Слайд 1
ДИЗ (Делай И Запоминай)
Тематические валеоминутки
на уроках математики в 5, 6
классах
Автор:
Андреева Варвара
Николаевна,
учитель математики
МОБУ ООШ №18
г. Якутск
2018г.
Слайд 2Актуальность
На уроках математики валеоминутки недостаточно рассматриваются именно по изучаемой теме
и не все учителя практикуют творческие задания во время валеоминуток.
Предлагаемые упражнения в этой работе становятся частью самого урока и зачастую несут дополнительную информацию по теме.
Слайд 3Цель
Разработка тематических валеоминуток на уроках математики в 5, 6 классах.
Задачи:
Изучить литературу и интернет-источники по данному направлению;
Разработать комплекс тематических валеоминуток, который:
улучшает восприятие изучаемого материала учащимися;
формирует познавательный интерес к учёбе;
обеспечивает эмоциональный подъём учащихся;
«разгружает» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление.
Слайд 4Исследования показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют
те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе:
число здоровых детей уменьшается в 4 раза,
число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам - с 3,9% до 12,3%,
с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%,
с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Слайд 5Требования к организации и проведению валеоминуток
В состав валеоминуток нужно включать комплексы,
состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук, туловища и упражнения для глаз.
Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Валеоминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала).
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
Во время проведения валеоминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Слайд 6Тематические ФМ можно разделить на три вида:
Геометрические понятия;
Алгебраические понятия;
Арифметика.
Комплекс упражнений
состоит из 4-6-х разных упражнений, в первой части которых внимание акцентируется на математические понятия и термины, а во второй части на специфику выполнения физических упражнений, такие как улучшение зрения, улучшение осанки и т.д.
Слайд 7Покажите:
Тема «Точка. Отрезок. Прямая. Луч. Плоскость»
Слайд 8Покажите:
Тема «Точка. Отрезок. Прямая. Луч. Плоскость»
Слайд 9Сначала детям объясняется, что прямые – это руки, начиная с локтя.
Покажите:
Тема
«Взаимное расположение прямых
на плоскости и в пространстве»
Слайд 10Покажите:
Тема «Взаимное расположение прямых
на плоскости и в пространстве»
Слайд 11Тема «Углы на плоскости»
Сначала детям объясняется, что лучи (стороны угла) –
это руки, начиная с плеч.
Покажите:
Слайд 12Покажите:
Тема «Углы на плоскости»
Слайд 13Покажите:
Тема «Градусные меры углов»
Сначала детям объясняется, что лучи (стороны угла) –
это руки, начиная с плеч.
Покажите с помощью рук:
Слайд 14Тема «Градусные меры углов»
Покажите с помощью ног:
Слайд 15Тема «Углы в пространстве»
Творческая работа на коллективизацию.
Покажите:
Слайд 16Тема «Углы в пространстве»
Покажите:
Слайд 17Тема «Окружность. Круг. Сфера в пространстве»
Сначала объясняем что руки – это
радиусы, т.е. при выполнении упражнения руки не сгибаются. Данные фигуры – это множество точек равноудаленных от центра. Точки – это кулаки.
Покажите:
Слайд 18Игра-упражнение «Дробь»
Правило: Учитель в первый раз сам становится ведущим, а потом
выбирает детей для роли ведущего. Ведущий говорит «Числитель» - все должны стоять, а если скажет «Знаменатель» - все должны присесть на корточки.
В это правило можно добавить понятие «Смешанная дробь» по прохождению соответствующей темы. Здесь к числителю и знаменателю прибавляется слово «Целая часть». Это слово произносится после слова «Числитель», т.к. подразумевает выпады в бок. Это упражнение ассоциируется с местоположением «Целой части» (находится посередине числителя и знаменателя).
Слайд 19Игра-упражнение «Кузнечики»
Правило: Вы стоите в начале координатного луча (в точке с
координатой 0). Я буду называть координаты точек, в которые вы должны прискакать. Ваша задача прыгнуть столько раз, сколько делений понадобится допрыгать до этой точки, т.к. ваш один прыжок стоит одно деление на нашей шкале.
Например, учитель диктует: А(1) (точка А с координатой 1), В(3), С(2), Д(6), Е(4), О(0), дети соответственно делают 1, 2, 1, 4, 2, 4 прыжка на месте.
Эту же игру можно проводить при изучении отрицательных чисел.
Слайд 20Игра-упражнение «Правда-ложь»
Если ложь – делают повороты головой налево-направо как будто молча
отрицают сказанное;
Если правда – делают наклоны вперед-назад как будто соглашаются со сказанным, если не знают – делают круговые вращения головой или плечами.
Для улучшения зрения можно все эти упражнения делать глазами.
Слайд 22 1. Тест на координацию движений в пространстве;
2. Тест на сосредоточенность
и внимательность;
3.Тест на скорость решения заданий с геометрическими фигурами.
Слайд 23
1. Тест на координацию движений в пространстве;
2. Тест на сосредоточенность
и внимательность;
3. Решения геометрических заданий на скорость.
Слайд 24Выводы:
В применениях ВМ на уроках особенно эффективны динамические паузы, которые сочетаются
с темой урока (не нужно после ВМ подключать детей обратно к теме);
ВМ позволяют закрепить, повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал;
ВМ развивают творческое воображение и логическое мышление учеников;
Потраченное время на уроке окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.