Слайд 1МБОУ «Шеморданский лицей»
Тема проекта:
История возникновения чисел
Работу выполнили:
Иванова Карина и Иванова Полина
5 класс
Руководитель:
Иванова Людмила Степановна
учитель математики
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Как появились цифры и числа
3. Арифметика каменного века
4. Числа
начинают получать имена
5. Римские цифры
6. Цифры русского народа
7. Самые натуральные числа
8. Системы счисления
9. Заключение
10. Литература
Слайд 3 Можно ли представить мир
без чисел?
Число одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.
Люди так часто пользуются числами и счетом, что трудно даже представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком.
Цель:
доказать, что числа появились в давние времена.
Введение
Слайд 4 1.установить где, когда и кем были
придуманы первые числа;
2. выявить какие бывают системы счисления;
3. научиться изображать цифры теми способами, которыми пользовались наши предки.
Актуальность
В повседневной жизни нас повсюду окружают числа, поэтому интересно выяснить, когда появились первые числа, историю их развития.
Задачи:
Слайд 5
Ученые считают, что числа зародились еще в
доисторические времена, когда человек научился считать предметы. Но знаки для обозначения чисел появились значительно позже: их изобрели шумеры — народ, живший в 3000—2000 гг. до н. э. в Месопотамии (ныне в Ираке).
Как появились цифры и числа
Слайд 6 История гласит, что на табличках из глины они выдавливали клинообразные черточки,
а потом изобрели знаки. Некоторые клинописные знаки обозначали числа 1, 10, 100, то есть были цифрами, остальные числа записывались посредством соединения этих знаков.
Слайд 7
Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, головы скота, размеры земельных
участков, объемы урожая.
Вавилоняне, пришедшие в Месопотамию после шумеров, унаследовали многие достижения шумерской цивилизации — сохранились клинописные таблички с переводом одних единиц измерения в другие.
Слайд 8Вавилонские цифры (2-е тыс. до н. э. — начало н. э.)
представляют собой клинописные знаки для чисел 1, 10, все остальные натуральные числа записываются посредством их соединения.
Прямой клин ▼ (1) и лежащий клин ◄ (10). Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления
число 23 изображали так: ◄ ◄ ▼▼▼
Число 60 снова обозначалось знаком ▼,
число 92 записывали так: ▼◄◄◄▼▼ .
Слайд 9 Египтяне пользовались такой системой цифр, в которой число обозначалось
суммой значений цифр. Для обозначения некоторых чисел (1, 10, 100 и т. д.) возник отдельный иероглиф. При записи какого-то числа эти иероглифы писали столько раз, сколько в этом числе единиц соответствующего разряда.
Слайд 10
запись числа 23145
в египетской нумерации
относится к 5 в. до
Слайд 11Сходная система счисления была у римлян; она оказалась одной из самых
долговечных: иногда ею пользуются и сейчас.
У ряда народов (древние греки, финикийцы) цифрами служили буквы алфавита.
История гласит, что прообразы современных арабских цифр появились в Индии не позже V в.
Но индийские цифры в X-XIII вв. попали в Европу благодаря арабам, отсюда и возникло название — «арабские».
Слайд 12 В этой системе значение цифры зависит от ее положения в
записи (так, в числе 151 цифра 1 слева имеет значение 100, а справа – 1).
Арабское название нуля – сифр – стало словом «цифра». Широкое распространение в Европе арабские цифры получили со второй половины XVв.
Учиться считать люди начали
в незапамятные времена,
а учителем у них была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу
главным образом охотой.
Даже в те времена, когда человек
не знал таких слов, как «пять» или
«семь», он мог показать числа
на пальцах рук.
Часто говорят: «Знаю, как свои пять пальцев».
Не с того ли времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Арифметика каменного века
Слайд 14 Несколько десятков лет назад ученые-археологи обнаружили стойбище
древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то древний охотник нанес пятьдесят пять зарубок. Видно было, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. Узор на кости состоял из одиннадцати групп, по пять зарубок в каждой. При этом первые пять групп он отделил от остальных длинной чертой.
Слайд 15 Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания.
более
восьми тысяч лет назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу.
Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шел спать
Так, еще не умея считать, занимались древние люди арифметикой.
Слайд 16 Перекладывать каждый раз глиняные фигурки с места
на место было довольно утомительным занятием.
Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.
Недаром ведь говорят: "Без названия нет знания".
О том, как появились имена у чисел, ученые узнают, изучая языки разных племен и народов.
Числа начинают получать имена
Слайд 17Сначала названия получили только числа 1 и 2.
Слово "солист" происходит
оно от латинского слова "солюс" - один. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист".
Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно.
Название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, крыльями, ушами и т. д.
У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме "один" и "два". А все, что шло после двух, называлось "много". Но потом понадобилось называть и другие числа.
И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя названия для единиц и двоек.
Слайд 18Римские цифры
Римская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до
нашей эры у этрусков.
Римская нумерация оперирует только целыми числами.
В настоящее время она иногда применяется в часах, на памятниках, в книжном издательстве, в титрах некоторых американских фильмов.
Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:
I – 1; V – 5; X – 10; L – 50; C – 100; D – 500;
M = 1000
Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы.
Слайд 19 Наиболее ранней и вместе с тем примитивной является словесная запись
чисел, в отдельных случаях сохранявшаяся довольно долго.
С развитием общественно-хозяйственной жизни народов возникла потребность в создании более совершенных, чем словесная запись, обозначений чисел.
Цифры русского народа
Слайд 20Старинная русская нумерация (возникшая около 10 в. и встречавшаяся до 16
в.) также была алфавитной с применением славянской азбуки кириллицы (реже — глаголицы).
Слайд 21Десять тысяч – тьма,
десять тем – легион,
десять легионов –
леодр,
десять леодров – ворон,
десять воронов – колода.
Слайд 22Прообразы современных цифр (включая нуль) появились в Индии, 5 в. н.
э. Удобство записи чисел при помощи этих цифр в десятичной позиционной системе счисления обусловило их распространение из Индии в др. страны.
В Европу индийские цифры были занесены в 10—13 вв. арабами (отсюда и сохранившееся поныне их др. название — «арабские» цифры) и получили всеобщее распространение со 2-й половины 15 в.
Слайд 23 Для счета предметов применяют натуральные числа.
Любое натуральное число можно
записать с помощью десяти цифр: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Такую запись чисел называют десятичной.
Самое маленькое натуральное число — единица (1). В натуральном ряду каждое следующее число на 1 больше предыдущего.
Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нем нет.
Значение цифры зависит от ее места в записи числа.
Самые натуральные числа
Слайд 24 Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью
письменных знаков.
Для начала проведём границу между числом и цифрой:
Число — это некоторая абстрактная сущность для описания количества.
Цифры — это знаки, используемые для записи чисел.
Цифры бывают разные:
самыми распространёнными являются арабские цифры, представляемые известными нам знаками от нуля (0) до девяти (9); менее распространены римские цифры.
Системы счисления
Слайд 25Существует много способов записи чисел с помощью цифр. Каждый такой способ
называется системой счисления.
Величина числа может зависеть от порядка цифр в записи, а может и не зависеть.
Это свойство определяется системой счисления и служит основанием для простейшей классификации таких систем.
Это позволяет все системы счисления разделить на три класса (группы):
позиционные;
непозиционные;
смешанные.
Слайд 26Во-первых, мы установили – как, когда, где и кем были придуманы
цифры.
Во-вторых, выявили, что мы пользуемся десятичной системой счета, потому что у нас десять пальцев. Система счета, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии 1000 лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе.
В-третьих, мы научились изображать числа теми способами, которыми пользовались наши предки.
Теперь мы можем записать свой день рождения так:
XI.XII.MMVIг.–римскими цифрами;
11.07.2006г. – современными цифрами.
Полученные знания мы будем использовать на уроках математики и информатики. Планируем более детально изучить историю развития чисел.
Заключение
Слайд 27 1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. –
М.: Просвещение, 1989.
2. Н.Виленкин,В.Жохов. Математика, 5 класс: учебник/М: Мнемозина, 2004.
3. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы / Шаврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., М.В. Волков М.В. – М.: Просвещение, 1989.
4. home-edu.ru›user/f/00000660/chisla/chisla-1.html
5. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.
Литература