Презентация, доклад по математике на тему Методика обучения решения текстовых задач

Содержание

5 класс Здесь осуществляется подготовительный этап – учимся составлять математические модели:числовые выражения;буквенные выражения;уравнения.

Слайд 1Методика обучения
решению текстовых задач
в 5-6 классах
алгебраическим методом

Методика обучения решению текстовых задач в 5-6 классах алгебраическим методом

Слайд 25 класс
Здесь осуществляется подготовительный этап –
учимся составлять математические модели:

числовые

выражения;
буквенные выражения;
уравнения.
5 класс Здесь осуществляется подготовительный этап – учимся составлять математические модели:числовые выражения;буквенные выражения;уравнения.

Слайд 3Числовые выражения
Буквенные выражения
x = 18, y = 6
x р. за

1 кг

y р. за 1 кг

15 р.

5 р.

§2. Числовые и буквенные выражения

Числовые выраженияБуквенные выраженияx = 18,  y = 6x р. за 1 кгy р. за 1 кг15

Слайд 4В систему заданий последующих параграфов учебника включены задания следующих типов:
1) составить

буквенное выражение в соответствии с заданной ситуацией;

2) составить равенство, содержащее буквенные выражения, в соответствии с заданной ситуацией;

3) расшифровать смысл данного выражения в соответствии с заданной ситуацией;

4) расшифровать смысл данного равенства в соответствии с заданной ситуацией.

Уже в §2 вводится термин «математический язык».

В систему заданий последующих параграфов учебника включены задания следующих типов:1) составить буквенное выражение в соответствии с заданной

Слайд 5§16. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
Целиком посвящен этому понятию:
математический алфавит;
числовые и буквенные выражения

– это слова математического языка;
слова, связанные знаками =, >, <, ≠, ≈, – это предложения, записанные на математическом языке.
В этом параграфе учащиеся наряду с равенствами составляют и расшифровывают неравенства.
§16. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК Целиком посвящен этому понятию:математический алфавит;числовые и буквенные выражения – это слова математического языка;слова, связанные

Слайд 6§17. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Здесь вводится понятие математической модели.
Внимание учащихся акцентируется на

том, что разным с обыденной точки зрения ситуациям может соответствовать одна и та же математическая модель.
§17. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Здесь вводится понятие математической модели.Внимание учащихся акцентируется на том, что разным с обыденной точки

Слайд 7300 : (180 : 2 + 180 : 3)
300 : (180

: 2 + 180 : 3)

ОДИНАКОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ


v1

v2

S

S : (v1 + v2) = t

A : (p1 + p2) = t

встречное движение

совместная работа

математическая модель - выражение

300 : (180 : 2 + 180 : 3)300 : (180 : 2 + 180 : 3)ОДИНАКОВЫЕ

Слайд 8Данные
Математическая
модель
В стаде а овец и b коров.
Турист а км прошел

пешком и b км проплыл на плоту.

За конфеты заплатили а р., а за печенье b р.

В классе а девочек и b мальчиков.

a + b = 30

математическая модель - равенство

ДанныеМатематическая модельВ стаде а овец и b коров.Турист а км прошел пешком и b км проплыл на

Слайд 9?231. В одной коробке носки голубые, а в другой - белые.

Голубых носков на 20 пар больше, чем белых, а всего в двух коробках 84 пары носков. Сколько пар носков каждого цвета в коробках?

Параллельно с этим в систему заданий включаются
задачи на уравнивание.

?231. В одной коробке носки голубые, а в другой - белые. Голубых носков на 20 пар больше,

Слайд 10Метод уравнивания

20 п.
Б.
Г.

84 п.
?231. В одной коробке носки голубые, а в

другой - белые. Голубых носков на 20 пар больше, чем белых, а всего в двух коробках 84 пары носков. Сколько пар носков каждого цвета в коробках?
Метод уравнивания20 п.Б.Г.84 п.?231. В одной коробке носки голубые, а в другой - белые. Голубых носков на

Слайд 11?232. В магазине имеется крупа трех видов: гречка, перловка и рис,

всего 580 кг. Если бы продали 44 кг гречки, 18 кг перловки и 29 кг риса, то масса круп всех видов стала бы одинаковой. Сколько килограммов крупы каждого вида имеется в магазине?
?232. В магазине имеется крупа трех видов: гречка, перловка и рис, всего 580 кг. Если бы продали

Слайд 12


Г.
П.
Р.

580 кг

Г.П.Р.580 кг

Слайд 13?240. В булочную завезли хлеб трех сортов, одинаковое количество батонов каждого

сорта. Когда было продано по 30 батонов каждого сорта, то всего батонов осталось столько, сколько батонов одного сорта было завезено первоначально. Сколько всего батонов было завезено в булочную?
?240. В булочную завезли хлеб трех сортов, одинаковое количество батонов каждого сорта. Когда было продано по 30

Слайд 14№ 240.

I
II
III
30 б.

30 б.

30 б.

30 б.
15
15
15
Решение:
1) 30 : 2 = 15

(б.)

- столько батонов каждого сорта осталось;

2) 30 + 15 = 45 (б.)

- столько батонов каждого сорта было первоначально.

3) 45 · 3 = 135 (б.)

- столько батонов было завезено в магазин.

Ответ: 135 батонов.

№ 240.IIIIII30 б.30 б.30 б.30 б.151515Решение:1) 30 : 2 = 15 (б.) - столько батонов каждого сорта

Слайд 15241. На земельном участке площадью 204 а выращивают картофель и капусту,

причем площадь, занятая под картофель, в 5 раз больше площади, занятой капустой. Определите площади, занятые каждой из этих культур.
241. На земельном участке площадью 204 а выращивают картофель и капусту, причем площадь, занятая под картофель, в

Слайд 16№ 241





к а р т о ф е л ь

204 а

№ 241к а р т о ф е л ь204 а

Слайд 17В § 27 включено учебное задание №509, в котором предлагается найти

разные способы решения задачи:
В двух коробках 16 кг печенья. Найдите массу печенья в каждой коробке, если в одной из них печенья на 4 кг больше, чем в другой.

Рассматриваются способы решения этой задачи методом уравнивания и с помощью уравнения.

После этого вводятся понятия:
«арифметический способ»,
«алгебраический способ».

В § 27 включено учебное задание №509, в котором предлагается найти разные способы решения задачи:В двух коробках

Слайд 18?519. 1) Масса трех кусков мрамора – 280 кг. Первый кусок

на 32 кг тяжелее второго, а второй на 14 кг легче третьего. Найдите массу каждого куска мрамора. Решите задачу арифметическим способом.
2) Обозначьте массу второго куска мрамора буквой х и составьте выражения для следующих величин:
      масса первого куска мрамора;
      масса третьего куска мрамора;
      масса трех кусков мрамора.
3) Значение какого из полученных выражений указано в условии задачи? Ответ запишите в виде уравнения.
4) Решите полученное уравнение.

?519. 1) Масса трех кусков мрамора – 280 кг. Первый кусок на 32 кг тяжелее второго, а

Слайд 19



32 кг

14 кг
Решение:
1) 280 – (32 +14) = 234 (кг)

масса 3-х кусков, если бы они имели такую же массу как 2-ой кусок.


280 кг

2) 234 : 3 = 78 (кг)

- масса 2-го куска.

3) 78 +32 = 110 (кг)

- масса 1-го куска.

4) 78 +14 = 92 (кг)

- масса 3-го куска.

Ответ: 110 кг, 78 кг, 92 кг.

Метод уравнивания + алгебраический метод

№ 519.

32 кг14 кгРешение:1) 280 – (32 +14) = 234 (кг) – масса 3-х кусков, если бы они

Слайд 202) x кг – масса второго куска мрамора.
(x + 14) кг

– масса третьего куска мрамора;

(x + 32) кг – масса первого куска мрамора;

(x + 32 + x + x + 14) кг – масса трех кусков мрамора.

3) x + 32 + x + x + 14 = 280

4) 3x + 46 = 280;

3x = 280 – 46;

3x = 234;

x = 234 : 3;

x = 78.

Метод уравнивания + алгебраический метод

№ 519.

78 +32 = 110 (кг) - масса первого куска;

78 +14 = 92 (кг) - масса третьего куска.

Ответ: 110 кг, 78 кг, 92 кг.

3) Значение какого из полученных выражений указано в условии задачи? Ответ запишите в виде уравнения.

4) Решите полученное уравнение.

2) x кг – масса второго куска мрамора.(x + 14) кг – масса третьего куска мрамора;(x +

Слайд 21У544. 1) Решите задачу.
На первом элеваторе зерна в три раза больше,

чем на втором. Если с первого элеватора вывезти 850 т, а со второго 150 т, то на обоих элеваторах зерна останется поровну. Какое количество зерна было на первом элеваторе?
 
Если вы догадались составить к задаче такую схему, то, возможно, вы смогли решить ее устно (рис.103):

Постепенно уровень сложности задач повышается.

У544. 1) Решите задачу.На первом элеваторе зерна в три раза больше, чем на втором. Если с первого

Слайд 22У 544.





850 т



150 т

700 т
350 т
350 т

350 т
I
II

У 544.850 т150 т700 т350 т350 т350 тIII

Слайд 23У 544.





850 т



150 т

700 т
350 т
350 т

350 т
I
II
2) Обозначьте буквой х

количество зерна на втором элеваторе, подумайте, для каких величин можно составить выражения с этой буквой и запишите их.
3) Составьте математическую модель задачи.
У 544.850 т150 т700 т350 т350 т350 тIII2) Обозначьте буквой х количество зерна на втором элеваторе, подумайте,

Слайд 24
У551. 1) Прочитайте задачу.
В магазине было два куска сатина одинаковой длины:

синий и зеленый. После того, как синего сатина продали 28 м, а зеленого 45 м, синего сатина осталось вдвое больше, чем зеленого. Сколько сатина было в каждом куске первоначально?
2) Составьте к этой задаче математическую модель в виде схемы, аналогичной той, которая была составлена к задаче про элеваторы с зерном (№544), и решите её устно.
У551. 1) Прочитайте задачу.В магазине было два куска сатина одинаковой длины: синий и зеленый. После того, как

Слайд 25
У 551.
Математическая модель в виде схемы (графическая):

17 м
17 м
17 м

У 551.Математическая модель в виде схемы (графическая):17 м17 м17 м

Слайд 26
У 551.
Математическая модель в виде схемы (графическая):

Математическая модель в виде уравнения

(алгебраическая):

(x + 45) м – было зелёной ткани первоначально;

2x м – осталось синей ткани;

x + 45 = 2x + 28

(2x + 28) м – было синей ткани первоначально.

x м – осталось зеленой ткани;

17 м

17 м

17 м

х

х

х

3) Составьте математическую модель задачи, последовательно выполнив следующие задания:
а) Обозначьте буквой х количество ткани, оставшейся во втором куске, подумайте, для каких величин можно составить выражения с этой буквой и запишите эти выражения.
б) Какие из составленных вами выражений соответствуют равным величинам? Ответ запишите в виде уравнения.

У 551.Математическая модель в виде схемы (графическая):Математическая модель в виде уравнения (алгебраическая):(x + 45) м – было

Слайд 27x + 45 = 2x + 28
Полученное уравнение дети на данном

этапе решить не могут.

Основная цель такой работы в 5 классе –
научить составлять уравнения.

Учитель ставит цель на будущее – в дальнейшем научиться решать и такие уравнения.

x + 45 = 2x + 28Полученное уравнение дети на данном этапе решить не могут.Основная цель такой

Слайд 28637. В двух кусках поровну ткани. После того как от первого

куска продали 14 м, а от второго 22 м, в первом куске осталось втрое больше ткани, чем во втором. Сколько метров ткани было в каждом куске первоначально?
637. В двух кусках поровну ткани. После того как от первого куска продали 14 м, а от второго

Слайд 29
№637.



14 м


8 м
4 м
4 м
4 м
4 м

№637.14 м8 м4 м4 м4 м4 м

Слайд 30638. У двоих братьев было вместе 112 р. После того как

старший отдал младшему 14 р, у него осталось все же больше денег, чем у младшего, но всего лишь на 10 рублей. Сколько денег было у каждого мальчика первоначально?
638. У двоих братьев было вместе 112 р. После того как старший отдал младшему 14 р, у

Слайд 31



14 р.
14 р.
10 р.
14 р.

112 р.
№638.
С.
М.

14 р.14 р.10 р.14 р.112 р.№638.С.М.

Слайд 326 класс
продолжается работа по формированию умений составления математических моделей;
знакомство с

положительными и отрицательными числами;

решение уравнений методом переноса слагаемых из одной части равенства в другую;

решение задач выделением трёх этапов математического моделирования.

6 класс продолжается работа по формированию умений составления математических моделей;знакомство с положительными и отрицательными числами;решение уравнений методом

Слайд 33Устные упражнения
1) – 5x = 10
2) 2x = – 2,6
x =

– 2

x = – 1,3

3) – 12x = – 4

x = – 18

x = 20

Устные упражнения1) – 5x = 102) 2x = – 2,6x = – 2x = – 1,33) –

Слайд 34В одном бидоне х л, а в другом - у л молока.
1.

Расшифруйте выражения:

а) х + у

б) x + 3

в) y – 2

г) x - y

2. Расшифруйте равенства:

а) х + у = 90

б) x + 5 = y

в) 3x = y

г) x – 15 = y + 25

В одном бидоне х л, а в другом - у л молока.1. Расшифруйте выражения:а) х + у б)

Слайд 35



1 бидон
2 бидон
x
3x
– 5
+ 5
=
§20. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
№ 612

1 бидон2 бидонx3x– 5+ 5=§20. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ№ 612

Слайд 36Пусть x л – количество молока во 2-ом бидоне до переливания.
3x

л – количество молока в 1-ом бидоне до переливания;

(3x – 5) л – осталось в 1-ом бидоне;

(x + 5) л – стало во 2-ом бидоне.

Зная, что после переливания молока в обоих бидонах стало поровну, составим уравнение:

I. Составление математической модели (составление уравнения)

3x – 5 =

x + 5.

3x– x = 5 + 5,

2x = 10,

x = 10 : 2,

x = 5.

II. Работа над математической моделью (решение уравнения)

СММ

Тогда:

РММ

Пусть x л – количество молока во 2-ом бидоне до переливания.3x л – количество молока в 1-ом

Слайд 37III. Ответ на вопрос задачи
5 л – столько молока во 2-ом

бидоне

5 · 3 = 15 (л) – столько молока в 1-ом бидоне

Ответ: 15 л, 5 л.

III. Ответ на вопрос задачи5 л – столько молока во 2-ом бидоне5 · 3 = 15 (л)

Слайд 381 автостоянка
2 автостоянка

1 автостоянка2 автостоянка

Слайд 391 автостоянка
2 автостоянка
Было
Стало
x м
(4x – 12) м
(x + 12) м
4x м
Зная,

что машин на стоянках стало поровну,
составим уравнение:

x + 12 = 4x – 12

I. СММ.

II. РММ.

III. Ответ на вопрос задачи.


самостоятельно

1 автостоянка2 автостоянкаБылоСталоx м(4x – 12) м(x + 12) м4x мЗная, что машин на стоянках стало поровну,

Слайд 40Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть