Слайд 1Действия с десятичными дробями
Урок-обабщение в 5 классе
Слайд 2Цель: выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, устанавливающие
причинно-следственные связи отношения между важнейшими явлениями, процессами.
Слайд 3Полет на планету Миф
Учитель:
— Мы
побываем в Волшебном саду и Музее истории дробей, наш путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад приближений. Мы увидим Город Законов и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строка стихотворения:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давалась легко
Достижения людям.
Центр управления полетом может быть представлен только учителем. Он дает задание (команды) экипажу и следит, чтобы все члены экипажа принимали участие в работе, то есть спрашивает тех детей, кто еще не отвечал.
Слайд 41) Операция «Компьютер»
- Требуется проверить «блок памяти» и испра
вить
«неполадки» (ошибки
в вычислениях)
1. Восстановите запятые в примерах:
а)32+ 18=5 г)736—336=4
б)3+108=408 д) 63 —27 = 603
в)42+ 17=212 е) 57—4=17
Слайд 52) Найдите ошибку и запищите правильное решение:
а) 1,083
б) 2,3 4 в) 20,15 5
*__ 5 20 5,75 20 4,3
5415 30 15
28 15
20 0
20
0
Слайд 6Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера (устно):
а) найдите значение выражения 198
: х, если х = 100;
б) упростите выражение 1,8а - 0,2а + а;
в) найдите произведение чисел 2,4 и 3;
г) делитель 8, частное 1,2, найдите делимое;
д) представьте в виде десятичной дроби 2/5
е) найдите значение выражения 12,З78у, если у = 100,
Слайд 72) Ракета (все плакаты с изображением ракеты, компьютера и т.д. вывешены
на доске заранее)
— Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее попасть, надо преодолеть по 8 ступенек с каждой стороны.
Слайд 8 3) Волшебный сад
—Поздравляю, Вы прилетели
на планету МиФ и приземлились в Волшебном саду. Вам нужно сорвать по лепестку с цветов и ответить на содержащийся там вопрос. (Листочки, на которых написаны вопросы можно прикрепить к плакату скотчем или кнопками)
Слайд 9 ) Как разделить десятичную дробь на 1000?
) На сколько
разрядов и в какую сторону перемешается запятая при умножении на 10, на 1000, на 100000?
) В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов влево. Во сколько раз дробь уменьшилась?
) В десятичной дроби запятую перенести на 4 разряда вправо. Как изменилась дробь?
) Как записать обыкновенную дробь в виде десятичной?
Слайд 104) Озеро неизвестности
— В «Озере неизвестности» плавают рыбы — уравнения. Их
нужно «поймать», то есть решить. (Так же, как в волшебном саду, «рыб» можно прикрепить к плакату.)
1. 5х+Зх-1,3=1,1
2. (х+0,3):7=0,2
3. 17(0,6-х)=3,4
4. х:7-0,3=0,4
5. 57,3— 11х= 18,14
6. 4,36—5,28:х=1,36
7. 10х+3,72=5,69
Слайд 115) Музей истории дробей
— Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли
к Музею истории. Пройдем в его библиотеку и узнаем много интересного о происхождении дробей.
С незапамятных времен охотникам при дележе добычи уже приходилось иметь дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин.
Слайд 12 Древние египтяне использовали лишь единичные дроби
1/2,1/3, 1/4 и
т.д., то есть дроби, числители которых
равны 1.Все вычисления с дробными числами производились
с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно.
Поэтому вычисления с дробными числами могли выполнять
лишь специально обученные писцы.
Современная форма записи обыкновенных дробей стала
применяться лишь в 18 в. Первым дробную черту стал
применять арабский ученый ал-Халар. В Европе дробную
черту для записи обыкновенных дробей использовал
итальянский математик Леонардо Пизанский, названный
также Фибоначчи (то есть сын Боначчи).
Слайд 13Долгое время действия с дробными числами считались по
праву очень сложными.
Недаром у немцев сохранилось
выражение «Попасть в дробь», что означает «попасть в
тупик, в трудное положение». Даже еще в 18 в. Овладение
действиями с дробными числами, которые иногда назывались
ломаными числами, считалось очень трудным делом.
Поэтому математики искали другие формы записи
дробных чисел, которые позволили бы упростить действия с
ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных
чисел. Описал правила действий над десятичными дробями
среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин ал-Каши
в свой книге «Ключ к арифметике» (1427 г.). Только через 150
лет фламандский инженер и математик Симон Стевин
открыл заново десятичные дроби и описал правила действий
над ними. Запятую после целой части десятичной дроби
предложил ставить немецкий математик И. Кеплер
(1571 — 1630).
Слайд 14 6) Город Законов
- Найти значение выражения (использовав
распределительный закон умножения)
3,6*23+3,6*77
2,07/17+1,36/17
12,83*356+644*12,83
0,271*56+0,271*79
Слайд 157) Водопад приближений
- Чтобы благополучно пройти водопад, требуется выполнить
такое задание:
Выполните умножение и
округлите ответ
до тысячных
0,00203*118
Выполните деление и
округлите результат
до десятых
410,522/49
Слайд 168) Дворец Смекалки
- И, наконец, конечный и главный
пункт нашего путешествия – Дворец Её Величества – Смекалки.
Нужно решить задачи:
1. 8/9 числа 10,8 составляют 3/5 числа у.
Найдите число у.
Слайд 17 2. Если в данном числе перенести запятую вправо через одну
цифру и из результата вычесть данное число, то получится 31,86.
Найдите данное число.
Слайд 183) Если в данном числе перенести запятую через одну цифру вправо
и сложить с данным числом, то получится 40,92. Найдите данное число.
Слайд 19 - Молодцы ребята! Путешествие окончено. Возвращаемся домой.\