Презентация, доклад по дисциплине Методика преподавания математики

Содержание

МАТЕМАТИКА

Слайд 1   Методика преподавания математики
”Урок математики”


 

   Методика преподавания математики   ”Урок математики”  

Слайд 2МАТЕМАТИКА

МАТЕМАТИКА

Слайд 3 Организация обучения математике
В задачи методики математики входят:
анализ содержания

курса школьной математики;
исследование и описание значительного количества вопросов, связанных с обучением математике.
Организация обучения математикеВ задачи методики математики входят: анализ содержания курса школьной  математики;исследование и описание

Слайд 4Сущность урока математики
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе

является урок. Сущность его раскрывается в дидактике.

Сущность урока математики		Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Сущность его раскрывается в

Слайд 5Понятие "урок" имеет характерные черты


цель

содержание
средства и
методы обучения
организация учеб-
ной деятельности.
Понятие

Слайд 6 Главную роль среди основных характеристик играют цели урока.
Цели урока:
образовательные,
воспитательные,
развивающие.


Главную роль среди основных характеристик играют цели урока.Цели урока:образовательные, воспитательные, развивающие.

Слайд 7 Образовательные цели







Формировать надо не только математические,
но и

общеучебные знания, умения и навыки,
позволяющие более рационально организовать
Обучение математике.

формирование математических знаний

умений

навыков

Образовательные цели  	Формировать надо не только математические,но и общеучебные знания, умения и навыки,позволяющие более

Слайд 8В единстве с обучением осуществляются
цели воспитания и развития личности
школьника.

Учебные программы по

математике
предусматривают решение определенных
воспитательных задач.
Для усиления воспитывающего влияния обучения
учитель обязан тщательно анализировать
воспитательные возможности математики и
выделять воспитательную цель каждого
урока.

В единстве с обучением осуществляютсяцели воспитания и развития личностишкольника.Учебные программы по математикепредусматривают решение определенныхвоспитательных задач. Для усиления

Слайд 9 В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего

содержание урока.

Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и др.
В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока.	Поставить цель урока, рационально отобрать

Слайд 10

Специфика учебного предмета "математика"

такова, что изложение математического материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике.
Специфика учебного предмета

Слайд 11 Выбор оптимальных методов обучения - одна из трудных методических задач. В

педагогической литературе имеются рекомендации по выбору оптимальных методов обучения. Вот одна из таких рекомендаций:


Выбор оптимальных методов обучения - одна из трудных методических задач. В педагогической литературе имеются рекомендации по выбору

Слайд 12 Выбор метода не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет хотя

бы одному из условий, от которых он зависит:
цель урока (обучающая, воспитывающая и развивающая);
особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер);
особенности учащихся класса (уровень развития мышления, уровень знаний, умений, сформированность навыков учебного труда уровень воспитанности учащихся и др.);

Выбор метода не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет хотя бы одному из условий, от которых

Слайд 13оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
эргономические условия (время проведения урока

по расписанию, наполняемость класса и т. д.);
индивидуальные особенности учителя (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, его отношения с классом)".

оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса и т.

Слайд 14 Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с

организационными формами обучения каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с организационными формами обучения каждому методу, приему

Слайд 15 Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом:






общие формы(работа

групповые (звено, индивидуальные
со всем классом), бригада и т. д.) формы


Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.
В современных условиях обучения достаточно четко ставится вопрос о применении таких организационных форм работы на уроке, которые обеспечивали бы эффективное приобретение не только знаний, умений и навыков, но и ценного опыта нравственных и коллективистских отношений.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом:общие формы(работа    групповые (звено,

Слайд 16О структуре урока
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы

придем к понятию "структура урока". В дидактике исследуется понятие "общая дидактическая структура", сущность и компоненты которой усматриваются из схемы: 

Актуализация прежних знаний и способов действий

Формирование новых знаний и способов действий

Применение формирование умений и навыков

О структуре урока	Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придем к понятию

Слайд 17 Число компонентов общей структуры неизменно- их всегда три.
Будем говорить теперь

о структуре конкретного урока математики. По сути своей она остается той же, но форма ее может быть изменена в силу многих причин. Одна из таких причин - это необходимость детализации компонентов общей структуры.
Каждый из компонентов общей структуры слишком широк по содержанию и объему. Например, под актуализацией прежних знаний и способов действий понимается не только воспроизведение ранее изученных знаний и способов действий, но и их применение в новых ситуациях, стимулирование познавательной активности учащихся, проверка учителем уровня усвоения знаний и т. д.
Столь же широки два других компонента общей структуры урока. Разукрупняя компоненты общей дидактической структуры, мы фактически получаем более конкретные шаги (этапы) процесса обучения на уроке, которые могут выступать в различных последовательностях и взаимосвязях.
Число компонентов общей структуры неизменно- их всегда три. 		Будем говорить теперь о структуре конкретного урока математики. По

Слайд 18 Используя понятие "структура урока математики", важно выделить из

множества возможных основные этапы урока :

1. Постановка цели урока перед учащимися.
2. Ознакомление с новым материалом.
3. Закрепление нового материала:
а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности,
б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
4. Проверка знаний, умений и навыков.
5. Систематизация и обобщение изученного материала (по теме, разделу и т.п.).

Используя понятие

Слайд 19Основные требования к уроку математики
Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль

в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, соподчиняет их и объединяет в единое целое.
Итак, одно из главных требований к уроку - его целенаправленность.

Основные требования к уроку математики	Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль в ней играет цель урока: именно

Слайд 20
В литературе по методике преподавания математики можно найти конкретные рекомендации по

постановке общей цели урока, суть которой сводится к следующему:

вначале выделяется исходя из которой
основная дидакти- выявляются возможности
ческая (учебная) цель для установления целей
воспитания и развития учащихся
на уроке математики через его математическое содержание.

Целенаправленно и планомерно должно осуществляться не только обучение математике, но и воспитание на уроках математики.

В литературе по методике преподавания математики можно найти конкретные рекомендации по постановке общей цели урока, суть которой

Слайд 21Специфика самого предмета "математика" такова, что основным в обучении являются наглядно-вербальные

средства в различных сочетаниях.


Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения
Специфика самого предмета

Слайд 22
Насущные задачи самообразования усилили роль печатных средств на уроках математики. В

частности, усилено внимание к работе с учебной книгой непосредственно на уроке.

Абстрактный характер
математических понятий
затрудняет восприятие
их учащимися. Одним из
средств преодоления
затруднений такого рода
является моделирование.


Насущные задачи самообразования усилили роль печатных средств на уроках математики. В частности, усилено внимание к работе с

Слайд 23 В школьном курсе математики для раскрытия сущности понятий и отношений между

ними используются модели различного вида: предметные, графические, знаковые и др. Среди разнообразия их важно уметь выделять главные, основные.

К таким можно отнести коорди-
натную прямую, координат-
ную плоскость и др.

В школьном курсе математики для раскрытия сущности понятий и отношений между ними используются модели различного вида: предметные,

Слайд 24 В методической литературе нередко встречается термин "опора", который трактуется как вспомогательное

средство обучения.
Так, вышеупомянутые модели по сути своей есть также своеобразные опоры.
В каждой теме школьного курса математики можно выделить различного рода опоры (наглядно-образные, условно-символические и др.)

В методической литературе нередко встречается термин

Слайд 25 На уроках математики каждый раз, когда встает проблема рассказать просто о

сложном, используются наглядно-образные опоры (рисунки, чертежи, подчеркивающие самое главное, характерное для данного явления или понятия).

На уроках математики каждый раз, когда встает проблема рассказать просто о сложном, используются наглядно-образные опоры (рисунки, чертежи,

Слайд 26 Урок математики характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Берутся на вооружение

и групповые формы работы учащихся на уроках. Правильно организовать работу учащихся в группах - серьезная методическая проблема. Недопустимо, чтобы активными в неоднородных группах были только более сильные учащиеся, чтобы они навязывали другим членам группы свои мнения, решения проблем, давали списывать готовые решения задач и т. п.
Урок математики характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.	Берутся на вооружение и групповые формы работы учащихся на

Слайд 27



Четыре основных
типа уроков математики
1. Урок по ознакомлению с новым материалом
2.

Урок по закреплению изученного

3. Урок проверки знаний, умений и навыков

4. Урок по систематизации и обобщению изученного материала

Четыре основных типа уроков математики1. Урок по ознакомлению с новым материалом2. Урок по закреплению изученного3. Урок проверки

Слайд 28 Возможны разновидности указанных выше основных типов уроков.

Например, урок по закреплению

знаний делится на два подтипа:
урок тренировочного характера
урок творческого применения знаний.
Такое подразделение связано с репродуктивным и
продуктивным уровнями применения знаний.


При обучении математике
закрепление знаний проходит
в основном через решение задач,
поэтому уроки закрепления
знаний называют уроками по
решению задач.

Возможны разновидности указанных выше основных типов уроков. 	Например, урок по закреплению знаний делится на два подтипа: урок

Слайд 29 Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать

о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное.
Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом

Слайд 30 Дидактическая цель данного типа урока (урок по систематизации и обобщению изученного

материала )
сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года.
Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом.
Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Дидактическая цель данного типа урока (урок по систематизации и обобщению изученного материала )	сводится к обобщению и систематизации

Слайд 31 Список используемой литературы
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика

преподавания математики в начальных классах. М.:Просвещение, 1984
Информационно-справочная система электронная хрестоматия по методике преподавания математики
Пичурин Л.Ф., Репьев В.В. Вопросы Общей методики преподавания математики / Москва Изд-во "Просвещение", 1979 - 80 стр.
Столяр А.А. Методы обучения математике. - Минск, Высшая школа, 1966
Темербекова А.А., Методика преподавания математики. Издательство: Владос, 2003
http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/

Список используемой литературы Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть