Презентация, доклад по математике на тему Математические софизмы

Софизм – от греческого «sophisma».«мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка» Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Слайд 1Математические софизмы.

Математические софизмы.

Слайд 2
Софизм – от греческого «sophisma».
«мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка»
Софизм –

умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
Софизм – от греческого «sophisma».«мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка» Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую

Слайд 3Экскурс в историю.

Софизмы появились в Древней Греции.

Софисты – платные учителя мудрости,
учившие

всех желающих философии,
логике и риторике.
Экскурс в историю.	Софизмы появились в Древней Греции.Софисты – платные учителя мудрости,учившие всех желающих философии,логике и риторике.

Слайд 4Математические софизмы
Арифметические
Алгебраические
Логические
Геометрические

Математические софизмыАрифметическиеАлгебраическиеЛогическиеГеометрические

Слайд 5Арифметические софизмы
«Дважды два – пять!»
4:4 = 5:5
Вынесем общий множитель за скобки.
4*(1:1)

= 5*(1:1)
(2*2)(1:1) = 5*(1:1)
Зная, что 1:1 = 1 получим 2*2 = 5.
Где ошибка?

Арифметические софизмы«Дважды два – пять!»4:4 = 5:5Вынесем общий множитель за скобки.4*(1:1) = 5*(1:1)(2*2)(1:1) = 5*(1:1)Зная, что 1:1

Слайд 6«Один рубль не равен 100 копейкам»
1 рубль = 100 копейкам
10 рублей

= 10*100 копеек
Перемножим почленно эти равенства
10 рублей = 100000 копеек
Разделим обе части равенства на 10 получим, что
1 рубль = 10000 копейкам.
Таким образом, один рубль не равен 100 копейкам. Где ошибка?

«Один рубль не равен 100 копейкам»1 рубль = 100 копейкам10 рублей = 10*100 копеекПеремножим почленно эти равенства10

Слайд 7«4 = 5!»
Рассмотрим верное равенство
16 - 36=25 – 45
Выделим полный квадрат
16

– 2*4*(9/2) + 81/4=25 – 2*5*(9/2) + 81/4
42 – 2*4*(9/2)+(9/2)2=52 – 2*5*(9/2)+ (9/2)2
(4 – 9/2)2 = (5 – 9/2)2
4 – 9/2 = 5 – 9/2
4 = 5

«4 = 5!»Рассмотрим верное равенство16 - 36=25 – 45Выделим полный квадрат16 – 2*4*(9/2) + 81/4=25 – 2*5*(9/2)

Слайд 8Алгебраические софизмы
«Неравные числа равны!»
Пусть а и b – неравные между собой

числа.
Разность этих чисел равна с, т.е. а – b = с.
Умножим обе части данного равенства на (а – b), получим
(а – b)(a – b) = c(a – b)
Раскроем скобки
а2 – 2аb + b2 = ac – bc
a2 – ab – ac = ab – b2 – bc
a(a – b – c) = b(a – b – c)
a = b



Алгебраические софизмы «Неравные числа равны!»Пусть а и b – неравные между собой числа.Разность этих чисел равна с,

Слайд 9«Если А>B, то A>2B!»
Пусть А и В – положительные числа и

А>В.
Умножим данное неравенство на число В
АВ > В2 .
Вычтем из обеих частей А2
АВ – А2> В2 – А2
А(В – А)>(В – А)(В + А)
Разделим обе части на (В – А)
А > В + А.
Прибавим к обеим частям этого неравенства исходное неравенство А>В.
Имеем 2А > 2В + А,
А > 2В.
Где ошибка?

«Если А>B, то A>2B!»Пусть А и В – положительные числа и А>В.Умножим данное неравенство на число ВАВ

Слайд 10«Все числа равны между собой.»
Пусть а и b – два произвольных

неравных между собой числа.
Для них справедливо равенство
а2 – 2аb + b2 = b2 – 2ab + a2
(a – b)2 = (b – a)2
Извлекая из обеих частей равенства корень получим
а – b = b – a
2a = 2b
a = b
Где ошибка?
«Все числа равны между собой.» Пусть а и b – два произвольных неравных между собой числа.Для них

Слайд 11Логические софизмы.
«Равен ли полный стакан пустому?»

Пусть имеется стакан, наполненный водой до

половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому.
Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
Логические софизмы.«Равен ли полный стакан пустому?»Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан,

Слайд 12Геометрические софизмы.
«Из точки на прямую можно опустить два перпендикуляра»

Попытаемся "доказать", что

из точки, лежащей вне прямой, к этой прямой можно провести два перпендикуляра.
С этой целью возьмем треугольник АВС. На сторонах АВ и ВС этого треугольника, как на диаметрах, построим полуокружности. Пусть эти полуокружности пересекаются со стороной АС в точках Е и Д. Соединим точки  Е и Д отрезками с точкой В. Угол АЕВ прямой, как вписанный, опирающийся на диаметр; угол ВДС также прямой. Следовательно, ВЕ  перпендикулярен АС и ВД тоже перпендикулярен АС. Через точку В проходят два перпендикуляра к прямой АС.
Геометрические софизмы.«Из точки на прямую можно опустить два перпендикуляра»Попытаемся

Слайд 13«В любой окружности хорда, не проходящая через её центр, равна диаметру.»
В

произвольной окружности проводим диаметр АВ и хорду АС. Через середину D этой хорды и точку В проводим хорду ВЕ. Соединим точки С и Е рассмотрим треугольники АВD и СDE.
Углы ВАС и СЕВ равны, как вписанные в одну и ту же окружность, опирающиеся на одну и ту же дугу.
Углы ADB и CDE равны, как вертикальные.
Стороны AD и CD равны по построению.
Значит треугольники ABD и СDE равны по второму признаку (по стороне и двум углам).
АВ = СЕ, как соответственные элементы равных треугольников.
Т.е. диаметр АВ равен некоторой хорде DE.


А

В

Е

С

О

D

«В любой окружности хорда, не проходящая через её центр, равна диаметру.»В произвольной окружности проводим диаметр АВ и

Слайд 14«Окружность имеет два центра».
Построим произвольный угол АВС и, взяв на его

сторонах две произвольные точки D и Е, восстановим из них перпендикуляры к сторонам угла. Эти перпендикуляры пересекаются в точке F (если бы они были параллельны, то параллельны были бы стороны АВ и СВ).
Через три точки D, Е и F проведём окружность, что всегда возможно, так как три точки лежат на одной прямой.
Соединив точки H и G (точки пересечения сторон угла АВС с окружностью) с точкой F, получим два вписанных в окружность прямых угла GDF и HEF.
Итак, мы получили две хорды GF и HF, на которые опираются вписанные в окружность прямые углы GDF и HEF. Но в окружности вписанный прямой угол всегда опирается на её диаметр, следовательно, хорды GF и HF представляют собой два диаметра, имеющие общую точку F, следовательно точки О и О1 представляют собой не что иное, как два центра окружности.

«Окружность имеет два центра».Построим произвольный угол АВС и, взяв на его сторонах две произвольные точки D и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть