Презентация, доклад по математике Старинные русские меры длины

Содержание

Цель моего исследования Выяснить:

Слайд 1Шалимова Софья
ученица 5 Г класса
руководитель Кормина М.Н.
старинные русские меры длины

Шалимова Софьяученица 5 Г классаруководитель Кормина М.Н.старинные русские меры длины

Слайд 2 Цель моего исследования





Выяснить:

какие меры длины существовали раньше и существуют сейчас

где и как они используются

что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длин






Цель моего  исследования

Слайд 3Гипотеза
если учащиеся будут знать соотношение старинных русских мер и

современных единиц измерения величин, то это поможет :
легче понять содержание учебных и художественных текстов;
решать задачи.
Гипотеза  если учащиеся будут знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения величин, то это

Слайд 4Объект исследования
старинные меры длины.

Объект исследованиястаринные меры длины.

Слайд 5Задачи:

Изучить математическую литературу, которая описывает старинные русские меры;
Проанализировать учебники по

математике 5 – х классов с точки зрения наличия в них старинных мер;
Решать задачи с использованием старинных мер длины.
Задачи:Изучить математическую литературу, которая описывает старинные русские меры; Проанализировать учебники по математике 5 – х классов с

Слайд 6Практическая значимость работы
заключается в том, что использование старинных единиц

измерения длины при решении задач способствуют повышению интереса к изучению математики
Практическая значимость работы  заключается в том, что использование старинных единиц измерения длины при решении задач способствуют

Слайд 7Новизна исследования
поиск математических представлений у учащихся о мерах измерения длины в

Древней Руси
Новизна исследованияпоиск математических представлений у учащихся о мерах измерения длины в Древней Руси

Слайд 8Методы
поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск

необходимой информации в сети Интернет;
практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
анализ полученных в ходе исследования данных.
Методыпоисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;практический метод

Слайд 9Старинные русские меры длины
В старину русские меры длины были основаны на

размерах разных частей тела человека.

Пядь – расстояние между концами вытянутых
большого и указательного пальцев
1 пядь = 18 - 19 см

? Про кого говорят
«У него семь пядей во лбу»?
Об умном, мудром человеке.

Старинные русские меры длиныВ старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.Пядь –

Слайд 10 Локоть – расстояние от локтевого

сгиба
до конца вытянутого среднего пальца
1 локоть = 46 - 47 см



Вершок – длина верхней части пальца 1 вершок = 4,45 см

? О каком человеке можно сказать
«От горшка два вершка»?
Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей
такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при
указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть
после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть
больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см) .

Локоть – расстояние от локтевого сгиба

Слайд 11Косая сажень - расстояние от подошвы
левой ноги до конца большого пальца
вытянутой

вверх правой руки



Маховая сажень - расстояние
между кончиками пальцев
раскинутых рук
1 маховая сажень = 151,4 см


?Про кого говорят «В плечах косая сажень»?
О человеке - богатыре, великане.

Косая сажень - расстояние от подошвылевой ноги до конца большого пальцавытянутой вверх правой рукиМаховая сажень - расстояние

Слайд 12Верста – расстояние в 500 раз больше сажени

1 верста = 1540 м






















В подмосковном селе Коломенском находилась
летняя резиденция царя Алексея Михайловича.
Дорога туда была оживленной, широкой и
считалась главной в государстве. А уж когда
поставили огромные верстовые столбы, каких
в России еще не бывало, слава этой дороги
возросла еще более. Смекалистый народ не
преминул воспользоваться новинкой и окрестил
долговязого человека коломенской верстой. Так
до сих пор и величает...






?Что означает поговорка «За семь верст киселя хлебать»?
Ехать, идти далеко без особой надобности
?Что означает выражение «Мерить версты»?
Ходить на большое расстояние
?Про кого говорят «Коломенская верста»?
Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

Верста – расстояние в 500 раз больше сажени

Слайд 13 Аршин – длина всей руки

1 аршин = 71,12 см

.

?Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ?
Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения,
оценивать на свой вкус.
? Что означает выражение «Мерить общим аршином» ?
Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление.
? Про кого говорят «Как аршин проглотил» ?
Так говорят о человеке, который держится неестественно
прямо, «по струнке».
? Что означает выражение «Видеть на два аршина под землей» ?
Значит, отличаться большой проницательностью.

Аршин – длина всей руки

Слайд 14Современные меры длины
В наше время для измерения длины мы пользуемся

мерой, названной метр.
Метр - основная единица метрической системы.
Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России.
Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». Но постоянно ездить в Париж сверяться с эталонным метром очень неудобно. Поэтому с 1983 года метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме свет за 1/299792458 доли секунды. 
Современные меры длины 	В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.	Метр - основная единица

Слайд 15В наше время так же используются:


1 миллиметр = 0,001 метра

1 сантиметр

= 0,01 метра

1 дециметр = 0,1 метра

1 километр = 1000 метров
В наше время так же используются:1 миллиметр = 0,001 метра1 сантиметр = 0,01 метра1 дециметр = 0,1

Слайд 16Задача
Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк

выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными на ней узорами в одну краску), в котором было 30 локтей материи. Если на сарафан первой дочери надо 3 аршина и 4 пяди, второй дочери 2 аршина и 5 пядей, третьей дочери 1 аршин и 3 пяди. Хватит ли выбойки на сарафаны всем дочерям?
Задача  Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными

Слайд 17Решение:
1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:
3 аршина и

4 пяди + 2 аршина и 5 пядей + 1 аршин и 3 пяди = 6 аршинов и 12 пядей
2) Переведем локти, аршины и пяди в метры:
1 Аршин = 0,712 м
1 Пядь = 0,19 м
1 Локоть=0,44м
(6* 0,7112) + (12*0,19) = 6,5472 м 30*0,44 = 13,2 м
3) Хватит ли выбойки трем дочерям на сарафаны: 13,2 – 6,5472 = 6, 6528 м
Ответ: Да, выбойки хватит трем дочерям на сарафаны и останется на рубашку сыну.
Решение:1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:3 аршина и 4 пяди + 2 аршина и

Слайд 18Анкетирование
Ребята отвечали на следующие вопросы:
Какие старинные единицы мер вы знаете?
Назовите старинную

русскую меру длины. (Верста, сажень, аршин, и т.д.)
В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры длины в повседневной жизни.
В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры длины?
Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер длины в современной жизни?
Назовите пословицу или поговорку со старинными единицами мер.
АнкетированиеРебята отвечали на следующие вопросы:Какие старинные единицы мер вы знаете?Назовите старинную русскую меру длины. (Верста, сажень, аршин,

Слайд 19Результаты анкетирования


Результаты анкетирования

Слайд 20Старинные меры на страницах школьных учебников.

Старинные меры на страницах школьных учебников.

Слайд 21Выяснили
В современном русском языке старинные единицы длины и слова, их обозначающие

сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок.
Знакомство со старинными мерами на уроках математики происходит только в пятом классе. Кроме этого, со старинными мерами учащиеся встречаются на уроках литературы и русского языка.
Знание старинных мер необходимо для общего развития.
Гипотеза, которую мы выдвигали, подтвердилась.
ВыяснилиВ современном русском языке старинные единицы длины и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть