Слайд 1
НЕКОТОРЫЕ ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ,
СОДЕРЖАЩИЕ МОДУЛЬ
Слайд 2Содержание.
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Заключение.
.
Слайд 3I. Введение.
Объект исследования – математика.
Предмет исследования – функции, содержащие знак модуля.
Проблема
исследования: построение графиков функций, содержащих модуль.
Цель исследования: получение более широких знаний о модуле числа, различных способах решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
Задача исследования: использование различных методов исследования (теоретический, практический, исследовательский), расширение познавательного интереса к изучению алгебры, углубление знаний по теории модуля и решение задач, выходящих за страницы школьных учебников.
Слайд 4
II. Основная часть.
Понятия и определения.
Чтобы глубоко изучать данную тему, необходимо
познакомиться с простейшими определениями, которые мне будут необходимы:
Уравнение - это равенство, содержащее переменные.
Уравнение с модулем - это уравнение, содержащее переменную под знаком абсолютной величины (под знаком модуля). Например: |x|=1
Решить уравнение - это значит, найти все его корни, или доказать, что корней нет.
В математике модуль имеет несколько значений, но в моей исследовательской работе я возьму лишь одно из них.
Модулем или иначе абсолютной величиной отрицательного числа называется противоположное ему положительное число, модулем положительного числа и числа ноль называется само это число.
Слайд 5Теоремы
Теорема 1. Абсолютная величина действительного числа a≠0 равна большему из двух
чисел a или -a.
Следствие 1. Из теоремы следует, что
|-a|=|a|.
Следствие 2. Для любого действительного числа a справедливы неравенства a≤|a| , -a≤|a|
Объединяя последние два неравенства в одно, получаем: -|a|≤a≤|a|
Слайд 6Теорема 2. Абсолютная величина любого действительного числа a равна арифметическому квадратному
корню из a2 : |a|=√a2
Эта теорема дает возможность при решении некоторых задач заменять |a| на √a2
Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число a, до начала отсчета.
Если a≠0 то на координатной прямой существует две точки a и -a, равноудаленной от нуля, модули которых равны.
Если a = 0, то на координатной прямой |a| изображается точкой 0.
Слайд 7Функция у =|х|
График функции у =|х| получается из графика
у=х следующим образом: часть графика у=х, лежащая над осью х, сохраняется, часть его, лежащая ниже оси х , отображается симметрично относительно оси х.
Слайд 9Функция y=-|x|
График функции
y=-|x| получается симметричным отображением графика y=|x| относительно
Слайд 11Функция у=|х|+а
График функции у=|х|+а получается параллельным переносом графика у=|х| в положительном
направлении оси у на а единицу отрезка при а>0 и в отрицательном направлении на |а| при а<0.
Слайд 12Функция у=|x|+a
a
-a
0
x
y
Y=|x|
Y=|x|+a
Y=|x|-a
Слайд 13Функция у=а|х|
График функции у=а|х| получается растяжением графика у=|х| вдоль оси у
в а раз при а>1 и сжатием вдоль этой оси в 1\а раз при 0
Слайд 14Функция y=a|x|
x
y
0
У=a|x|
Y=|x|
Y=a|x|
Слайд 15Функция у=|x+a|
График функции у=|x+a| получается параллельным переносом графика y=|x| в отрицательном
направлении от оси х на |x| при а>0 и в положительном направлении на |a| при a<0.
Слайд 16 Функция y=|x+a|
о
х
у
У=|x|
-a
a
Y=|x+a|
Y=|x-a|
Слайд 17Функция y=f(|x|)
График функции y=f(|x|) получается из графика y=f(x) следующим образом:1) при
х>0 график f(x) сохраняется, 2) при x<0, полученная часть графика отображается симметрично относительно оси у.
Слайд 18
Функция y=f(|x|)
Y=sinx
Y=sin|x|
0
y
x
Слайд 19 От теории к практике
Рассмотрим построение более сложных графиков.
Построить график функции
у=||x|+2|.
Построение.
1) Строим график y=|x|
2)Смещаем его по оси у вниз на 2 ед.отр.
3)Отображаем часть графика, расположенного под осью х, симметрично этой оси, в верхнюю полуплоскость.
Слайд 20Функция у=||x|-2|
x
y
0
-2
2
Y=|x|
Y=|x|-2
Y=||x|-2|
Слайд 21Функция y=||x-1|-2|
Построение.
1)Строим график функции y=|x|.
2)Строим график функции y=|x-1|.
3)Строим график функции y=
|x-1|-2.
4)Применяем к графику y=|x-1|-2 операцию “модуль”.
Слайд 22Функция y=||x-1|-2|
1
x
0
y=|x|
y
y=|x-1|
-1
3
2
-2
y=|x-1|-2
y=||x-1|-2|
Слайд 23Функция y=|x²-4|x|-3|
Построение.
1)Строим график y=x²-4x+3
2)y=x²-4|x|+3 — отражаем полученный график в п.1
относительно оси ординат. Функция чётная.
3)y=|x²-4|x|+3| — часть графика, расположенную в нижней полу плоскости,
отражаем относительно оси абсцисс. Полученная в верхней полуплоскости линия и будет графиком заданной функции.
Слайд 24Функция y=|x²-4|x|+3|
y
x
0
-1
-3
1
3
3
y=x²-4x+3
y=x²-4|x|+3
y=|x²-4|x|+3|
Слайд 25Мою работу можно использовать:
1) на уроках алгебры в 7-9 классах;
2) для
индивидуального изучения понятия темы «модуль числа»;
3) групповых и факультативных занятиях;
4) для подготовки к экзаменам.
Слайд 26Моя работа будет полезна в работе:
ученикам
учителям.
Она поможет отыскать
новые пути совершенствования обычного школьного урока.