гласит, что на табличках из глины они выдавливали клинообразные черточки,

а потом изобрели знаки. Некоторые клинописные знаки обозначали числа 1, 10, 100, то есть были цифрами, остальные числа записывались посредством соединения этих знаков.


    История гласит, что на табличках из глины они выдавливали клинообразные черточки, а потом изобрели знаки. Некоторые клинописные

Слайд 7

Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, головы скота, размеры земельных

участков, объемы урожая.  
Вавилоняне, пришедшие в Месопотамию после шумеров, унаследовали многие достижения шумерской цивилизации — сохранились клинописные таблички с переводом одних единиц измерения в другие.
Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, головы скота, размеры земельных участков, объемы урожая.   Вавилоняне, пришедшие

Слайд 8Вавилонские цифры (2-е тыс. до н. э. — начало н. э.)

представляют собой клинописные знаки для чисел 1, 10, все остальные натуральные числа записываются посредством их соединения.
Прямой клин ▼ (1) и лежащий клин ◄ (10). Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления

число 23 изображали так: ◄ ◄ ▼▼▼
Число 60 снова обозначалось знаком ▼,
число 92 записывали так: ▼◄◄◄▼▼ .
Вавилонские цифры (2-е тыс. до н. э. — начало н. э.) представляют собой клинописные знаки для чисел

Слайд 9 Египтяне пользовались такой системой цифр, в которой число обозначалось

суммой значений цифр.   Для обозначения некоторых чисел (1, 10, 100 и т. д.) возник отдельный иероглиф. При записи какого-то числа эти иероглифы писали столько раз, сколько в этом числе единиц соответствующего разряда.

Египтяне пользовались такой системой цифр, в которой число обозначалось суммой значений цифр.   Для обозначения

Слайд 10
запись числа 23145
в египетской нумерации
относится к 5 в. до

н. э.


запись числа 23145 в египетской нумерации относится к 5 в. до н. э.

Слайд 11Сходная система счисления была у римлян; она оказалась одной из самых

долговечных: иногда ею пользуются и сейчас.
У ряда народов (древние греки, финикийцы) цифрами служили буквы алфавита.  
История гласит, что прообразы современных арабских цифр появились в Индии не позже V в.




Но индийские цифры в X-XIII вв. попали в Европу благодаря арабам, отсюда и возникло название — «арабские».
Сходная система счисления была у римлян; она оказалась одной из самых долговечных: иногда ею пользуются и сейчас.

Слайд 12 В этой системе значение цифры зависит от ее положения в

записи (так, в числе 151 цифра 1 слева имеет значение 100, а справа – 1).
Арабское название нуля – сифр – стало словом «цифра». Широкое распространение в Европе арабские цифры получили со второй половины XVв.

В этой системе значение цифры зависит от ее положения в записи (так, в числе 151 цифра

Слайд 13


Учиться считать люди начали
в незапамятные времена,
а учителем у них была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу
главным образом охотой.
Даже в те времена, когда человек
не знал таких слов, как «пять» или
«семь», он мог показать числа
на пальцах рук.

Часто говорят: «Знаю, как свои пять пальцев».
Не с того ли времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
 

Арифметика каменного века

Учиться считать люди начали

Слайд 14 Несколько десятков лет назад ученые-археологи обнаружили стойбище

древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то древний охотник нанес пятьдесят пять зарубок. Видно было, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. Узор на кости состоял из одиннадцати групп, по пять зарубок в каждой. При этом первые пять групп он отделил от остальных длинной чертой.
Несколько десятков лет назад ученые-археологи обнаружили стойбище древних людей. В нем они нашли

Слайд 15 Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания.
более

восьми тысяч лет назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу.
 Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шел спать
Так, еще не умея считать, занимались древние люди арифметикой. 
Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания. более восьми тысяч лет назад древние пастухи

Слайд 16 Перекладывать каждый раз глиняные фигурки с места

на место было довольно утомительным занятием.
Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.
Недаром ведь говорят: "Без названия нет знания".
О том, как появились имена у чисел, ученые узнают, изучая языки разных племен и народов.

Числа начинают получать имена

Перекладывать каждый раз глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием.

Слайд 17Сначала названия получили только числа 1 и 2.
Слово "солист" происходит

оно от латинского слова "солюс" - один. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист".
Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно.
Название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, крыльями, ушами и т. д.
У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме "один" и "два". А все, что шло после двух, называлось "много". Но потом понадобилось называть и другие числа.
И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя названия для единиц и двоек.
Сначала названия получили только числа 1 и 2. Слово

Слайд 18Римские цифры

Римская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до

нашей эры у этрусков. Римская нумерация оперирует только целыми числами.
В настоящее время она иногда применяется в часах, на памятниках, в книжном издательстве, в титрах некоторых американских фильмов. Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:  I – 1; V – 5; X – 10; L – 50; C – 100; D – 500;
M = 1000
Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы.
Римские цифрыРимская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до нашей эры у этрусков.  Римская

Слайд 19 Наиболее ранней и вместе с тем примитивной является словесная запись

чисел, в отдельных случаях сохранявшаяся довольно долго.
С развитием общественно-хозяйственной жизни народов возникла потребность в создании более совершенных, чем словесная запись, обозначений чисел.

Цифры русского народа

Наиболее ранней и вместе с тем примитивной является словесная запись чисел, в отдельных случаях сохранявшаяся довольно

Слайд 20Старинная русская нумерация (возникшая около 10 в. и встречавшаяся до 16

в.) также была алфавитной с применением славянской азбуки кириллицы (реже — глаголицы).
Старинная русская нумерация (возникшая около 10 в. и встречавшаяся до 16 в.) также была алфавитной с применением

Слайд 21Десять тысяч – тьма,
десять тем – легион,
десять легионов –

леодр,
десять леодров – ворон,
десять воронов – колода.
Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леодр, десять леодров – ворон, десять

Слайд 22Прообразы современных цифр (включая нуль) появились в Индии, 5 в. н.

э. Удобство записи чисел при помощи этих цифр в десятичной позиционной системе счисления обусловило их распространение из Индии в др. страны.
В Европу индийские цифры были занесены в 10—13 вв. арабами (отсюда и сохранившееся поныне их др. название — «арабские» цифры) и получили всеобщее распространение со 2-й половины 15 в.

Прообразы современных цифр (включая нуль) появились в Индии, 5 в. н. э. Удобство записи чисел при помощи

Слайд 23 Для счета предметов применяют натуральные числа.
Любое натуральное число можно

записать с помощью десяти цифр: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Такую запись чисел называют десятичной.
Самое маленькое натуральное число — единица (1). В натуральном ряду каждое следующее число на 1 больше предыдущего.
Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нем нет.
Значение цифры зависит от ее места в записи числа.

Самые натуральные числа

Для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр: О,

Слайд 24 Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью

письменных знаков. Для начала проведём границу между числом и цифрой:
Число — это некоторая абстрактная сущность для описания количества.
Цифры — это знаки, используемые для записи чисел.
Цифры бывают разные:
самыми распространёнными являются арабские цифры, представляемые известными нам знаками от нуля (0) до девяти (9); менее распространены римские цифры.

Системы счисления

Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. Для начала проведём границу

Слайд 25Существует много способов записи чисел с помощью цифр. Каждый такой способ

называется системой счисления.
Величина числа может зависеть от порядка цифр в записи, а может и не зависеть.
Это свойство определяется системой счисления и служит основанием для простейшей классификации таких систем.
Это позволяет все системы счисления разделить на три класса (группы):
позиционные;
непозиционные;
смешанные.
Существует много способов записи чисел с помощью цифр. Каждый такой способ называется системой счисления.Величина числа может зависеть от

Слайд 26Во-первых, мы установили – как, когда, где и кем были придуманы

цифры.
Во-вторых, выявили, что мы пользуемся десятичной системой счета, потому что у нас десять пальцев. Система счета, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии 1000 лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе.
В-третьих, мы научились изображать числа теми способами, которыми пользовались наши предки.
Теперь мы можем записать свой день рождения так:
XI.XII.MMVIг.–римскими цифрами;
11.07.2006г. – современными цифрами.
Полученные знания мы будем использовать на уроках математики и информатики. Планируем более детально изучить историю развития чисел.
 
 

Заключение

Во-первых, мы установили – как, когда, где и кем были придуманы цифры.Во-вторых, выявили, что мы пользуемся десятичной

Слайд 27 1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. –

М.: Просвещение, 1989.
2. Н.Виленкин,В.Жохов. Математика, 5 класс: учебник/М: Мнемозина, 2004.
3. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы / Шаврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., М.В. Волков М.В. – М.: Просвещение, 1989.
4. home-edu.ru›user/f/00000660/chisla/chisla-1.html
5. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.

Литература

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. 2. Н.Виленкин,В.Жохов. Математика,

Слайд 28 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть