Презентация, доклад Математические задачи в произведениях русских писателей 19 века

Цель работы: поиск математических задач в художественной литературе.  Задачи:вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума;изучить научно-популярную, занимательную русскую литературу; подобрать художественную литературу для исследования; решить задачи и оценить полученные результаты; оценить проделанную работу и

Слайд 1филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино


Математические задачи
в произведениях русских писателей 19 века

Выполнила: Гусева Ксения,
учащаяся 8 класса.
Руководитель- Шипилова О.Н., учитель русского языка и литературы,
Гусева О.Н., учитель математики

филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино Математические задачи в произведениях русских писателей

Слайд 2Цель работы: поиск математических задач в художественной литературе. 
Задачи:
вызвать интерес к

изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума;
изучить научно-популярную, занимательную русскую литературу; 
подобрать художественную литературу для исследования; 
решить задачи и оценить полученные результаты; 
оценить проделанную работу и сформулировать вывод.
В работе использованы следующие методы:
поиск,
изучение,
анализ,
сравнение.
Актуальность: увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.
 
Цель работы: поиск математических задач в художественной литературе.  Задачи:вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих

Слайд 3Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от

друга области знаний?
Литературу, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой.
Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук. 

Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с её

Слайд 4Анализ анкетирования

Анализ анкетирования

Слайд 6Что вам легче даётся: математика или литература?

Что вам легче даётся:  математика или литература?

Слайд 7 Математика в произведениях русских классиков 19 века
 

Вы когда-нибудь задумывались, почему авторы

называли свои произведения именно сказкой, а не былью, к примеру?







Математика в произведениях  русских классиков 19 века Вы когда-нибудь задумывались, почему авторы называли свои произведения именно

Слайд 8 А. С. Пушкин (1799 – 1837) “Сказка о царе Салтане” «…

И останутся на бреге  Тридцать три богатыря,  В чешуе златой горя, … …Старый дядька Черномор  С ними из моря выходит  И попарно их выводит…» 

Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается невозможным с точки зрения арифметики.
Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать. 

 

А. С. Пушкин (1799 – 1837)  “Сказка о царе Салтане” «… И

Слайд 9 А. С. Пушкин “Скупой рыцарь”
Решение:
Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть

холм выше 5,7м. Глаз наблюдателя, поместившегося на вершине холма, возвышался бы над почвой на 5,7 + 1,6, т.е. на 7,3м, и, следовательно, дальность горизонта равна была бы 9,6(км)
Это всего на 5км больше того, что можно видеть, стоя на ровном месте.

«…И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли…»

 

А. С. Пушкин  “Скупой рыцарь” Решение:Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть холм выше

Слайд 10И.С. Тургенев (1818-1883) «Муму»
«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был

дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12 ∙ 4,5 см = 54 см.
Рост младенца в среднем составляет 51-53 см.
Какой же Герасим тогда богатырь?
Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
1) 2 ∙ 72см = 144 см (2 аршина)
2)144 +54= 198 см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98 см - высокий человек.

И.С. Тургенев (1818-1883) «Муму»«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков

Слайд 11 Н.А.Некрасов (1821-1877) «Дедушка Мазай и зайцы»


«Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися

гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
Решение: S= а ∙ b ,
а = 1аршин=72см, b =1 сажень =216см.
S= 0,72 ∙ 2,16 =1,5552 м2.
Ответ: островок небольшой.

Н.А.Некрасов (1821-1877) «Дедушка Мазай и зайцы» «Вижу один островок небольшой-Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой

Слайд 12 Л. Н. Толстой (1828 – 1910)


“Человек - есть

дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя.
Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».


Л. Н. Толстой (1828 – 1910) “Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с

Слайд 13 Задача Л. Н. Толстого
«Артели косцов надо было скосить два луга, один

вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
Решение: Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день.
Площадь большого луга: ху/2 + ху/4 = 3ху/4 .
Площадь малого луга: y + ху/4 = (ху+4у)/4
Но первый луг больше второго в 2 раза, значит:
3ху/4 : (ху+4у)/4 = 2 или 3ху/ху+4у = 2.
3х/х+4 = 2
3x = 2x+8
x = 8
Ответ: было 8 косцов

Задача Л. Н. Толстого «Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого.

Слайд 14
А.П Чехов (1860-1904)

Арифметическая задача из рассказа «Репетитор»
«Купец купил 18 аршин черного

и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5рублей за аршин, а черное-3 руб.
Решение:
Если бы купец заплатил за все сукно по 3 руб. за аршин, то стоимость его равна 138*3 = 414 руб.» Переплата» в 540-414 = 126 руб. образовалась из-за того, что за каждый аршин синего сукна он платил на 2 руб. больше. Поэтому синего сукна было 126:2= 63 аршина. Значит черного сукна он купил 138-63=75 аршин.
А.П Чехов (1860-1904)Арифметическая задача из рассказа «Репетитор»«Купец купил 18 аршин черного и синего сукна на 540 руб.

Слайд 15 Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность

читателю подумать над поставленной задачей.
Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его
вопросы…
Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей.

Слайд 16 Заключение Результаты работы :
Обзор литературы показал, что знания по математике нужны

и писателям.
В художественных произведениях содержится много загадок, а иногда автор дает и отгадку.
Авторы, используя математические данные, предлагают читателю подумать.
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

Заключение Результаты работы :  Обзор литературы показал, что знания по математике нужны и писателям.В художественных

Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть