Презентация, доклад по математике Путешествие в историю математики

Содержание

СодержаниеПериоды развития математикиТест по истории математикиВикторинаСтаринные задачиВысказывания о математике

Слайд 1Путешествие в историю математики



Автор: учитель математики МБОУ гимназии №1
Г. Миллерово

Ростовской области
Попова Галина Владимировна
Путешествие в историю математикиАвтор: учитель математики МБОУ гимназии №1 Г. Миллерово Ростовской области Попова Галина Владимировна

Слайд 2Содержание
Периоды развития математики
Тест по истории математики
Викторина
Старинные задачи
Высказывания о математике


СодержаниеПериоды развития математикиТест по истории математикиВикторинаСтаринные задачиВысказывания о математике

Слайд 3Периоды развития математики
Период зарождения математики
(7-5 в. до н.э.)
Период элементарной математики

(6-5 в. до н.э. – 16 в.)
Период математики переменных величин (17 - 18 в.)
Период современной математики
(19 - 20 в.)


Периоды развития математикиПериод зарождения математики (7-5 в. до н.э.)Период элементарной математики (6-5 в. до н.э. – 16

Слайд 4Период зарождения математики начался с древних времен и закончился в VII-Vвв.

до нашей эры.

Это был период накопления фактического материала, связанного с потребностями хозяйственной жизни – развитием ремесла, земледелия, обмена и торговли, исчислением податей, измерением площадей земельных участков, объемов сосудов и т. д.



Период зарождения математики начался с древних времен и закончился в VII-Vвв. до нашей эры.   Это

Слайд 5Математика в Древнем Вавилоне


Вавилоняне составили таблицы обратных

чисел, таблицы квадратов и квадратных корней, а также таблицы кубов и кубических корней. Клинописные тексты свидетельствуют о том, что они пользовались квадратичной формулой для решения квадратных уравнений и могли решать отдельные разновидности кубических уравнений.
Деление окружности на 360, а градуса и минуты на 60 частей берут начало в вавилонской астрономии.




Математика в Древнем Вавилоне    Вавилоняне составили таблицы обратных чисел, таблицы квадратов и квадратных корней,

Слайд 6Математика в древнем Египте
Египтяне могли выполнять действия

с дробями, вычислять площади прямоугольника, треугольника, трапеции и круга, находить объемы параллелепипеда, цилиндра, решать задачи на пропорциональное деление и нахождение суммы геометрической прогрессии.




Математика в древнем Египте    Египтяне могли выполнять действия с дробями, вычислять площади прямоугольника, треугольника,

Слайд 7Наши познания о математике древних цивилизаций основаны главным образом на двух

больших папирусах: Ахмеса и Московском.


Математический папирус Ахмеса
(также известен как папирус Ринда) — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см.
Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач прикладного характера.

Московский математический папирус, находящийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, уступает папирусу Ахмеса по полноте (он состоит из 25 задач), но, вероятно, превосходит по возрасту.




Наши познания о математике древних цивилизаций основаны главным образом на двух больших папирусах: Ахмеса и Московском.

Слайд 8Задача из папируса Ахмеса
Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:
-Сколько приводишь

ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
-Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
Ответ



Задача из папируса АхмесаПриходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:-Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?Пастух отвечает:-Я

Слайд 9Математика Древней Греции
Древнеегипетскую и вавилонскую культуру

в области математики продолжили греки.
Основным достижением математической мысли было возникновение и развитие понятия о доказательстве.
Первым из философов, применившим в математике «дедуктивный метод» называют греческого ученого Фалеса, жившего в VII-VI вв до нашей эры. По дошедшим до нас сведениям, Фалес доказал некоторые простейшие геометрические утверждения: равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство вертикальных углов.
Подробнее.



Математика Древней Греции     Древнеегипетскую и вавилонскую культуру в области математики продолжили греки.

Слайд 10
Созданный Фалесом метод логического доказательства был развит и

усовершенствован другим греческим математиком, именем которого названа одна из главных теорем геометрии.
По легенде за доказательство этой теоремы ученый принес в жертву богам 100 быков.
Назовите его имя.




Созданный Фалесом метод логического доказательства был развит и усовершенствован другим греческим математиком, именем которого

Слайд 11Пифагор (ок. 585-500 до н.э.)
С именем Пифагора

связано ряд легенд. Рассказывают, что он познакомился с вавилонской и египетской математикой во время долгих странствий. Вернувшись на Родину, Пифагор организовал «Религиозно-этическое братство». В кружок принимались с большими церемониями, после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так, на юге Италии, которая была тогда греческой колонией, возникла так называемая пифагорейская школа. Подробнее.




Пифагор (ок. 585-500 до н.э.)    С именем Пифагора связано ряд легенд. Рассказывают, что он

Слайд 12Достижения пифагорейцев
1. Пифагорейцы предложили разнообразные классификации целых чисел:

- четные, нечетные
простые, составные
совершенные, дружественные и т.д.
2. Развили теорию отношений и пропорций
Доказали некоторые свойства правильных многоугольников
Пифагор и его ученики считали, что с помощью чисел можно выразить все закономерности мира, что они являлись основой всех вещей и явлений природы.




Достижения пифагорейцев1.    Пифагорейцы предложили разнообразные классификации целых чисел:  - четные, нечетныепростые, составные совершенные,

Слайд 13Теорема Пифагора
Пифагору и его ученикам предписывают доказательство одной

из главных теорем геометрии - о соотношении между сторонами прямоугольного треугольника. Задолго до Пифагора она была известна египтянам под названием «правило веревки».
Сформулируйте эту теорему.




Теорема Пифагора   Пифагору и его ученикам предписывают доказательство одной из главных теорем геометрии - о

Слайд 14С помощью теоремы Пифагора решите задачу индийского математика XII в. Бхаскары


Над озером тихим
С пол фута размером,
Высился лотоса цвет
Он рос одиноко.
И ветер порывом
Отнес его в сторону.
Нет боле цветка над водой,
Нашел же рыбак его
ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?




С помощью теоремы Пифагора решите задачу индийского математика XII в. Бхаскары Над озером тихимС пол фута размером,Высился

Слайд 15Большой вклад в развитие математики внесли также следующие древнегреческие ученые
Платон (427-347

до н. э.) – ему принадлежит заслуга аналитического метода доказательства.
Евдокс (408-355 до н. э.) – ввел понятие величины, «метод исчерпывания».
Аристотель – заложил основы науки логики и высказал идеи относительно определений, аксиом, бесконечности.
Архимед (ок. 287 до н.э.) – разработал методы нахождения площадей поверхностей и объемов тел. Подробнее.





Большой вклад в развитие математики внесли также следующие древнегреческие ученыеПлатон (427-347 до н. э.) – ему принадлежит

Слайд 16Около 300 лет до н. э. результаты многих греческих математиков были

сведены в единое целое ученым, написавшим математический шедевр «Начала». Назовите его имя. Картина Рафаэля «Афинская школа»




Около 300 лет до н. э. результаты многих греческих математиков были сведены в единое целое ученым, написавшим

Слайд 17Евклид
Евклид жил около 300 г. до нашей эры

в Александрии, где основал научную школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд по геометрии «Начала». Обычно о «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. До XX века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов.




Евклид   Евклид жил около 300 г. до нашей эры в Александрии, где основал научную школу

Слайд 18Диофант Александрийский
Диофанта (250 г. до н. э.) называют «отцом алгебры».


Он ввел обозначение неизвестных величин, их степеней, знаки для вычитания и равенства. Впервые в его трудах появились отрицательные числа.
Он разработал общие методы решения линейных и квадратных уравнений.




Диофант Александрийский Диофанта (250 г. до н. э.) называют «отцом алгебры». Он ввел обозначение неизвестных величин, их

Слайд 19Узнай, сколько лет прожил Диофант, если на его могиле высечена надпись:
Путник!

Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие; он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.




Узнай, сколько лет прожил Диофант, если на его могиле высечена надпись:Путник! Здесь прах погребен Диофанта.И числа поведать

Слайд 20Упадок Греции
После завоевания Египта римлянами в 31 г.

до н.э. великая греческая александрийская цивилизация пришла в упадок. Цицерон с гордостью утверждал, что в отличие от греков римляне не мечтатели, а потому применяют свои математические знания на практике, извлекая из них реальную пользу. Однако в развитие математики вклад римлян был незначителен. Преемниками греков в истории математики стали индийцы.




Упадок Греции   После завоевания Египта римлянами в 31 г. до н.э. великая греческая александрийская цивилизация

Слайд 21Математика в древней Индии
Индийские математики впервые

ввели нуль и как кардинальное число, и как символ отсутствия единиц в соответствующем разряде. Система счисления, используемая ныне в большей части мира, была, вероятно, разработана в Индии; однако, поскольку на Запад она была передана арабами, цифры стали называться арабскими.
Арабские числа стали известны европейцам в X—XIII вв. благодаря их изображениям на косточках абака. Для экономии места они изображались боком. Поэтому, в частности, цифры «2» и «3» приобрели ту форму, которую мы знаем.




Математика в древней Индии     Индийские математики впервые ввели нуль и как кардинальное число,

Слайд 22Математика арабов
В 7-8

веке объединенные исламской идеей древние кочевые племена Аравии завоевали обширные территории от Индии до Испании. Возникла арабская цивилизация, научным центром которой стал город Багдад.
Арабские математики изучили и перевели труды ученых Греции, Индии, Китая и благодаря их комментариям Европа также познакомилась с великими творениями ученых древности.




Математика арабов        В 7-8 веке объединенные исламской идеей древние кочевые

Слайд 23Достижения Арабской математики
Наибольших

успехов в математике достиг Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми. Он работал в первой половине 9 века в Багдаде.
Главная книга Хорезми названа скромно: "Учение о переносах и сокращениях", то есть техника решения алгебраических уравнений. По арабски это звучит "Ильм аль-джебр ва"ль-мукабала»

Какие термины произошли от имени ученого и названия его книги?

Ответ




Достижения Арабской математики        Наибольших успехов в математике достиг Мухаммед ибн

Слайд 24Средневековая Европа
В Европе, после распада Римской империи наступили

«темные века». Города были разграблены и покинуты, библиотеки сгорели, университеты закрылись, ученые вымерли, не оставив учеников.
Однако всему приходит конец – даже темным векам. Около 1100 г. в западноевропейской математике начался почти трехвековой период освоения сохраненного арабами и византийскими греками наследия Древней Греции и Востока. Первым, заслуживающим упоминания европейским математиком стал Леонардо Пизанский (Фибоначчи). В своем сочинении Книга абака (1202) он познакомил европейцев с индо-арабскими цифрами и методами вычислений, а также с арабской алгеброй.




Средневековая Европа   В Европе, после распада Римской империи наступили «темные века». Города были разграблены и

Слайд 25Изобретение книгопечатания
Однако решающий прорыв из Средневековья

в Новое время европейцы совершили, когда изобрели печатный станок с подвижным металлическим шрифтом. В 1454 году Иоганн Гуттенберг напечатал в Майнце первые 300 экземпляров Библии и положил начало информационной революции - столь же важной, как появление алфавита в Элладе в 8 веке до н.э., или появление электронных компьютеров в середине 20 века.

В 1482 году в Венеции была впервые напечатана (по латыни) книга Евклида "Начала". С этого момента для математиков кончилось Средневековье и началось Новое время.




Изобретение книгопечатания     Однако решающий прорыв из Средневековья в Новое время европейцы совершили, когда

Слайд 26Математика Эпохи Возрождения
Когда распространилось книгопечатание, каждый

образованный человек мог заглянуть в книгу Евклида или Архимеда и составить свое мнение об их открытиях.
Итальянские художники 15 века научились применять стереометрию в живописи. Они изобрели технику перспективы, благодаря которой плоские изображения пространственных тел кажутся неотличимы от реальных предметов.
Назовите имя художника, который особенно отличился в этой области.




Математика Эпохи Возрождения     Когда распространилось книгопечатание, каждый образованный человек мог заглянуть в книгу

Слайд 27Леонардо да Винчи(1452 - 1519)
Следуя по стопам

Архимеда, Леонардо да Винчи применял геометрию к решению механических задач: например рассчитал и построил водолазный колокол, создал проекты подводной лодки и вертолета. Ему принадлежат слова: «Никакой достоверности нет в науке там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».




Леонардо да Винчи(1452 - 1519)    Следуя по стопам Архимеда, Леонардо да Винчи применял геометрию

Слайд 28Достижения итальянских математиков
В 16 в

в залах университетов Италии были очень популярны турниры, похожие на современные олимпиады для школьников.
На них математики предлагали коллегам решить различные алгебраические задачи. Итогом таких турниров, стало открытие приемов и способов решения уравнений 3 и 4 степени.
Эти открытия были опубликованы в 1545 г. Джироламо Кардано в книге «Великое искусство».
Предложите задачу для команды соперников.






Достижения итальянских математиков      В 16 в в залах университетов Италии были очень

Слайд 29Возникновение математической символики
Но решения уравнений сопровождались затруднениями,

связанными с неудобными обозначениями неизвестных величин и действий над ними.
В алгебре эту проблему удачно решил французский математик. Он впервые использовал привычные нам знаки арифметических действий над известными числами или над буквами, изображающими неизвестные числа. Изложив на этом языке все известные факты о решении уравнений – многочленов, математик заметил связь между коэффициентами и корнями этих уравнений.
Кто этот математик?
Ответ.





Возникновение математической символики    Но решения уравнений сопровождались затруднениями, связанными с неудобными обозначениями неизвестных величин

Слайд 30Математика 17 века
Принято считать, что вся современная

наука оформилась в 17 веке.
Одним из замечательных ученых этого периода был немец Иоганн Кеплер (1571 – 1630).
С 1600 г. он работал в Пражской обсерватории наблюдал за движением планет. Успехи Кеплера в расчете пройденного планетой пути по известной скорости движения стали первым шагом в новой науке – интегральном исчислении.





Математика 17 века    Принято считать, что вся современная наука оформилась в 17 веке.

Слайд 31Рене Декарт
Другой великий математик – француз Рене

Декарт впервые ввел понятие переменной величины и функции, изобрел метод координат, который позволил плоские кривые описывать в одном из двух эквивалентных языков: наглядно-геометрическом, или аналитическом (через формулы).
Двухсторонний «словарь» переводящий фразы одного из этих языков в равнозначные фразы другого языка, Декарт назвал аналитической геометрией.




Рене Декарт    Другой великий математик – француз Рене Декарт впервые ввел понятие переменной величины

Слайд 32Пьер Ферма
Большой вклад в создание аналитической

геометрии внес также Пьер Ферма (1601-1665).
По основной профессии он был юрист, а математикой занимался на досуге. Ферма ни в одной области науки не был первым. В математический анализ он вошел вслед за Архимедом и Кеплером, в аналитическую геометрию - вслед за Декартом, в теорию вероятностей - вслед за Паскалем, в теорию чисел - вслед за Диофантом. Но в каждом случае Ферма добавлял в уже готовую или только рождающуюся науку столь важные открытия, что превзойти его результаты могли только гении - порою много десятилетий спустя.




Пьер Ферма     Большой вклад в создание аналитической геометрии внес также Пьер Ферма (1601-1665).

Слайд 33Ньютонова революция в науке
Так математики и

физики называют последнюю треть 17 века и первую четверть 18 века – то время, когда был создан математический анализ (исчисление производных и интегралов от любых гладких функций).
Почти всех математиков того времени привлекала задача определения и вычисления мгновенных скоростей различных величин.
Независимо друг от друга решение этой задачи дали англичанин И.Ньютон и немец Готфрид Лейбниц. Они стали основоположниками методов математического анализа: дифференциального и интегрального исчисления.




Ньютонова революция в науке     Так математики и физики называют последнюю треть 17 века

Слайд 34Математика 18 века
18 век в математике стал

веком торжествующего анализа.
Главным методом познания природы становится составление и решение дифференциальных уравнений. Центрами математических исследований остаются Академии наук. Математики становятся профессионалами, любители почти исчезают со сцены.
C точки зрения математики, 18 век можно назвать веком Эйлера. Его гигантская фигура накладывает отпечаток на все математические достижения столетия. Именно он сделал из анализа совершенный инструмент исследования.




Математика 18 века    18 век в математике стал веком торжествующего анализа.

Слайд 35Леонард Эйлер (1707 -1783)
Почти полжизни Эйлер провёл в

России, где энергично помогал создавать российскую науку. В 1731—1741 и начиная с 1766 гг. был академиком Петербургской Академии Наук. Хорошо знал русский язык, часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском.
Научное наследие Леонарда Эйлера колоссально. Эйлеру принадлежит знаменитый шеститомный курс математического анализа на котором учились многие поколения математиков всего мира. Подробнее.



Леонард Эйлер (1707 -1783)   Почти полжизни Эйлер провёл в России, где энергично помогал создавать российскую

Слайд 36Математика 19 века
В 19 веке объектами математического исследования всё больше становятся

нечисловые объекты: события, предикаты, множества, абстрактные структуры, векторы, тензоры, матрицы, функции, многолинейные формы и т. д.
Были созданы новые математические теории: теория вероятностей, теория чисел, теория пределов, теория множеств и другие.



Математика 19 векаВ 19 веке объектами математического исследования всё больше становятся нечисловые объекты: события, предикаты, множества, абстрактные

Слайд 37Карл Гаусс (1777 – 1855)
Гаусса нередко называют наследником Эйлера. Они оба

носили неформальное звание "король математиков" и удостоились посмертной уважительной шутки: "Он перестал вычислять и жить".
Математический талант Гаусса проявился в раннем детстве и конечно, первым его увлечением стала арифметика. В 9 лет он открыл (во время школьного урока) формулу суммы арифметической прогрессии.
К. Гаусс создал основы теории чисел, развил арифметику комплексных чисел, и т. д.




Карл Гаусс (1777 – 1855)Гаусса нередко называют наследником Эйлера. Они оба носили неформальное звание

Слайд 38Геометрия в 19 веке
Если 18 век был веком анализа, то 19-й

по преимуществу стал веком геометрии. Быстро развиваются созданные в конце 18 века начертательная геометрия и возрождённая проективная геометрия. Появляются новые разделы: векторное исчисление и векторный анализ, геометрия Лобачевского, многомерная риманова геометрия, теория групп преобразований.




Геометрия в 19 векеЕсли 18 век был веком анализа, то 19-й по преимуществу стал веком геометрии. Быстро

Слайд 39Современная математика
Если математику, известную до 1600, можно охарактеризовать как элементарную, то

по сравнению с тем, что было создано позднее, эта элементарная математика бесконечно мала. Расширились старые области и появились новые, как чистые, так и прикладные отрасли математических знаний. Выходят около 500 математических журналов. Огромное количество публикуемых результатов не позволяет даже специалисту ознакомиться со всем, что происходит в той области, в которой он работает, не говоря уже о том, что многие результаты доступны пониманию только специалиста узкого профиля. Ни один математик сегодня не может надеяться знать больше того, что происходит в очень маленьком уголке науки.



Современная математикаЕсли математику, известную до 1600, можно охарактеризовать как элементарную, то по сравнению с тем, что было

Слайд 40 Назовите имя математика


1. Одна из легенд об этом математике рассказывает, что царь Птолемей обратился к нему с вопросом, нет ли более легкого пути к познанию его трудов, на что ученый гордо ответил: «К геометрии нет царской дороги!».
Кто он?

Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она?

3. В 1700 г. Петром I он был учинен «российскому благородному юношеству» учителем математики. Им был создан первый русский учебник математики, который Ломоносов называл «вратами учености». В знак признательности царь Петр пожаловал ему другую фамилию. Кто он?


Назовите имя математика

Слайд 41
4. «Пусть

не читает меня тот, кто не является математиком.» Эти слова принадлежат знаменитому художнику, механику, математику. Назовите его имя.

5. Во время войны Франции с Испанией вся тайная переписка испанцев свободно читалась французами, так как этот математик всякий раз разгадывал испанский шифр, как бы его не запутывали вражеские шифровальщики. Не представляя себе могущества человеческого ума, испанцы думали, что французам помогает дьявол. Они даже жаловались римскому папе и просили его уничтожить эту “дьявольскую силу”. Кто он?

6. Труды этого русского математика не были признаны при его жизни, т.к. в них он подробно излагал геометрию, основанную на новой аксиоме о параллельных, согласно которой через точку, лежащую в данной плоскости вне данной прямой, можно провести по крайней мере две прямые, не пересекающие заданную прямую. Кто он?



4. «Пусть не читает меня тот, кто не

Слайд 42 Тест по истории математики
В какой стране родился

великий математик древности Архимед?
[Египет; Древняя Греция; Древний Рим.]
2. Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России? [Виет; Эйлер; Лейбниц.]
3. В каком древнегреческом городе занимался научной деятельностью Евклид? [Эфес; Александрия; Афины.]
4. Какой знаменитый ученый-математик впервые ввел переменную величину? [Лейбниц; Декарт; Ферма.]
5. Какой знаменитый человек, своеобразный «титан» эпохи Возрождения, фантастически разносторонняя и талантливая личность, ввел в математику знаки «+» и «–»?
[Дюрер; Леонардо да Винчи; Микеланджело.]
6. Какая геометрическая фигура обязана своим названием греческому столику для еды? [Трапеция; ромб; квадрат.]
7. Какое геометрическое тело обязано своим названием лесной шишке?
[Пирамида; конус; шар.]
8. Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей?
[Н. Гоголь; Л. Толстой; М. Лермонтов.]


Тест по истории математикиВ какой стране родился великий математик древности Архимед?

Слайд 43
9.. Кто из великих древнегреческих математиков вычислил отношение длины окружности к

диаметру (число p)?
[Архимед; Пифагор; Евклид.]
10. Кто из великих математиков ввел правило нахождения экстремума с помощью производной? [Эйлер; Ферма; Лобачевский.]
11. Кто из знаменитых математиков впервые ввел понятие «функция»?
[Лейбниц; Гаусс; Лиувилль.]
12. Кто из ученых-математиков впервые в XVI в. ввел формулу для решения кубического уравнения? [Гаусс; Виет; Тарталья.]
13. Математик, давший доказательство основной теоремы алгебры (всякое алгебраическое уравнение с действительными коэффициентами имеет корень). [Гаусс; Кардано; Галуа.]
14. Древнегреческий философ, являющийся одним из основателей логического метода рассуждения «от противного».
[Платон; Птолемей; Анаксагор.]
15. Русский математик и педагог, создатель учебной книги по математике, на которой воспитывалось не одно поколение школьников. [Осиповский; Ломоносов; Магницкий.]
16. Создатель неевклидовой геометрии. [Лобачевский; Фалес; Эйлер.]



9.. Кто из великих древнегреческих математиков вычислил отношение длины окружности к диаметру (число p)?   [Архимед;

Слайд 44Назовите термин
Это термин происходит от латинских слов «дважды» и «секу». О

чем идет речь?
Этот термин ввел Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?
Этот термин ввели пифагорейцы, а название произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Что это?
Этот термин в переводится с греческого, как «натянутая тетива». Назовите его.
Это понятие было в большом почете у пифагорейцев, с ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе. Оно применяется не только в математике, но и в искусстве, архитектуре. Что это?
Считалось, что формы этих платоновых тел, присущи элементам первооснов бытия, а именно: огню, земле, воздуху, воде, вселенной. О чем идет речь?
Ответы.


Назовите терминЭто термин происходит от латинских слов «дважды» и «секу». О чем идет речь? Этот термин ввел

Слайд 45Старинные задачи
Задачи индийских математиков

Задачи из учебника Магницкого

Старинные задачиЗадачи индийских математиковЗадачи из учебника Магницкого

Слайд 46Евклид

Евклид

Слайд 47Леонтий Филиппович Магницкий

Леонтий Филиппович Магницкий

Слайд 48Софья Ковалевская

Софья Ковалевская

Слайд 49Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Слайд 50Франсуа Виет

Франсуа Виет

Слайд 51Николай Лобачевский

Николай Лобачевский

Слайд 52От имени ученого – Аль-Хорезми произошло слово алгоритм; от названия его работы

– «Аль-джебр…» слово алгебра.


От имени ученого – Аль-Хорезми произошло слово алгоритм; от названия его работы – «Аль-джебр…» слово алгебра.

Слайд 53Ответ к задаче о пастухе: в стаде 315 быков


Ответ к задаче о пастухе:  в стаде 315 быков

Слайд 54Леонард Эйлер
Эйлер положил основания теории функций комплексного переменного, теории обыкновенных дифференциальных

уравнений и уравнений в частных производных. Явился создателем вариационного исчисления и многих приемов интегрирования.
Эйлер внес большой вклад в алгебру и теорию чисел, где его результаты являются классическими и известны в науке под названием формул и теорем Эйлера.
Используя специально подобранную символику, Эйлер облегчил язык математики, сделал ее более обозримой и более доступной. Он, например, ввел сокращенные обозначения тригонометрических функций угла х: tg x, ctg x, sec x, cosec x (обозначения sin x и cos x : были введены И. Бернулли).
Эйлер установил современную точку зрения на тригонометрические функции как функции числового аргумента. В трудах Эйлера тригонометрия приняла тот вид, который она имеет в настоящее время.
Математические методы Эйлер распространил и на другие науки (оптика, теория музыки, баллистика, морская наука, страховое дело и т. д.).
Характерной особенностью всех трудов Эйлера является конкретная постановка математических проблем и задач, требующих развития новых методов, стремление получить решение задач в виде законченных формул, по которым желаемый ответ находится с любой степенью точности.
Лаплас назвал Эйлера общим учителем всех математиков второй половины XVIII века. К этому надо добавить, что Эйлер явился идейным предшественником многих математиков XIX и XX веков.


Леонард ЭйлерЭйлер положил основания теории функций комплексного переменного, теории обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных.

Слайд 55
Первой среди научных и философских школ древней Греции была ионийская (VI

в. до н.э.). Ее ученые впервые стали заниматься геометрией, однако строгой геометрической системы не создали. У них имелось лишь собрание правил, найденных эмпирическим путем, которыми они пользовались при конкретных построениях.
Представителем новой формы рационального мышления в математике, основателем ионийской школы считается Фалес Милетский (640 - 548 г.г. до н.э.). Во время путешествий он посетил Египет, где и познакомился с астрономией и геометрией. Легенда рассказывает о том, что Фалес привел в изумление египетского царя Амазиса, измерив высоту одной из пирамид по величине отбрасываемой ею тени (рис. 6). Задача. Измерить высоту пирамиды по отбрасываемой ею тени. (Размеры даны в локтях; 1 локоть = 7 ладоням = 466 мм.) В геометрии ему приписывают ряд утверждений. Вот первое из них: "Диаметр делит окружность (круг) пополам". Доказательством служил рисунок - круг, разделенный на равные секторы. Он обосновал также и другие: "Углы при основании равнобедренного треугольника равны", второй признак равенства треугольников. Фалес мыслил углы не как величины, а как фигуры, имеющие некоторую форму.
В этой школе был введен процесс обоснования как необходимый компонент математической деятельности, что являлось отличительной чертой их математики. Свое существование школа прекратила после падения Милета, завоеванного персами в 494 году до н. э. Дальнейшее развитие математики происходило в другой древнегреческой школе, основателем которой был легендарный Пифагор (564-473 г.г. до н. э.).


Первой среди научных и философских школ древней Греции была ионийская (VI в. до н.э.). Ее ученые впервые

Слайд 56
Другим великим греком, с чьим именем связывают развитие математики, был Пифагор

(ок. 585–500 до н.э.). Полагают, что он мог познакомиться с вавилонской и египетской математикой во время своих долгих странствий. Пифагор основал движение, расцвет которого приходится на период ок. 550–300 до н.э. Пифагорейцы создали чистую математику в форме теории чисел и геометрии. Целые числа они представляли в виде конфигураций из точек или камешков, классифицируя эти числа в соответствии с формой возникающих фигур («фигурные числа»). Слово «калькуляция» (расчет, вычисление) берет начало от греческого слова, означающего «камешек». Числа 3, 6, 10 и т.д. пифагорейцы называли треугольными, так как соответствующее число камешков можно расположить в виде треугольника, числа 4, 9, 16 и т.д. – квадратными, так как соответствующее число камешков можно расположить в виде квадрата, и т.д.
Из простых геометрических конфигураций возникали некоторые свойства целых чисел. Например, пифагорейцы обнаружили, что сумма двух последовательных треугольных чисел всегда равна некоторому квадратному числу. Они открыли, что если (в современных обозначениях) n2 – квадратное число, то n2 + 2n +1 = (n + 1)2. Число, равное сумме всех своих собственных делителей, кроме самого этого числа, пифагорейцы называли совершенным. Примерами совершенных чисел могут служить такие целые числа, как 6, 28 и 496. Два числа пифагорейцы называли дружественными, если каждое из чисел равно сумме делителей другого; например, 220 и 284 – дружественные числа (и здесь само число исключается из собственных делителей).


Другим великим греком, с чьим именем связывают развитие математики, был Пифагор (ок. 585–500 до н.э.). Полагают, что

Слайд 57
Одним из самых выдающихся пифагорейцев был Платон (ок. 427–347 до н.э.).

Платон был убежден, что физический мир постижим лишь посредством математики. Считается, что именно ему принадлежит заслуга изобретения аналитического метода доказательства. (Аналитический метод начинается с утверждения, которое требуется доказать, и затем из него последовательно выводятся следствия до тех пор, пока не будет достигнут какой-нибудь известный факт; доказательство получается с помощью обратной процедуры.) Принято считать, что последователи Платона изобрели метод доказательства, получивший название «доказательство от противного». Заметное место в истории математики занимает Аристотель, ученик Платона. Аристотель заложил основы науки логики и высказал ряд идей относительно определений, аксиом, бесконечности и возможности геометрических построений.
Величайшим из греческих математиков классического периода, уступавшим по значимости полученных результатов только Архимеду, был Евдокс (ок. 408–355 до н.э.). Именно он ввел понятие величины для таких объектов, как отрезки прямых и углы. Располагая понятием величины, Евдокс логически строго обосновал пифагорейский метод обращения с иррациональными числами.
Работы Евдокса позволили установить дедуктивную структуру математики на основе явно формулируемых аксиом. Ему же принадлежит и первый шаг в создании математического анализа, поскольку именно он изобрел метод вычисления площадей и объемов, получивший название «метода исчерпывания». Этот метод состоит в построении вписанных и описанных плоских фигур или пространственных тел, которые заполняют («исчерпывают») площадь или объем той фигуры или того тела, которое является предметом исследования. Евдоксу же принадлежит и первая астрономическая теория, объясняющая наблюдаемое движение планет. Предложенная Евдоксом теория была чисто математической; она показывала, каким образом комбинации вращающихся сфер с различными радиусами и осями вращения могут объяснить кажущиеся нерегулярными движения Солнца, Луны и планет.


Одним из самых выдающихся пифагорейцев был Платон (ок. 427–347 до н.э.). Платон был убежден, что физический мир

Слайд 58
В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в

Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов Ватиканского дворца.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.


В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных

Слайд 59
Франсуа Виет

Франсуа Виет

Слайд 60Ответы к слайду «Назовите математика»
Евклид
Софья Ковалевская
Леонардо да Винчи
Франсуа Виет
Николай Лобачевский
Леонтий Магницкий

Ответы к слайду «Назовите математика»ЕвклидСофья КовалевскаяЛеонардо да ВинчиФрансуа ВиетНиколай ЛобачевскийЛеонтий Магницкий

Слайд 61Ответы к слайду «Назовите термин»
Биссектриса
Радиус
Куб
Гипотенуза
Пропорция
Правильные многогранники: тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

Ответы к слайду «Назовите термин»БиссектрисаРадиусКубГипотенузаПропорцияПравильные многогранники: тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

Слайд 62Высказывания о математике
Математику уже затем учить надо, что она ум в

порядок приводит. М. Ломоносов

Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремесла и уменьшить труд людей. Декарт Р.

Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. Бэкон Р.

Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К. Гаусс

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! А. Нивен


Высказывания о математикеМатематику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. ЛомоносовМатематика представляет искуснейшие

Слайд 63Задачи индийских математиков
В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении

трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи» Часто они были в стихотворной форме.



Задачи индийских математиковВ древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных

Слайд 64Задачи индийского ученого 12 века Бхаскары
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши развлекалась
Их в

квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?

(Задача на составление квадратного уравнения)
Ответ.



Задачи индийского ученого 12 века БхаскарыОбезьянок резвых стаяВсласть поевши развлекаласьИх в квадрате часть восьмаяНа поляне забавлялась.А двенадцать

Слайд 65Задача о лотосе
Из множества чистых цветков лотоса были

принесены в жертву Шиве – третья доля этого множества, Висину – пятая и Солнцу – шестая;
Четвертую долю получил Бхавани, а остальные шесть цветков получил уважаемый учитель. Сколько было цветков?



Задача о лотосе   Из множества чистых цветков лотоса были принесены в жертву Шиве – третья

Слайд 66Задача о тополе
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его

ствол надломал,
Бедный тополь упал, и угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?

(Задача решается с помощью теоремы Пифагора)



Задача о тополеНа берегу реки рос тополь одинокий.Вдруг ветра порыв его ствол надломал,Бедный тополь упал, и угол

Слайд 67Первый русский учебник арифметики
В 1701 году по приказу ПетраI в Москве

учреждается «школа математических и навигацких наук».
Одним из преподавателей в этой школе был Леонтий Филиппович Магницкий, который в 1703 году опубликовал книгу «Арифметика сиречь наука числительная».
Эта книга является первым фундаментальным трудом в истории русской математики, на ней училось и воспитывалось не одно поколение россиян.



Первый русский учебник арифметикиВ 1701 году по приказу ПетраI в Москве учреждается «школа математических и навигацких наук».

Слайд 68Задачи из «Арифметики» Магницкого
Случися некоему человеку к стене лествицу

прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти.



Задачи из «Арифметики» Магницкого  Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть

Слайд 69Задача про учеников
Отец решил отдать сына

в учебу и спросил учителя: "Скажи, сколько учеников у тебя в классе?" Учитель ответил: "Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня сто учеников". Сколько же учеников имел учитель?



Задача про учеников    Отец решил отдать сына в учебу и спросил учителя:

Слайд 70Задача о плотнике
Некий господин позвал плотника и велел

двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, в сколько дней построят они его двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему требуется?




Задача о плотнике   Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек

Слайд 71Ответ к задаче про обезьянок: 16 или 48 обезьянок было в

стае.


Ответ к задаче про обезьянок: 16 или 48 обезьянок было в стае.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть