Слайд 1Администрация города Арзамаса Нижегородской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа
№7 им. А. П. Гайдара»
Реферат с элементами самостоятельного поиска
«Математика и музыка»
Сидорова Дарья Сергеевна, учащаяся 6 «Б» класса
Руководители:
Рыбакова Наталья Александровна, учитель математики;
Спирина Светлана Михайловна, учитель музыки
607224 Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. Нижегородская, д.3а
arzamas-skola7@mail.ru
тел. 8 (831) 477-19-07
Слайд 2«Музыка есть таинственная арифметика души;
Она вычисляет, сама того не подозревая»
Г. Лейбниц.
Цель
работы: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой
Задачи работы:
изучить историю возникновения дробей;
выявить присутствие дробей в музыкальных произведениях;
проанализировать и обработать отрывок музыкального произведения, используя музыкальную грамоту;
найти общие элементы в математике и в музыке
Слайд 3Из истории дробей
Термин "дробь" в русском языке появился лишь в VIII
веке. Произошло это слово от слова "дробить, разбивать, ломать на части". У других народов название дроби также связано с данными глаголами. Первой дробью, с которой познакомились люди, стала половина. Затем появилась следующая дробь - треть. У человека на очень ранней стадии своего развития появилась необходимость в дробных числах. Например, раздел между охотниками добычи, состоявший из нескольких убитых животных, когда их число было не кратно количеству участников охоты, могло привести первобытного человека к понятию о дробях.
Слайд 4Из истории дробей
Пифагорейцы, исследовали, насколько повышается тон струны, если её прижать
посередине, или на четверть расстояния одного из концов, или на треть. Обнаружилось, что одновременное звучание двух струн приятно для слуха, если длины их относятся как 1:2, или 2:3, или 3:4, что соответствует музыкальным интервалам в октаву, квинту и кварту.
Слайд 5Связь музыки и математики
Леонард Эйлер в работе “Диссертация о звуке” (1727
год) писал: “Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков”.
Лейбниц писал Гольдбаху в личной переписке : “Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать”. На что Гольдбах ему отвечает: “Музыка – это проявление скрытой математики”.
Пифагор одним из первых пытался выразить красоту музыки с помощью чисел. Им была создана школа мудрости, в основу которой были положены два предмета – музыка и математика.
Слайд 6Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ
мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
Музыка (греч. – искусство, муза), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.
Связь музыки и математики
Слайд 7В музыке, как и в математике, нам встречаются цифры: в звукоряде
– 7 нот, нотный стан – это 5 линеек. А интервалы?.. Прима – 1, секунда – 2, терция – 3, кварта – 4, квинта – 5, секста – 6, септима – 7, октава – 8. При обозначении аппликатуры и размера произведения тоже не обойтись без цифр.
2) Следующее совпадение я заметила при изучении темы «Дроби» на уроках математики. На занятиях музыкой я усвоила, что в целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, шестнадцать шестнадцатых. Длительности получаются аналогично дробям: они появляются при делении целой ноты на равные доли. Это означает, что длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16. Следовательно, названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.
Связь музыки и математики
Слайд 8Связь музыки и математики
3) Один из значимых элементов музыки – ритм.
В разных музыкальных произведениях свой ритмический рисунок, создаваемый при помощи чередования нот разной длительности.
Обладают ритмом и числа. Например, числам кратным трём присущ ритм, звучащий как музыкальный размер 3/4, который характерен вальсу. Начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем выделять все числа, кратные 3: 0 1 2 3 4 5 6 7 8…. и т.д. Получается красивый, правильный, равномерный ритм.
Если посчитать числа, кратные двум 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Следовательно, обладают ритмом и числа.
Слайд 9Связь музыки и математики
4) В музыке и математике мы можем обнаружить
противоположности.
В математике, например, встречаются следующие противоположности: больше – меньше, плюс – минус, сложение – вычитание, умножение – деление, четное число – нечетное число.
А в музыке это: быстро – медленно, тихо – громко, мажор – минор, низкий звук – высокий звук, бемоль (понижение) – диез (повышение).
5) В музыке, как и в математике, есть понятие параллельности - параллельные тональности (например, до мажор – ля минор). А ещё параллельны линии нотного стана, они никогда не пересекаются.
Слайд 10Исследование музыкальных произведений
Произведение А. Александрова «Новогодняя полька», ля-мажор
Рассмотрели 8 тактов этого
произведения (для правой руки), каждой ноте мы присвоили номер ступени. Цифра 1 – I ступень (ля), 2 – II (си) ,3 – III (до), 4 (ре)– IV, 5 – V(ми) ,6 – VI(фа) ,7 – VII(соль).
Получили следующий ряд чисел:
321321 / 555 / 321321 / 444 / 432432 / 777 / 666 / 555 /
Сложили номера устойчивых ступеней
В первом такте сумма равна 8 (3+1+3+1), во II – 15 (5+5+5), в III – 8 (3+1+3+1), в IV – 0, в V – 6 (3+3), в VI – 0, в VII – 0, в VIII – 15(5+5+5). Получили ряд чисел: 8,15,8,0,6,0,0,15. Вывод: повторяется группа цифр 8,15, 0.
При умножении числа I-го и III-го, II-го и VIII-го тактов повторяются, значит, представляют некоторую математическую модель, имеющую числовую закономерность.
Слайд 11Исследование музыкальных произведений
Ритм – один из важнейших элементов музыки, ритм –
чередование длительностей.
Вычислим сумму длительностей в каждом такте рассматриваемого произведения.
Слайд 12 Зная ступени, длительности нот, размер я могу записать эту пьесу в
любой другой тональности или от другой ноты, т. е. транспонировать, что я и сделала для произведения
А. Александрова «Новогодняя полька», ля-мажор , записав его в тональности фа-мажор
Исследование музыкальных произведений
Слайд 13Заключение
Из изученных источников я убедилась, что мир звуков и пространство чисел
издавна дружно соседствуют друг с другом.
Проведенное исследование дает возможность сказать, что такие разные предметы имеют общие точки соприкосновения и взаимосвязаны друг с другом.
На сегодняшний день музыка и математика – родные сёстры, которые помогают и поддерживают друг друга. Они приучают нас к дисциплине, развивают творческие способности, эрудицию, внимание.
Слайд 14Литература
1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2005
2. Жмудь Л. Я.
Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с.
3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э68-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М..6 Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.
4. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил.
5. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46
Интернет ресурсы:
1. http://www.stonot.ru/
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://www.wikipedia.org/
4. http://ru.wikibooks.org/wiki
5. http://www.piano-notes.net/