Слайд 1Активизация мыслительной деятельности
на уроках математики
в начальной школе
Учитель: Агалакова
С.И.
Слайд 2 Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование
и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Слайд 3 Мыслительная деятельность – необходимая основа, как для усвоения, так и
для добывания знаний в ходе исторического развития человечества.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – развитие высокого уровня мыслительных способностей.
Слайд 5Математика – предмет, который требует плодотворного труда. Это наука, выстроенная на
определенных законах, определениях, математических фактах.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Слайд 6У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий
уровень развития познавательных интересов.
Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, поиск новых эффективных форм, способов, методов обучения, имеющий главную цель – заинтересовать.
Слайд 7 Поэтому проблему активизации мыслительной деятельности
учащихся на
уроке считаю актуальной для организации обучения в современной школе, ведущей к развитию творческих способностей, при котором специальными педагогическими средствами ведется целенаправленная работа по формированию мыслительных способностей в процессе изучения основ математики.
Слайд 8 Самыми значимыми мыслительными операциями являются:
Анализ – это мысленное разделение предмета
или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Слайд 9Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы
чувств обучающихся.
Слайд 10Активизация органов зрения:
карточки с цепочками примеров
223 + 14 – 25 +
28 – 40 =
167 + □ = 190
демонстрация таблиц, чертежей.
Игры «Найди недостающую фигуру»,
«Лови снежинки», «Собери цветы», «Лесенка».
Использование ИКТ.
Слайд 11Активизация органов слуха:
выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры);
учитель даёт
задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким);
высказывания ответов на ушко.
Слайд 12Активизация моторики и двигательной активности:
выполнение чертежей, схем, таблиц;
моделирование из бумаги;
лепка из
пластичных материалов.
Игра «Узнай меня».
Слайд 13 Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и
во внеурочной деятельности различных технологий.
Слайд 14Использование технологии проблемного обучения
На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при
решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.
Слайд 15– Из выражений на умножение составьте все возможные выражения на деление.
4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8 • 0 = 8
– Какие примеры вы составили к первому выражению?
( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 )
– Какие примеры вы составили ко второму выражению?
( 6 : 1 = 6 , 6 : 6 = 1 )
– Какие примеры вы составили к третьему выражению?
( 0 : 8 )
– Почему вы составили только одно выражение?
( На ноль делить нельзя)
– Почему вы не смогли вычислить ответ в выражении 0 : 8 ?
(Не изучали правила деления нуля на число.)
– Сформулируйте тему и задачи урока.
( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число.
Научиться решить выражения и задачи по теме урока.)
Слайд 16Использование поискового метода
Найти несколько решений одной задачи.
Найти периметр прямоугольника разными способами.
Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.
Слайд 17Использование метода сотрудничества
Работа в парах;
Работа в группах;
Работа в коллективно.
Слайд 18Использование игровых методов
Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или
иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся.
Эффективны дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие.
Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
Слайд 191. Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий…
2. Если стол на 30 см выше табуретки, то табуретка….
3. Если сын в 3 раза моложе папы, то папа….
4. Если книга вдвое дороже тетради, то тетрадь….
Слайд 20Сосчитайте, сколько здесь
треугольников?
Слайд 21Мы только с парохода,
Мы только из похода
11 недель гостили на воде.
А сколько это дней?
Сосчитай – ка поверней.
77 дней
Слайд 22Из города А в город Б самолёт летит 80 минут, а
обратно 1 час 20 минут. Почему?
80 минут = 1 час 20 минут
Слайд 23ТЕСТИРОВАНИЕ
С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро
« диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся.
Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний.
Слайд 24ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование дает возможность:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять
качество усвоения материала;
разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
Слайд 25Использование нетрадиционных уроков
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний
учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
Слайд 26Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки
по пути следования.
Урок-путешествие по математике в 4классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 1000»
(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
Слайд 27Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные
и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
Слайд 28Урок-игра
Названный вид урока может быть проведен в форме игр
«Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.
Слайд 31Анализ собственного опыта в области активизации мыслительной деятельности младших школьников позволил
сделать следующие выводы:
активизация умственного мышления занимает одно из ведущих мест среди других познавательных процессов;
работа в данном направлении:
позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;
усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности;
развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования.