Слайд 1Развитие элементарной теоретической (математической) информатики в начальной школе
МБОУ СОШ №51
Свиридова Е.И.
Слайд 2«Хорошо информированный человек стоит двух»
Французская пословица.
«Информация, в отличие от ресурсов задумана,
чтобы ею делились»
Роберт Кийосаки
Информатика
Слайд 3Основные цели ведения уроков теоретической информатики в начальной школе:
Формирование первичного
понятийного аппарата информатики - как науки об информации, её формах, свойствах , способах представления и обработки на соответствующем инструментарии.
Формирование основ информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
Формирование первичных психомоторных и поведенческих навыков общения с компьютером.
Формирование и развитие логического и алгоритмического мышления.
Слайд 4Игры:
«Что такое информация?»
- Что можно сделать с информацией?
(получить, сварить, передать, запомнить,
сломать, записать, намочить, сохранить, переработать, закопать, услышать, утопить, купить, продать и т.д.)
Какая бывает информация?
(новая, красная, старая, молодая, забытая, мокрая, актуальная, деловая, мягкая, достоверная, зелёная, полная, вкусная, чёткая, деревянная, точная и т.д.)
2. «Где нет информации?»
3. «Информативные загадки»
4. «Объекты вокруг нас»
5. «Бывает - не бывает»
Слайд 5ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ
Информатика, логика, математика
Слайд 6Задачи:
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное; доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Слайд 7Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Развитие познавательной
активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе; работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и практической деятельности.
Слайд 8Задания.
Учись решать, стараясь рассуждать.
Логически – поисковые задания.
Поиск закономерностей.
Развиваем слуховую память.
Развитие быстроты
реакции.
Задания со спичками.
Совершенствование воображения.
Конкурсы эрудитов.
Тренируем внимание, зрительную память.
Веселые разминки, расширяющие кругозор знаний детей.
Слайд 9Комплекс заданий для развития логического мышления
младших школьников.
Развитие способности выделять «существенное».
Спорт
(медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, тина, рыба, рыболов, вода)
Игра (правила, наказания, шахматы, игроки, штрафы)
Пение (мелодия, звон, искусство, аплодисменты, голос)
2. Развитие умения классифицировать.
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
Сложение, вычитание, деление, слагаемое, умножение.
Сумма, разность, минус, произведение, частное.
Дуб, ольха, дерево, тополь, ясень.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
3. Развитие операции сравнения.
найти как можно больше вариантов, чем похожи и чем отличаются предметы (арбуз и мяч, телевизор и шкаф и т.д.) и числа (7 и 71, 31 и 38, 24 и 624 и т.д.).
4. Развитие умения обобщать.
Дождь-град (осадки); нос-глаз (органы); озеро-река (водоемы); сумма-произведение (математические понятия); тонна-центнер (единицы измерения массы) и т.д.
5. Анаграммы: УМСМА, СИУМН, АДАЗАЧ и т.д.
Слайд 106. Развитие быстроты реакции.
Игра «Эхо»
а) Какой цветок вручили чемпиону? ________________________
б) Как
называют блюдо, приготовленное стряпухой? __________
в) Как называется горный поток, у которого растет гречка? ______
г) Куда забросили хомут? __________________________________
2. Игра «Доска объявлений»
-У меня большие уши, приходите полюбоваться. _______________
-Высокий профессионал поможет при строительстве дома. ________
- Приглашаю в гости всех, кто любит играть в клубочки. Приходите, угощу сметанкой. ___
3. Игра «Знаем меры веса, объёма, длины»
Лук – связка лука, килограмм лука;
Бензин – канистра, бак, цистерна;
7. Фразеологизмы, синонимы, антонимы. Пословицы, поговорки. Шарады.
1)В поте лица. Не покладая рук.
Валять дурака. усердно трудиться Бить баклуши.
Лежать на боку. бездельничать От зари до зари.
Засучив рукава. Считать ворон.
2) Исправь ошибки:
Мы сами с ушами. От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Лось человека не красит. Крутится как булка в колесе.
Слайд 12Задача курса информатики в начальной школе:
работать в рамках заданной среды
по четко оговоренным правилам;
ориентироваться в потоке информации; просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
работать с графически представленной информацией: таблицей и т.д.
читать и понимать задания, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель;
анализировать языковые объекты;
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Слайд 13Что даёт элементарная теоретическая (математическая) информатика в начальной школе?
Элементарная теоретическая (математическая)
информатика в начальной школе даёт возможность обучающимся в предметном направлении.
знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
Овладеть базовым понятийным аппаратом:
Слайд 14 формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
знакомство с
утверждениями, освоение логических значений утверждений;
знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия.
знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
Слайд 15Овладеть практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению
информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
Слайд 16 использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий
игры, классификации, описания структуры;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
Слайд 17Вывод.
В результате целенаправленной работы по развитию элементарной теоретической информатики, математических способностей
у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету. Эффективное развитие математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, решения логических задач с истинными и ложными высказываниями, составления алгоритмов к задачам, использование таблиц, схем.
Слайд 18Список литературы:
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной
системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Методическое пособие / Под ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. [1]
Л.Г.Петерсон. Математика: Программы для 1-4 класса. – М.: «Просвещение», 2011.
О.А.Холодова «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика, 2011.
А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова «Информатика в играх и задачах». Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2009.