Слайд 1
Методика преподавания математики
”Урок математики”
Слайд 3 Организация обучения математике
В задачи методики математики входят:
анализ содержания
курса школьной математики;
исследование и описание значительного количества вопросов, связанных с обучением математике.
Слайд 4Сущность урока математики
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе
является урок. Сущность его раскрывается в дидактике.
Слайд 5Понятие "урок" имеет характерные черты
цель
содержание
средства и
методы обучения
организация учеб-
ной деятельности.
Слайд 6 Главную роль среди основных характеристик играют цели урока.
Цели урока:
образовательные,
воспитательные,
развивающие.
Слайд 7 Образовательные цели
Формировать надо не только математические,
но и
общеучебные знания, умения и навыки,
позволяющие более рационально организовать
Обучение математике.
формирование математических знаний
умений
навыков
Слайд 8В единстве с обучением осуществляются
цели воспитания и развития личности
школьника.
Учебные программы по
математике
предусматривают решение определенных
воспитательных задач.
Для усиления воспитывающего влияния обучения
учитель обязан тщательно анализировать
воспитательные возможности математики и
выделять воспитательную цель каждого
урока.
Слайд 9 В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего
содержание урока.
Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и др.
Слайд 10
Специфика учебного предмета "математика"
такова, что изложение математического материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике.
Слайд 11 Выбор оптимальных методов обучения - одна из трудных методических задач. В
педагогической литературе имеются рекомендации по выбору оптимальных методов обучения. Вот одна из таких рекомендаций:
Слайд 12 Выбор метода не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет хотя
бы одному из условий, от которых он зависит:
цель урока (обучающая, воспитывающая и развивающая);
особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер);
особенности учащихся класса (уровень развития мышления, уровень знаний, умений, сформированность навыков учебного труда уровень воспитанности учащихся и др.);
Слайд 13оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
эргономические условия (время проведения урока
по расписанию, наполняемость класса и т. д.);
индивидуальные особенности учителя (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, его отношения с классом)".
Слайд 14 Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с
организационными формами обучения каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Слайд 15 Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом:
общие формы(работа
групповые (звено, индивидуальные
со всем классом), бригада и т. д.) формы
Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.
В современных условиях обучения достаточно четко ставится вопрос о применении таких организационных форм работы на уроке, которые обеспечивали бы эффективное приобретение не только знаний, умений и навыков, но и ценного опыта нравственных и коллективистских отношений.
Слайд 16О структуре урока
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы
придем к понятию "структура урока". В дидактике исследуется понятие "общая дидактическая структура", сущность и компоненты которой усматриваются из схемы:
Актуализация прежних знаний и способов действий
Формирование новых знаний и способов действий
Применение формирование умений и навыков
Слайд 17 Число компонентов общей структуры неизменно- их всегда три.
Будем говорить теперь
о структуре конкретного урока математики. По сути своей она остается той же, но форма ее может быть изменена в силу многих причин. Одна из таких причин - это необходимость детализации компонентов общей структуры.
Каждый из компонентов общей структуры слишком широк по содержанию и объему. Например, под актуализацией прежних знаний и способов действий понимается не только воспроизведение ранее изученных знаний и способов действий, но и их применение в новых ситуациях, стимулирование познавательной активности учащихся, проверка учителем уровня усвоения знаний и т. д.
Столь же широки два других компонента общей структуры урока. Разукрупняя компоненты общей дидактической структуры, мы фактически получаем более конкретные шаги (этапы) процесса обучения на уроке, которые могут выступать в различных последовательностях и взаимосвязях.
Слайд 18
Используя понятие "структура урока математики", важно выделить из
множества возможных основные этапы урока :
1. Постановка цели урока перед учащимися.
2. Ознакомление с новым материалом.
3. Закрепление нового материала:
а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности,
б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
4. Проверка знаний, умений и навыков.
5. Систематизация и обобщение изученного материала (по теме, разделу и т.п.).
Слайд 19Основные требования к уроку математики
Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль
в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, соподчиняет их и объединяет в единое целое.
Итак, одно из главных требований к уроку - его целенаправленность.
Слайд 20
В литературе по методике преподавания математики можно найти конкретные рекомендации по
постановке общей цели урока, суть которой сводится к следующему:
вначале выделяется исходя из которой
основная дидакти- выявляются возможности
ческая (учебная) цель для установления целей
воспитания и развития учащихся
на уроке математики через его математическое содержание.
Целенаправленно и планомерно должно осуществляться не только обучение математике, но и воспитание на уроках математики.
Слайд 21Специфика самого предмета "математика" такова, что основным в обучении являются наглядно-вербальные
средства в различных сочетаниях.
Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения
Слайд 22
Насущные задачи самообразования усилили роль печатных средств на уроках математики. В
частности, усилено внимание к работе с учебной книгой непосредственно на уроке.
Абстрактный характер
математических понятий
затрудняет восприятие
их учащимися. Одним из
средств преодоления
затруднений такого рода
является моделирование.
Слайд 23 В школьном курсе математики для раскрытия сущности понятий и отношений между
ними используются модели различного вида: предметные, графические, знаковые и др. Среди разнообразия их важно уметь выделять главные, основные.
К таким можно отнести коорди-
натную прямую, координат-
ную плоскость и др.
Слайд 24 В методической литературе нередко встречается термин "опора", который трактуется как вспомогательное
средство обучения.
Так, вышеупомянутые модели по сути своей есть также своеобразные опоры.
В каждой теме школьного курса математики можно выделить различного рода опоры (наглядно-образные, условно-символические и др.)
Слайд 25 На уроках математики каждый раз, когда встает проблема рассказать просто о
сложном, используются наглядно-образные опоры (рисунки, чертежи, подчеркивающие самое главное, характерное для данного явления или понятия).
Слайд 26 Урок математики характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Берутся на вооружение
и групповые формы работы учащихся на уроках. Правильно организовать работу учащихся в группах - серьезная методическая проблема. Недопустимо, чтобы активными в неоднородных группах были только более сильные учащиеся, чтобы они навязывали другим членам группы свои мнения, решения проблем, давали списывать готовые решения задач и т. п.
Слайд 27
Четыре основных
типа уроков математики
1. Урок по ознакомлению с новым материалом
2.
Урок по закреплению изученного
3. Урок проверки знаний, умений и навыков
4. Урок по систематизации и обобщению изученного материала
Слайд 28 Возможны разновидности указанных выше основных типов уроков.
Например, урок по закреплению
знаний делится на два подтипа:
урок тренировочного характера
урок творческого применения знаний.
Такое подразделение связано с репродуктивным и
продуктивным уровнями применения знаний.
При обучении математике
закрепление знаний проходит
в основном через решение задач,
поэтому уроки закрепления
знаний называют уроками по
решению задач.
Слайд 29 Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать
о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное.
Слайд 30 Дидактическая цель данного типа урока (урок по систематизации и обобщению изученного
материала )
сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года.
Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом.
Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Слайд 31 Список используемой литературы
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика
преподавания математики в начальных классах. М.:Просвещение, 1984
Информационно-справочная система электронная хрестоматия по методике преподавания математики
Пичурин Л.Ф., Репьев В.В. Вопросы Общей методики преподавания математики / Москва Изд-во "Просвещение", 1979 - 80 стр.
Столяр А.А. Методы обучения математике. - Минск, Высшая школа, 1966
Темербекова А.А., Методика преподавания математики. Издательство: Владос, 2003
http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/