Слайд 1Метапредметный подход к обучению
Слайд 2 «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в
которой все в беспорядке и сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто»
Слайд 3 В школе очень часто одни и те же
научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному. При переходе из одной предметной области в другую у учеников не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.
Слайд 4Поставленные задачи и проблемы
1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося
в обучении;
2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенк
1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
а при организации его учебной деятельности;
3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 6 В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»
Слайд 7Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но
осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются.
Слайд 8Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а
учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 9В соответствии с требованиями
стандарта выпускник должен:
ориентироваться в информации
видеть и
творчески решать
проблемы
взаимодействовать с другими
людьми
Слайд 10Проблема разобщенности
научного знания
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные
технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 11Виды метапредметов:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализация»
Слайд 12«Знание»
«Знание»- формируется свой блок способностей,
т.е. способность работать с
системами знаний (понятий)
«Знак»
«Знак» - формируется способность схематизации. Они учатся: то что понимают, то что хотят сказать, то что хотят сделать изображать с помощью схем.
Слайд 13«Проблема»
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер не
открытых, по сей день неразрешимых проблем.
«Задача»
«Задача» - формируется способность понимания и систематизации условия, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания процедур достижения цели.
Слайд 14Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и
задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Слайд 15Изучение математики направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
Формирование представлений
о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания деятельности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Слайд 16 Урок- это зеркало общей и педагогической деятельности учителя, мерило
его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский.
Слайд 17Метапредметный урок – это урок, на котором:
ученик учится общим приёмам, техникам,
схемам, образцам мыслительной работы;
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий;
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире;
Слайд 18Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а
тем , что они взяли в процессе обучения.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:
1 Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
2 Отношение ребят к предмету, учителю, друг к другу
3 Наличие у учеников познавательного интереса.
Слайд 19
Средства достижения метапредметных результатов в учебниках математики:
предметное содержание;
образовательные технологии деятельностного
типа;
продуктивные задания.
Слайд 20Особенность метапредметных заданий
Заложенная в задании актуальная для ученика проблема
Возможность получить личностно-значимый
результат
Описание конкретной типичной жизненной ситуации
Интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний
Наличие ключевых понятий, явлений, объектов
Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий
Множественность допустимых решений
Слайд 21Примеры из практики
4-5 класс
Чипполино пользуется услугами компании «Ну-Ну». Он говорил по телефону в течении дня 25 мин внутри зоны обслуживания и 10 мин пользовался междугородней связью. Сколько тугриков он потратил в этот день?
Слайд 22Примеры из практики
В мешке Деда Мороза 250 мандаринов. Сколько можно мандаринов
найти в подарке, если подарки получили 20 ребят?
Роза стоит 40 рублей. Сколько роз можно купить на 300 рублей?
На теплоходе 56 пассажиров и 7 членов экипажа. Какое наименьшее число спасательных шлюпок по 6 человек в каждой должно быть на теплоходе?
5 класс
Слайд 23Групповая работа на уроке.
Помогает решить основные дидактические проблемы: решение задач и
упражнений, закрепление и повторение, изучение нового материала;
Помогает развитию коммуникативных способностей учащихся ;
Позволяет решать одновременно несколько задач: познавательную, коммуникативную, социально-ориентированную.
Слайд 24Примеры из практики
6 класс
Задачи для группы .
Тема: Две основные задачи
на дроби.
1) В альбоме 1500марок. Иностранные составляют 60% всех марок. Остальные- русские. Сколько русских марок?
2) В альбоме 900 иностранных марок, что составляет 60% всех марок. Остальные- русские. Сколько русских марок?
В альбоме 1400марок. Иностранные составляют 60% от количества русских марок. Сколько русских марок?
1) Составить краткую запись (схему) каждой задачи.
2)Найти общие моменты в кратких записях этих задач.
3)Найти отличия во взаимосвязях компонентов задач.
4)Постарайтесь построить цепочку рассуждений чтобы ответить на вопрос задач.
5)Решите задачи.
Слайд 25Работа над проектами дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет
работать над получением личностных и метапредметных результатов.
Слайд 26Работа над проектами формирует метапредметные коммуникативные умения:
-Умение вести дискуссию
-Слушать и слышать
собеседника
-Отстаивать свою точку зрения
Слайд 27Мастерские.
В технологии мастерских главное не сообщать и освоить информацию, а передать
способы работы.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
Слайд 28Пример мастерской Анатолия Арсеньевича Окунева по теме «Серединный перпендикуляр»
Задание:
«Ситуации в жизни
такие:
либо сложные, либо простые.
Три соседа- мужика-
Федор, Яков и Лука,
Чтоб всегда с водою жить,
Стали свой колодец рыть.
Но Лука вдруг говорит:
«Ведь момент один забыт!
Нужно длины всех дорог
От колодца на порог
Сделать равными, друзья!
Допускать обид нельзя!»
Можно ль это сделать им?
И смекни путем каким?
Слайд 29
Учит умениям:
Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.),
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.