Слайд 1Привитие интереса к математике через нестандартные формы обучения.
Из опыта работы
учителя математики
высшей категории
Рогалевич Л. П.
Слайд 2Цель
Развитие нестандартного и логического мышления, самостоятельности.
Привитие интереса к обучению.
Формирование и
развитие творческой личности.
Слайд 3развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
создание условий для успешной реализации способностей каждого ребенка.
Задачи
Слайд 4А. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего
творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Слайд 5ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ МЕТЕМЕТИКЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ценность
дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата
Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
Слайд 6Примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках:
Викторина
Викторина – это
игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.
Деловые игры
Основная идея деловых игр состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике
Слайд 7Математический турнир
Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс
делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Я выступаю в роли арбитра.
Очевидно одно: если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли бы все ученики решили предложенные им 5 примеров и прослушали бы внимательно решение ещё пяти аналогичных.
Слайд 8
Эстафета
Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну
парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. При проверке я учитываю правильность заполнения таблицы. Обычно за каждую правильно заполненную клетку – один балл.
Такой вид опроса я использую при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.
Молчанка
В 5 и 6 классах очень помогают мне в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карточка соответствует утверждению «нет», а зеленая – «да».
Кто быстрее
Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее.
Слайд 9УРОКИ-ПУТЕШЕСТВИЯ
Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм
проведения уроков в 5-7 классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Класс делится на несколько групп. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание
УРОКИ ФАНТАЗИИ
Уроки-сказки я обычно провожу после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс разбивается на 2-3 команды. Начинаю рассказ, ставлю проблему, учащиеся, применяя необходимые знания, решают ее.
Слайд 10Уроки обобщения:
Устный журнал
Устный журнал не требует соревнования. Важно само
участие в выпуске журнала. Я стараюсь дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся заранее читают математическую литературу, находят в ней интересные факты, которые излагают за 1-2 минуты. Ведущие готовят ряд коротких рассказов об истории математики из тех разделов, которые сейчас изучаются. Цель ведущих – изложить свои заготовки, заинтересовать фактами, пробудить познавательную деятельность.
Диалог
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Я формулирую учебную проблему, а учащиеся должны решить ее. Они понимают, что для решения проблемы недостаточно имеющихся знаний. Каждая команда имеет право задать мне минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из моих ответов максимум информации. В игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ученики поставленными вопросами принуждают меня к этому. И если в диалоге при минимальном количестве вопросов у какого-нибудь ученика наступает озарение, то я считаю, что свою задачу по развитию творческого мышления учащихся я выполнила.
Слайд 11ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА:
. Урок-зачёт
На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные
и групповые формы работы.
Зачёт-практикум
Провожу по тем разделам, где мало теоретических вопросов. Урок начинается с разминки: решение устных задач, каждая задача – 2 балла. Листки с ответами сдаются учителю. Затем каждый ученик получает билет с задачами различной трудности, каждая задача оценена определенным количеством баллов в зависимости от трудности. Задачи решаются на отдельных листах, чтобы избежать списывания.
Слайд 12Урок-лекция
Урок строится на монологическом методе изложения учебного материала, проводится с учащимися
старших классов, которые могут на длительный промежуток времени сосредоточиться для восприятия материала. Лекция дает возможность наиболее экономно использовать учебное время, позволяет излагать больший объем материала.
Учебный материал излагается в системе и строго по плану, записанному на доске. Слушая , ученики отбирают и записывают главное. В конце изложения я повторно выделяет основные положения.
Модульное обучение
По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он совпадает с темой дисциплины. В модуле четко определены уровни изучения, названы навыки и умения. Модульное обучение обязательно связано с рейтинговой оценкой познавательной деятельности учащихся, способствуя тем самым повышению качества обучения.
Слайд 13Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый
имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую называют «информационной эпохой». Это означает, что самым важным продуктом становится информация. При обмене информацией очень большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика, в зависимости от уровня подготовки. Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.