Презентация, доклад по математике Проектно - исследовательская деятельность

Содержание

Деятельностные технологии обученияДеятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Деятельность – целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. Проектная

Слайд 1 Методика организации проектно– исследовательской деятельности учащихся

Методика организации проектно–  исследовательской   деятельности учащихся

Слайд 2Деятельностные технологии обучения
Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского,

П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.
Деятельность – целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие.
Проектная деятельность – инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Цель обучения – формирование у обучающегося умений действовать со знанием дела. Знания – средство обучения действиям. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности
Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике.


Деятельностные технологии обученияДеятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Деятельность

Слайд 3Принципы образовательного процесса в школе

• реализация развивающей функции математики невозможна без

глубокой дифференциации математической подготовки на всех ступенях обучения школьников;
• индивидуализированные формы учебной деятельности (индивидуальные учебные программы, индивидуальные образовательные траектории, элективные курсы, предметы по выбору, дополнительные образовательные услуги); предоставление учащимся возможности продвигаться в обучении собственным путем, определять темп, уровень, объём изучаемого материала в соответствии со способностями учащихся;
• выработка проектно-исследовательских навыков (проектная деятельность, исследовательская деятельность, организация самостоятельной работы);
• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.


Принципы образовательного процесса в школе• реализация развивающей функции математики невозможна без глубокой дифференциации математической подготовки на всех

Слайд 4Цели школьного математического образования

• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных

для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности.
• овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования.
• воспитание личности в процессе освоения математики, формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

Цели школьного математического образования• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку

Слайд 5Что такое математическое развитие
Советский математик, педагог, методист С.И. Шварцбурд главным элементом

математического воспитания считал воспитание творческой деятельности учащихся. Он выделил компоненты математического развития:
• развитие пространственного представления; умение отделить существенное от несущественного;
• умение абстрагировать; умение абстрактно мыслить; умение от конкретной ситуации перейти к математической формулировке вопроса, к схеме, сжато характеризующей существо дела;
• обладание навыками дедуктивного мышления; умение анализировать, разбирать частные случаи; применение научных выводов на конкретном материале; умение критиковать и ставить новые вопросы;
• владение достаточно развитой математической речью, как письменной, так и устной; обладание достаточным терпением при решении математических задач.

Что такое математическое развитиеСоветский математик, педагог, методист С.И. Шварцбурд главным элементом математического воспитания считал воспитание творческой деятельности

Слайд 6 Методы, формы и средства обучения, обеспечивающие реализацию развивающей функции математики


 












































 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Ученик – субъект познавательной деятельности

Уровни познавательной
деятельности


Репродуктивный
Продуктивный
Творческий
Исследовательский


Учитель – руководитель, организатор, помощник, координатор творческая личность, грамотный методист, психолог,
профессиональный педагог, специалист
 

Контроль за
усвоением учебного материала
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, проектный, информационный, создание проблемных ситуаций
Формы обучения: уроки-лекции, практикумы, индивидуальные самостоятельныеработы, исследовательские работы, элективные курсы.
Средства обучения: учебно-методические материалы, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, тестовые задания, система разноуровневых задач, прикладные задачи, индивидуальные образовательные траектории.

Методы, формы и средства обучения, обеспечивающие реализацию развивающей функции математики

Слайд 7Развитие личности учащегося в процессе проектно – исследовательской деятельности

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Личность
учащегося

Развитие математических способностей

Развитие
интеллектуального
потенциала

Развитие личностных
качеств

Реализация и развитие творческого потенциала



Развитие умений и навыков оперирования полученными знаниями
 
   

Развитие личности учащегося в процессе проектно – исследовательской деятельности           

Слайд 8Что такое исследовательская деятельность
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по

приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений
Что такое исследовательская деятельностьПод исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с

Слайд 9Основные этапы исследовательской работы по математике




 
 
 
 

 

Постановка проблемы

Изучение фактов, явлений, анализ материала по теме

Составление плана исследования

Формулировка гипотезы

Проверка гипотезы

Практические выводы о возможном применении нового знания при изучении других предметов

Анализ, обобщение, оформление результатов исследования
   

Основные этапы исследовательской работы по математике

Слайд 10 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Мотивирует учащихся на

проведение исследовательской работы через осознание социальной, практической и личной значимости исследовательской работы.
Знакомит учащихся с содержанием исследовательской деятельности, организует учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся сами открывали новое знание.
Осуществляет руководство и наблюдение (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
Использует дифференцированное обучение при проведении исследования.
Создает проблемные ситуации для организации учебного исследования на уроке, в зависимости от поставленной цели урока.
Использует индивидуальные и групповые формы работы на уроке при проведении учебного исследования.
Консультирует учащихся по подбору нужной информации, использованию различных источников информации. Контроль и коррекция исследовательского процесса.

Подбирают и изучают необходимый теоретический материал, работают с различными источниками информации по теме исследования.
Постановка проблемы, формулировка (выдвижение) гипотез
Осознанное применение имеющихся знаний при проведении исследования, выделение алгоритма выполнения действий, систематизация и анализ собранного материала.
Закрепление исследовательских умений в процессе проведения самостоятельного исследования, проверка выдвинутых гипотез.
Проводят контроль и самооценку деятельности при выполнении специальных заданий, доказательство или опровержение гипотез.
Отчет о проведенном исследовании: готовят презентации либо оформляют как проект и на уроке осуществляют его защиту. Ясно и точно излагают свои мысли, логически обосновывают свою точку зрения, воспринимают и анализируют мнения собеседников.
Анализируют проделанную работу, формулируют основные выводы по теме исследования, возможности применения полученных результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И

Слайд 11Что такое математическая компетентность

Математическая компетентность выпускника старшей школы предполагает, что он:







Предметно - мировоззренческая компетентность:

Социально-личностная компетентность





Общекультурная компетентность:

























•умеет использовать математические знания, арифметический алгебраический, геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;
•умеет грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;
• умеет пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента

•владеет стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, строгостью; •умеет проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных; аргументировать суждения;
•умеет проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки

• понимает и умеет аргументировано объяснить значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, воздействовать на иные области культуры, на совершенствование человека как homo sapiens;
• имеет представления о различии требований, предъявляемых к доказательствам в различных областях науки и на практике, в математике, естественных и гуманитарных науках

имеет представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знаний и практики;
• владеет приёмами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач и задач из смежных областей.

Что такое математическая компетентность

Слайд 12

Историческая справка

Из истории образования известно, что метод проектов, возникший в последней четверти XIX века в США (У. Килпатрик, Дж. Дьюи и др.), в 20-30-е годы ХХ века широко использовался в отечественной образовательной практике (С.В.Иванов и др.).
В 1928 году известный американский ученый Дж.Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней он особенно высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищен интеллектуальной смелостью российских педагогов, которые решили в те годы проблемы не стереотипными методами. Для каждой имелось решение, соответствующее ее ценности. Учителя уже тогда считали, что педагогическая техника вторична, она - инструмент, и что главное - это ценности и идеалы учителя и школы. Это еще раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.
В 20-30-е годы в российских школах широко использовали метод проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако этот метод не давал учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX векабыл изъят из школы, и вместе с ним резко снизилось внимание к основной философской идее образования - направленности его на ребенка.


Слайд 13 В чем же заключается сущность проектной деятельности учащихся и как организовать

проектную деятельность на уроке?

В основе организации проектного обучения лежат идеи Дьюи, Торндайка и других американских ученых. Главные из них состоят в следующем:
с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая свободно выбрана им самим;
опора на сиюминутное увлечение детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним.
• Исходный лозунг проектной методики «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит познание.*(«Проектная деятельность учащихся». Э.С.Ларина», Волгоград, 2000г., стр.6-7).


Слайд 14

Что такое учебный проект

Учебный проект с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение и что самое главное, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать компетентности обучающихся. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Что такое учебный проектУчебный проект

Слайд 15

Типы проектов

В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проекта: - исследовательские - творческие - ролевые, игровые - ознакомительно-ориентировочные (информационные) - практико-ориентированные (прикладные).


Слайд 16 Критерии оценивания

проектов



самостоятельность работы над проектом
актуальность и значимость темы
полнота раскрытия темы оригинальность решения проблемы презентация содержания проекта использование средств наглядности, технических средств ответы на вопросы

Критерии оценивания проектов

Слайд 17 Продукт

проектной деятельности

Web – сайт
анализ данных социологического опроса; атлас; бизнесплан; видеофильм; видеоклип;
электронная газета; электронный журнал; законопроект; карта;
дизайн-макет; модель; музыкальное произведение; пакет рекомендаций;
публикация; путеводитель; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник; сценарий; виртуальная экскурсия, дневник путешествий, главы из несуществующего учебника и т.д.

Продукт проектной деятельностиWeb – сайтанализ данных социологического

Слайд 18 Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане

проблемы
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность на уроке или во внеурочное время
Структурирование содержательной части проекта
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т п.)
Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Практическая, теоретическая значимость

Слайд 19 Основной результат проектной деятельности
Погрузившись в исследовательскую и

проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Основной результат проектной деятельностиПогрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает

Слайд 21Спасибо за внимание
С уважением Маргарита Валентиновна

Спасибо за вниманиеС уважением Маргарита Валентиновна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть