Презентация, доклад по математике на тему: Простейшие задачи комбинаторики (5-6 класс)

Содержание

Во взрослой жизни человеку часто приходится стоять перед выбором: куда пойти учиться, какую профессию выбрать, чтоб не оказаться в ряду безработных, какую модель поведения в себе построить, какой стиль одежды предпочесть… Другими словами, из всего

Слайд 1 «Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, возникла в

XVII веке. Долгое время комбинаторика лежала вне основного русла развития математики. Положение дел резко изменилось после появления быстродействующих вычислительных машин. В настоящее время комбинаторные методы применяются в теории случайных процессов, статистике, математическом программировании, вычислительной математике и др.»
«Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, возникла в XVII

Слайд 2Во взрослой жизни человеку часто приходится стоять перед выбором: куда пойти

учиться, какую профессию выбрать, чтоб не оказаться в ряду безработных, какую модель поведения в себе построить, какой стиль одежды предпочесть… Другими словами, из всего возможного выбрать тот вариант, (тот путь, ту комбинацию), который приведет к положительному и лучшему исходу в сложившейся ситуации. Во всех случаях приходится человеку прежде, чем принять решение, продумать все возможные варианты, комбинации. И при этом выбрать наилучший (говорят «оптимальный»). Вот какая связь комбинаторики с жизнью. И, конечно, знакомство с ней начинается с самого простого…
Во взрослой жизни человеку часто приходится стоять перед выбором: куда пойти учиться, какую профессию выбрать, чтоб не

Слайд 3
В науке и практике часто встречаются задачи,

решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать количество таких комбинаций. Такие задачи называются комбинаторными.
В науке и практике часто  встречаются задачи, решая которые  приходится

Слайд 4Определите, какие из задач являются комбинаторными.
№4. Сколькими способами можно расположить в

электрической цепи 7 различных приборов?

№2. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч. Сколько различных вариантов посещения футбольного матча для троих друзей?


Некомбинаторные

№1. Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 130 рублей за штуку и продает с наценкой 25%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 700 рублей?

№3.В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 8 недель?

Определите, какие из задач являются комбинаторными.№4. Сколькими способами можно расположить в электрической цепи 7 различных приборов?№2. Три

Слайд 5Простейшие задачи комбинаторики.

Простейшие задачи комбинаторики.

Слайд 6Способ рассуждений – метод непосредственного перебора
возможных вариантов.

Способ рассуждений –  метод непосредственного перебора возможных вариантов.

Слайд 7 Пример №1. Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека- Антонов, Григорьев,

Сергеев, Федоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях. Сколько существует вариантов выбора такой пары?

Для краткости примем:

Антонов - А;

Григорьев - Г;

Сергеев – С;

Федоров - Ф.

С

А

Г

Ф

Пример №1. Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека- Антонов, Григорьев, Сергеев, Федоров,

Слайд 8
Г

С
Ф
А
Г
АГ, АС, АФ.
Пары, в которые входит Антонов:
С
Пары, в которые входит Григорьев,

но не входит Антонов.

ГС, ГФ.

С

Ф

Пары, в которые входит Сергеев, но
не входит Антонов
и Григорьев.

СФ.

Ответ: 6 пар.

А

Ф

А

Г

ГСФАГАГ, АС, АФ.Пары, в которые входит Антонов:СПары, в которые входит Григорьев, но не входит Антонов.ГС, ГФ.СФПары, в

Слайд 9Пример №2. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели

два билета на футбольный матч. Сколько различных вариантов посещения футбольного матча для троих друзей?


Рассуждая по аналогии, решить задачу.

Пример №2. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч. Сколько

Слайд 10Решение:
Для записи трехзначного числа используем 3 цифры в классе единиц:

для разряда сотен, десятков, единиц.

Составим схему, которая называется деревом возможных вариантов.

Пример №2.
Запишите все трехзначные числа, для записи которых употребляются только цифры 0 и 7.
Найдите сумму этих чисел и разделите её на 211.

Решение: Для записи трехзначного числа используем 3 цифры в классе единиц: для разряда сотен, десятков, единиц. Составим

Слайд 11




7

единицы

7

0

десятки

7

0



0

7

Ответ: (777, 770, 707, 700.);
(777+770+707+700):211=14.

сотни

Для разряда сотен можно использовать только 7, иначе искомое число будет двузначным!!!

Для разряда десятков можно
использовать 0 и 7.

Для разряда единиц можно 0 и 7.


Слайд 12

Пример №3

В кафе «Минутка» предлагают
два первых блюда:
борщ, рассольник
четыре вторых блюда:
гуляш, котлеты, сосиски, пельмени.
Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.
Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.

Кафе «Минутка»


Пример №3В кафе «Минутка»

Слайд 13
Меню кафе «Минутка»
Первое блюдо
Борщ
Рассольник
Второе блюдо
1 Гуляш
2. Котлеты
3. Сосиски
4. Пельмени

Кафе «Минутка»

Меню кафе «Минутка»Первое блюдоБорщРассольникВторое блюдо1 Гуляш2. Котлеты3. Сосиски4. ПельмениКафе «Минутка»

Слайд 14Рассольник, гуляш.
Рассольник, котлеты.
Рассольник, сосиски.
Рассольник, пельмени.



Борщ, гуляш.
Борщ, котлеты.
Борщ, сосиски.
Борщ, пельмени.



Рассольник, гуляш.Рассольник, котлеты.Рассольник, сосиски.Рассольник, пельмени.Борщ, гуляш.Борщ, котлеты.Борщ, сосиски.Борщ, пельмени.

Слайд 15Решение задачи с использованием таблицы.

Решение задачи с использованием таблицы.

Слайд 16
I блюдо
II блюдо
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8

I блюдоII блюдо№1№2№3№4№5№6№7№8

Слайд 17Алгебра 7-9 Элементы статистики и теории вероятности (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк)
Пример

3(стр.39)



Правило умножения

Алгебра 7-9 Элементы статистики  и теории вероятности (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк)Пример 3(стр.39)

Слайд 18Ответ: 12.


А1




В

С




Пристань






Введем
обозначения
маршрутов:
А
А2

В3
В1
В2

С1
С2
Маршрут А1 В1 С1
Маршрут №1
Маршрут А1 В1

С2

№2

Маршрут А1 В2 С1

Маршрут А1 В2 С2

Маршрут А1 В3 С1

Маршрут А1 В3 С2

№4

№3

№5

№6

Маршрут А2 В1 С1

Маршрут А2 В1 С2

Маршрут А2 В2 С1

Маршрут А2 В2 С2

Маршрут А2 В3 С1

Маршрут А2 В3 С2

№8

№7

№9

№ 10

№ 11

№ 12

Решение будет выглядеть так: 2*3*2=12 способов.

Аналогично…

На участке АВ - 2 способа,
участке ВС - 3 способа,
на участке от С до пристани - 2 способа

Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги(см. рис). Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани. Сколькими способами они могут выбрать маршрут?

Ответ: 12.  А1ВСПристаньВведем обозначениямаршрутов:АА2В3В1В2С1С2Маршрут А1 В1 С1Маршрут №1Маршрут А1 В1 С2№2Маршрут А1 В2 С1Маршрут А1 В2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть