Слайд 1Золотое сечение – гармоническая пропорция
Слайд 2Цель урока: изучение понятия пропорции.
Задачи:
1.Сформировать понятие пропорция, умение составлять и читать
пропорции..
2.Развивать чувство гармонии, прекрасного.
3.Показать практическое применение этого понятия.
4.Учить анализировать и делать выводы.
Слайд 3План урока
1.Организационный момент.
2.Устные упражнения.
3.Объяснение нового материала.
4.Математические исследования.
5.Страница истории.
6.Домашнее задание.
Слайд 4Подумай и реши:
1.Найдите отношение: а)125:5; б)3:10; в)14,4:4; г)45:20; д)0,1:0,6.
Ответ: а)25; б)0,3;
в)3,6; г)9/4; д)1/6
2.Крутизной лестницы называют отношение высоты ступеньки к её глубине. Чему равна крутизна лестницы, если высота ступеньки 18см, а глубина 30см?
Ответ: 18/30=3/5
3.Для варенья на 2,1 кг ягод было взято 3,5 кг сахарного песка. В каком отношении по массе были взяты ягоды и сахарный песок?
Ответ: 2,1/3,5=3/5
Слайд 518/30=3/5
2,1/3,5=3/5
18/30=2,1/3,5
Равенство двух отношений называют пропорцией
a:b=c:d
или
a/b=c/d
Слайд 6Измерить расстояния a, b, c, d и найти отношения (a+ b)/d
Слайд 7Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до
н. э.).
Измерить расстояния AC, AB, BC.
Найти отношения BC / AC и AB / BC
Ответ: 5/8
A
B
C
Слайд 8Измерить расстояния AC, AB, BC.
Найти отношения BC / AC и AB
Слайд 9Слово пропорция означает «соразмерность», «определенное соотношение частей между собой».
Деление целого
на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая к большей называют«золотым сечением» и даже «божественной пропорцией». Это отношение приближенно равно 0,618 ≈ 5/8.
В геометрии «золотым сечением» называется также деление отрезка в среднем и крайнем отношении.
Пропорции «золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.
Золотое сечение применяется в произведениях искусства, архитектуре, развитии ремесел, встречается в природе.
Слайд 10Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход
Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.
В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели.
Слайд 11
Золотое сечение в картине И. И. Шишкина"Сосновая роща"
На этой знаменитой картине
И. И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
Слайд 12Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «золотого
сечения».
Так, например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям.
Слайд 13Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
четыре ладони равны стопе,
шесть
ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека,
четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека,
наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста,
расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8,
длина всей руки - это 1/10 роста,
стопа - 1/7 часть роста.
Слайд 14Длина четырёх пальцев равна длине ладони.
Расстояние от кончика подбородка до носа
и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
Слайд 15Домашнее задание
Найдите предметы, окружающие вас, которые дают примеры золотого сечения
Проверьте, в
каком отношении находятся части вашего тела.