Презентация, доклад по математике по теме:Подготовка 9-х классов к ОГЭ по математике по темеЗадания с параметром

Содержание

Что за прелесть эти задачи с параметрами! Каждая из них - поэма! -считает автор одной из первых книг про параметры С.А.Тынякин.

Слайд 1Подготовка 9-х классов к ОГЭ по математике по теме: «Задания с параметрами»

Подготовка 9-х классов  к ОГЭ по математике по теме:  «Задания с параметрами»

Слайд 2Что за прелесть эти задачи с параметрами! Каждая из них -

поэма! -считает автор одной из первых книг про параметры С.А.Тынякин.


Что за прелесть эти задачи с параметрами! Каждая из них - поэма! -считает автор одной из первых

Слайд 3
Решить уравнение с параметром
ƒ(

x ; α) = 0 – это решить семейство
уравнений, получающихся из
уравнения ƒ( x; α) = 0 при любых
действительных значениях
параметра.
Решить уравнение с параметром      ƒ( x ; α) = 0 –

Слайд 4 Контрольные значения параметра-
это те значения параметра,

при
которых или при переходе через
которые происходит качественное
изменения уравнения.
Контрольные значения параметра-    это те значения параметра, при    которых или

Слайд 5 Типы задач

Типы задач

Слайд 6 Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности,

которые необходимо решить либо для любого значения
параметра (параметров), либо для значения параметра,
принадлежащих заранее оговоренному множеству.

Тип 2. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для
которых требуется определить количество решений в зависимости
от значения параметра (параметров).

Тип 3. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для
которых требуется найти все те значения параметра, при которых
указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности
имеют заданное число решений ( в частности, не имеют или имеют
бесконечное множества решений ).

Тип 4. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для
которых при искомых значениях параметра множество решений
удовлетворяет заданным условиям в области
определения.
Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности,   которые необходимо решить либо для любого

Слайд 7Способы решения задач с параметром:

Способ 1: аналитический.

Способ 2: графический.
Способ 3: решение
относительно параметра.
Способы решения задач с    параметром: Способ 1: аналитический. Способ 2: графический. Способ 3: решение

Слайд 8 Пример 1. В уравнении (α – 1) x = α

– 2
определить α так, чтобы число 3
было его корнем.
Решение.
Если число 3 является корнем уравнения,
то оно обращает его в верное равенство.
Подставим x = 3 в уравнение и решим его
относительно α: (α – 1) · 3 = α – 2;
3α – α = 3 – 2;
α = 0,5.
Итак, при α = 0,5 число 3 является корнем
уравнения (α – 1)x = α – 2.
Ответ: при α = 0,5.

Пример 1. В уравнении (α – 1) x = α – 2

Слайд 9 Пример 2. При каких значениях m

ровно один из корней уравнения
x² - 2x + 2m – 3 = 0 равен нулю.
Решение. Если x = 0, то имеем:
0² - 2·0 + 2m – 3 = 0;
2m = 3;
m = 1,5.
Поверим, не равняется ли второй корень
уравнения нулю x²- 2x = 0,
х = 0 ν х = 2.
Ответ: при m = 1,5.
Пример 2. При каких значениях m     ровно один из корней уравнения

Слайд 10

Пример 3.
При каких значениях параметра α

уравнения
αx = 12 и 3x = α имеют общие корни?
Решение.Решим каждое уравнение при α ≠ 0
(если а =0, то первое уравнение не имеет
решения, что противоречит условию).
αx = 12, x = 12/а;
3x = α, x = а/3. Приравниваем полученные
корни 12/a = a/3, α² = 36, и получаем,
что а = 6,а = - 6.
Ответ: при a = 6, a = - 6.

.

Пример 3.  При каких значениях параметра α уравнения  αx = 12 и 3x =

Слайд 11
Решение линейных уравнений



Решение линейных уравнений

Слайд 12 При решении линейных уравнений с

параметрами качественное изменение
уравнения происходит при переходе
коэффициента а через нуль. То есть
контрольными значениями будут те значения
коэффициента при переменной x, при
которых он обращается в нуль, так как при
таких значениях невозможно деление на
коэффициент при x.
При решении линейных уравнений с  параметрами качественное изменение уравнения происходит при

Слайд 13 Пример 1. Решить уравнение

2α(α – 2) x = α – 2.
Решение. Это уравнение является линейным
относительно переменой x. Контрольными будут
те значения параметра, при которых
коэффициент при x обращается в 0.
Рассмотрим случаи:
α (α – 2) = 0 и α (α – 2) ≠ 0.
Пример 1. Решить уравнение

Слайд 14
;
1) При α =

0 уравнение 2а(а-2)х = а-2 принимает вид: 0·x =-2, это уравнение не имеет корней.
2)При α = 2 уравнение принимает вид: 0·x = 0,
этому уравнению удовлетворяют любые значения
переменной x. Если же параметр выбирается
не равным 0 и 2, то коэффициент при x отличен от
нуля и, следовательно, на этот коэффициент можно
разделить обе части уравнения.
Получим: x = , x = .
Ответ : при а = 0, нет корней;
при a = 2, x – любое;
при a ≠ 0, α ≠ 2, x = .
;  1) При α = 0 уравнение 2а(а-2)х = а-2 принимает вид:

Слайд 15 Пример 2. Решить уравнение

(α² - 1) x = α² - 3α +2.
Решение. Это уравнение является линейным
относительно переменной x. Контрольными
будут те значения параметра, при которых
коэффициент при x обращается в 0.
Рассмотрим случаи α² - 1 = 0 и α²- 1 ≠ 0.
Удобно разложить обе части уравнения на
множители: (α – 1)(α + 1)x = (α – 1)(α – 2).
Пример 2. Решить уравнение

Слайд 16При α = 1, заданное уравнение принимает

вид: 0 · x =0 , значит x – любое число.
При α = -1, заданное уравнение принимает вид:
0 · x = 2, значит уравнение корней не имеет.
При α ≠ ± 1, можно разделить обе части уравнения
на α² - 1 ≠ 0: x = ; x = .

Ответ: при α = 1, x – любое;
при α = -1, нет корней;
при α ≠ ±1, x = .

.

При α = 1, заданное уравнение принимает       вид: 0 · x

Слайд 17 Задания для закрепление
рассмотренного выше материала.
Решить уравнения:

1) αx = 7; 5) (α² - α)x = α;
2) (α - 3) x = 6; 6) αx = α² - α;
3) (α - 3) x = α - 6; 7) (α² - 5α) x = α²-25;
4) αx = α; 8) αx - 4 = x;
9) (α²- 25)x = α² - 7α + 10.
Задания для закрепление рассмотренного выше материала.  Решить уравнения:  1) αx = 7;

Слайд 18
Ответы:
1) при α = 0,

нет решения;
при α ≠ 0, x = .
2) при α = 3, нет решения;
при α ≠ 3, x = .
3) при α = 3, нет решения;
при α ≠ 3, x = .
4) при α = 0, х – любое;
при α ≠ 0, x = 1.
Ответы:   1) при α = 0, нет решения;

Слайд 19.
5) при α = 0, х – любое; при

α =1 нет решений;
при.α ≠ 0 и α ≠ 1, x = .
6) при α = 0, x - любое; при α ≠ 0, x = α -1 .
7) при α = 0, нет решений;
при α = 5, x – любое ,при .α ≠ 0 α ≠ 5, х=
8) при α = 1, нет решений;
при α ≠ 1, x = .
9) при α = 5, х - любое;
при α = -5, нет решений;
при α ≠ ±5, х = .
.  5) при α = 0, х – любое; при α =1 нет решений; при.α ≠

Слайд 20Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений)

к корням уравнений
Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных  условий (ограничений) к корням уравнений

Слайд 21.
Пример 1. Найти значение параметра α,
при

которых уравнение α(2α + 3)х + α² = α²x +3α
имеет единственный отрицательный корень.
Решение. Данное уравнение равносильно следующему:
α(α + 3)х = (3 – α)α. Если α(α + 3) ≠ 0, то есть α ≠ 0, α ≠ -3,
то уравнение имеет единственный корень х = ,
х < 0, если < 0. Решив это неравенство методом
интервалов, имеет: α < -3 или α > 3.
Итак, данное уравнение имеет единственное
отрицательное решение при α < -3 или α > 3.
Ответ: при α < -3 или α > 3.
. Пример 1. Найти значение параметра α,    при которых уравнение α(2α + 3)х +

Слайд 22
Решение линейных неравенств

с параметрами.


Решение линейных неравенств      с параметрами.

Слайд 23Пример 1. Решить относительно x

неравенство mx + 1 > 2(x – 1).
Решение. Данное неравенство равносильно
следующему: mx – 2х > -2 – 1 ;
(m – 2)x > -3.
Данное неравенство является линейным,
поэтому контрольным значением для него
будет m -2 = 0.

Пример 1. Решить относительно x           неравенство mx

Слайд 24
Далее по схеме имеем:
при m - 2 >

0, то есть m > 2, х > , x > ;
при m – 2 < 0, то есть m < 2, х < ;
при m = 2 неравенство принимает вид 0 · x > - 3,
здесь x - любое действительное число.
Ответ: при m > 2, х > ;
при m < 2, x < ;
при m = 2, х - любое действительное
число.
Далее по схеме имеем: при m - 2 > 0, то есть m > 2, х

Слайд 25 Пример 2.
Решить

неравенство 2α(α – 2)x > α – 2.
Решение. Данное неравенства является линейным относительно переменной x.
Контрольными будут те значения параметра,
при которых коэффициент α(α – 2) при х обращается в 0. Нули коэффициента α = 0, α = 2 разбивают множества действительных чисел на
три промежутка: (- ∞;0) U (0;2) U (2;+∞).

Пример 2.       Решить неравенство 2α(α – 2)x > α –

Слайд 26.
.
Значит, надо рассмотреть пять случаев:
1) а = 0; 2)

а = 2; 3) а < 0; 4) 0 < а < 2; 5) а > 2.
1) При α = 0, неравенство принимает вид
0 · х > -2, т. е. х-любое действительное число.
2) При α = 2, неравенство принимает вид
0 · х > 0, т. е. не имеет решений.
3) При α < 0, коэффициент α(α – 2) > 0
(определим методом интервалов знаки
многочлена p(α) = α (α - 2)),
Поэтому x > , x > .
..Значит, надо рассмотреть пять случаев:  1) а = 0; 2) а = 2; 3) а <

Слайд 274) При 0 < а < 2, коэффициент

α (α – 2) < 0, поэтому x < .
5) При α > 2, коэффициент α (α – 2 ) > 0,
значит, x > .

Ответ: при α = 0, x – любое;
при α = 2, решение нет;
при 0 < α < 2, х < ;
при α < 0 или α > 2: х > .

4) При 0 < а < 2, коэффициент         α

Слайд 28РАСПОЛОЖЕНИЕ КОРНЕЙ
КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПАРАМЕТРА.

РАСПОЛОЖЕНИЕ КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПАРАМЕТРА.

Слайд 29

Расположение корней квадратного
уравнения в зависимости

от параметра.

Теорема 1. Для того чтобы оба корня
квадратного трёхчлена были меньше, чем
число М, (то есть лежали на числовой оси
левее, чем точка М), необходимо и достаточно
выполнение следующих условий:

или

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Теорема 1. Для того

Слайд 30Теорема 2.
Для того чтобы один из корней квадратного


трёхчлена был меньше, чем число М,
а другой больше, чем М (то есть точка М
лежала бы между корнями), необходимо и
достаточно выполнить следующих условий:

или

Эти две системы можно заменить формулой
а ·ƒ(М) < 0.
Теорема 2.  Для того чтобы один из корней квадратного    трёхчлена был меньше, чем

Слайд 31Теорема 3.
Для того чтобы оба корня

квадратного
трёхчлена были больше, чем число М
(т. е. лежали на числовой оси правее, чем
точка М), необходимо и достаточно
выполнить следующие условия:

или


Теорема 3.     Для того чтобы оба корня квадратного     трёхчлена

Слайд 32 Следствие 1.
Для того чтобы оба

корня квадратного
трёхчлена были меньше, чем число М, но
больше числа N, то есть лежали в
интервале между М и N, необходимо и
достаточно выполнить следующих
условий:

или



Следствие 1.     Для того чтобы оба корня квадратного

Слайд 33 Следствие 2.
Для того чтобы больший

корень
квадратного трёхчлена лежал в интервале
между М и N, необходимо и достаточно
выполнение следующих условий:

или


При этом меньший корень лежит в отрезке MN.





Следствие 2.    Для того чтобы больший корень    квадратного трёхчлена лежал

Слайд 34Следствие 3.
Для того чтобы только меньший корень

квадратного трёхчлена лежал в интервале
между М и N, необходимо и достаточно
выполнить следующих условий:

или


Следствие 3.   Для того чтобы только меньший корень     квадратного трёхчлена лежал

Слайд 35 Следствие 4.
Для того чтобы один

из корней
квадратного трёхчлена был меньше, чем
число М, а другое больше, чем N, то есть
отрезок MN лежал внутри интервала между
корнями, необходимо и достаточно
выполнение следующих условий:

или


Следствие 4.     Для того чтобы один из корней

Слайд 36
Контрoльные значения параметра:
направление ветвей параболы, знаки


значений ƒ(М), ƒ(N), расположение
вершины параболы (а все остальное
записывается по графической
иллюстрации).



Контрoльные значения параметра:     направление ветвей параболы, знаки    значений ƒ(М), ƒ(N),

Слайд 37
Пример 1. Найдите все значения

параметра с, при которых оба корня
квадратного уравнения
x² + 4cx + (1 – 2с + 4с²) = 0 различны
и меньше, чем -1.
Решение.
Нашему заданию соответствует следующая
графическая иллюстрация.



Пример 1. Найдите все значения       параметра с, при которых оба корня

Слайд 38

График функции ƒ(х) = х²+4сх +

(1 – 2с + 4с²)
представляет собой параболу, ветви которой
направлены вверх.
По условию эта парабола должна пересекать ось
х, причём отрезок [ х1 ; х2] должен быть левее -1.
Следовательно, значение функции при х = -1
должно быть положительным, а вершина – быть
расположена левее -1. Итак, получаем систему:
График функции ƒ(х) = х²+4сх + (1 – 2с + 4с²)  представляет

Слайд 39
Решим её:

то есть c > 1.

Ответ: c > 1.

Пример 2. При каких действительных значениях k оба корня (в том числе и кратных) уравнения (1 + k)х² - 3kx + 4k =0 больше 1?
Решение. Условию задачи соответствуют следующие графические иллюстрации:


Решим её: то есть c > 1.

Слайд 40Пример 2.
При каких действительных значениях k
оба корня

(в том числе и кратных) уравнения
(1 + k)х² - 3kx + 4k =0 больше 1?
Решение. Условию задачи соответствуют следующие графические иллюстрации:
Пример 2. При каких действительных значениях k  оба корня (в том числе и кратных) уравнения

Слайд 41

Первым двум им соответствует система:

Двум другим:


Первым двум им соответствует система:  Двум другим:

Слайд 42
Получим совокупность следующих систему:


Решением которых является

k < -1.

Ответ:


k < - 1.

Получим совокупность следующих систему:Решением которых является  k < -1.     Ответ:

Слайд 43
Примечание.

Полученная

совокупность систем
равносильна системе

что облегчает решение задачи.
В следующем примере воспользуемся этой системой.

Примечание.          Полученная совокупность систем равносильна системе что облегчает

Слайд 44Пример 3. При каких α корни уравнения

x²- (α + 1)x + 2 = 0 будут различны и
оба по модулю меньше 1?
Решение. Условия задачи соответствуют следующие графические иллюстрации:


Пример 3. При каких α корни уравнения    x²- (α + 1)x + 2 =

Слайд 45
Заметим, что знак коэффициента α совпадает со знаком ƒ(1), ƒ(-1), а

вершина находится между числами -1 и 1. Поэтому вместо двух систем запишем одну.

Решим её:


Отсюда, α > 3 + 2

Ответ : α > 3 + 2

Заметим, что знак коэффициента α совпадает со знаком ƒ(1), ƒ(-1), а вершина находится между числами -1 и

Слайд 46 Пример4.
При каких значениях k один из

корней
уравнения (k² + k +1)x² + (2k - 3)x + k -5=0
больше 1, а другой меньше 1?
Решение.
Так как k² + k + 1 > 0 при любых k, то по условию задачи предстает следующая
графическая иллюстрация,
которая соответствует
неравенству ƒ(1) < 0:


Пример4.    При каких значениях k один из корней    уравнения (k²

Слайд 47

Решим её.
(k²+ k + 1) + (2k – 3)

+ k – 5 < 0,
k² + 4k - 7 < 0, .

Ответ: при .

Решим её. (k²+ k + 1) + (2k – 3) + k – 5 < 0,

Слайд 48
Пример 5. Решить неравенство

x² + αx + 1 > 0.
Решение.
Так как старший коэффициент перед x
не равен нулю, то данное неравенство
при любых значениях α является
квадратным.
Найдём корни трёхчлена ƒ(х) = х² +αх +1.
D=α²-4. Если D ≥ 0, то α ≤ -2 и а ≥ 2, то
решением неравенства будет:


Пример 5. Решить неравенство          x² + αx +

Слайд 49 Если D < 0, то есть -2

α < 2, то неравенство
справедливо при любых действительных
значениях х.
Ответ: при α ≤ -2 и а ≥ 2



х – любое число.
Если D < 0, то есть -2 < α < 2, то неравенство

Слайд 50

Решение неравенств методом

интервалов
Решение неравенств     методом    интервалов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть