Слайд 1Парадоксы и софизмы
в математике
Руководитель проекта:
Савинкова Марина Ивановна, учитель математики
Автор проекта:
Карпушина Анастасия,
ученица 8 А класса
Слайд 2Почему я взялась за эту работу?
Я очень люблю решать задачи и
разгадывать математические ребусы, но в математике есть задачи, которые не похожи на другие, они как будто - бы правильные, но в то же время неправильные. Это софизмы!
Я увлеклась темой «Софизмы и парадоксы в математике и не только». Во время работы мне было очень интересно.
Слайд 3Почему я взялась за эту работу?
Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное
понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики и, кроме того, показывает, что математика – это живая наука.
Надеюсь, что мой проект принесёт пользу ребятам и учителям.
Слайд 4Цель и задачи.
Цель: изучить данную тему и создать презентацию
для использования ее.
Задачи:
Познакомиться с парадоксами и софизмами; узнать, в чем их отличие.
Понять, как найти ошибку в них.
Обобщить найденный материал.
Составить компьютерную презентацию.
Слайд 5 В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего мудрость) –
мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах.
Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
А теперь немного истории…
Слайд 6 Софизм- формально кажущееся правильным, но по существу ложное
умозаключение, основанное на неправильном подборе исходных положений (словарь Ожегова)
Одним из наиболее известных софизмов является следующий: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь.»
Софизмы
Слайд 7 Ошибка здесь состоит в неправомерном переходе от общего правила к
частному случаю, который этим правилом не предусмотрен.
Начало первой фразы: "То, что ты не потерял..." подразумевает под словом "то" - всё, что ты имеешь, и ясно, что в него не включены "рога". Поэтому заключение "ты имеешь рога" неправомерно.
Слайд 8Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а
подчас и довольно тонкие ошибки.
Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.
Математические софизмы
Слайд 9числовые
геометрические
алгебраические
логические
В своей работе я рассмотрела
много математических софизмов
и сейчас приведу примеры
некоторых из
них.
Слайд 10Софизм №1. Пять равно шести.
Запишем тождество :
35+10-15=42+12-54.
В каждой части вынесем
общий множитель за скобку: 5(7+2-9) = 6(7+2-9).
Разделим на одно и тоже выражение обе части равенства и получим 5=6
Слайд 11Разбор софизма:
Ошибка допущена при делении верного равенства
5(7+2-9) = 6(7+2-9) на число
7+2-9, равное 0.
Этого делать нельзя.
Любое равенство можно делить на число, отличное от нуля.
Слайд 12Софизм №2
«Один рубль не равен ста копейкам»
Известно, что
любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и
10 рублей = 1000 копеек
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 рублей = 100 000 копеек
и разделив последнее равенство на 10, получим, что
1 рубль = 10 000 копеек
Таким образом,
один рубль не равен ста копейкам.
Где ошибка?
Слайд 13«Один рубль не равен ста копейкам»
Разбор софизма: Ошибка, допущенная в
этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Слайд 14Софизм №3 «Дважды два - пять»
Напишем тождество 4:4=5:5.
Вынесем
из каждой части тождества общие
множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или
Так как 1:1=1, то сократим и получим
Слайд 15Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой
части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
Слайд 16Софизм №4
«Уравнение x-a=0 не имеет корней»
Дано уравнение x-a=0.
Разделив обе части этого уравнения на x-a, получим, что 1=0. Поскольку это равенство неверное, то это означает, что исходное уравнение не имеет корней.
Где ошибка?
Разбор софизма. Поскольку x=a – корень уравнения, то, разделив на выражение x-a обе его части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.
Слайд 17Софизм №5
«Полный стакан равен пустому»
Пусть имеется стакан, наполненный
водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
Верно ли приведенное суждение?
Слайд 18 Где ошибка?
Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так
как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.
Слайд 19Логические софизмы
«Софизм учебы»
Данным софизмом является песенка,
сочиненная английскими студентами:
Песенка
The more you study, the more you know
The more you know, the more you forget
The more you forget, the less you know
The less you know, the less you forget
The less you forget, the more you know
So why study?
Слайд 20Логические софизмы
«Софизм учебы»
Перевод.
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь,
тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
Не философия, а мечта лентяев!
Слайд 21 Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к софизму.
Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат.
Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу (словарь Ожегова).
Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.
Парадоксы
Слайд 22парадокс интересных чисел: первое неинтересное число интересно само по себе этим
фактом. Поэтому неинтересных чисел не существует;
- парадокс недоношенности: низкий вес при рождении и курение матери приводят к большой смертности. Дети курящих родителей имеют более низкий вес при рождении, однако маловесящие дети курящих родителей имеют более низкую смертность, чем другие маловесящие дети;
-
Слайд 23парадокс маляра: бесконечную по площади пластинку можно окрасить конечным количеством краски.
парадокс пари: в некоторых ситуациях выгодно спорить обоим противникам, ибо оба имеют бо́льшие шансы на победу, чем на проигрыш;
Слайд 24- парадокс Интернета: Вероятность существования нужной информации в Интернете возрастает, а
возможность её найти уменьшается.
- парадокс ценности: почему вода стоит дешевле алмазов, хотя потребность человека в ней гораздо больше, чем в алмазах?
Слайд 25Это парадоксы, которые затрагивают
сферы логики и здравого смысла.
Казалось бы,
парадокс - и парадокс себе, и стоит ли
сильно по его поводу переживать.
Однако некая легенда гласит, что древнегреческий
философ Кронос, не в силах разрешить его, от
огорчения умер.
Логические парадоксы
Слайд 26Парадокс №1. «Парадокс лжеца»
Этот древнегреческий логический парадокс
имеет множество
вариаций. Я приведу одну из
них.
Человек произносит: « Я лгу».
Он обманывает или говорит правду?
С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает истину, а, следовательно, лжет.
Слайд 27 Имеется утверждение:
разница между "кучей"
и "не кучей" не в одном элементе.
Возьмем некоторую кучу, например, орехов. Теперь начнем брать из нее по ореху:
50 орехов - куча,
49 - куча,
48 - тоже куча и т.д.
Так дойдем до одного ореха, который тоже составит кучу.
Вот тут-то и парадокс – сколько орехов бы мы не взяли, они все равно будут кучей.
Такое рассуждение нельзя применять, так как не определено само понятие «куча».
Парадокс №2.
«Парадокс кучи»
Слайд 28 Парадокс №3.
«Парадокс парикмахера»
В некой деревне, в которой живет
один единственный парикмахер, был издан указ:
"Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами".
Может ли парикмахер брить самого себя?
Слайд 29 Если он хочет сам себя брить, то он не
может этого сделать, так как он может брить только тех, которые себя не бреют; если же он не будет себя брить, то, как и все, не бреющие себя, он должен бриться у себя.
Итак, он не может ни брить себя, ни не брить себя.
Парадокс!
Парадокс №3.
«Парадокс парикмахера»
Слайд 30Парадокс №4.
«мэр города»
Каждый мэр города живет или в своем
городе, или вне него.
Был выделен один специальный город, где бы жили мэры, не живущие в своих городах.
Где должен жить мэр этого специального города?
Слайд 31Парадокс №4.
«мэр города»
Если мэр не пожелает жить в
своем городе, то он все равно должен жить в нем, так как этот город предназначен для тех мэров, которые не живут в своих городах!!!
Парадокс!
Слайд 32Парадоксы нашей жизни
- Вы меня помните? Я – тот самый человек,
который не произвел на Вас никакого впечатления.
-Самозванцев нам не надо: командиром буду я.
- Я вынужден был перевести этот текст на русский язык, поскольку не сумел прочитать его в оригинале – на немецком.
Слайд 33Заключение
Итак я познакомилась с увлекательной темой, узнала много нового,
научилась решать задачки на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах.
Тема моей работы далеко не исчерпана. Я рассмотрела лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше. Я продолжу изучение этой темы в дальнейшем.