Презентация, доклад к выступлению на педагогическом совете Проектирование урока с позиций системно-деятельностного подхода

Содержание

Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Слайд 1Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода
Выступление на педсовете

Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подходаВыступление на педсовете

Слайд 2Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он

поймал ее сам.
Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Слайд 4Системно-деятельностный подход
Всякий раз, составляя проект очередного занятия, наверное, каждый учитель задает

себе одни и те же вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Системно-деятельностный подходВсякий раз, составляя проект очередного занятия, наверное, каждый учитель задает себе одни и те же вопросы:как

Слайд 5Ученик - Учитель
Позиция учителя

к классу не с ответом, а с

вопросом.

Позиция ученика

познание мира в специально организованных условиях.

Ученик - УчительПозиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика познание мира в специально

Слайд 6Типы уроков деятельностной направленности
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки

общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Типы уроков деятельностной направленности1) уроки «открытия» нового знания;2) уроки рефлексии;3) уроки общеметодологической направленности;4) уроки развивающего контроля.

Слайд 71.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
6) этап первичного закрепления с комментированием;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного

Слайд 8Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности

к реализации требований учебной деятельности

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока.

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельностиДля реализации

Слайд 91.2.Этап актуализации и пробного учебного действия
На этом этапе

необходимо, чтобы учащиеся:
1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

1.2.Этап актуализации и пробного учебного действия    На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся:1) воспроизвели и

Слайд 10Особенности этапа
Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он

является достаточно насыщенным по содержанию и по объему работы.
Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач.
Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения нового знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.
Особенности этапаПродолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и

Слайд 11Комментарии
Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и

фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения.
Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.
Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д
КомментарииПринципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении

Слайд 121.3.Этап выявления места и причины затруднения
Для фиксации возникшего затруднения необходим

диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:
а) не смог выполнить задание;
б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ);
в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать — это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;
г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.
д) не смог выполнить условия задания. Например, решил задание, но не за указанное время.


1.3.Этап выявления места и причины затруднения  Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс

Слайд 13Комментарии
Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты.
На этом этапе можно использовать

побуждающий или подводящий диалог.
На данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке.

Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.
КомментарииПродолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог.

Слайд 14Требования к качеству формулирования цели урока
Цель урока должна:
1. Отражать специфику предмета
2.

Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока (открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.)
3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.)
4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.)
5. Быть диагностичной – проверяемой (уровни)
Требования к качеству формулирования цели урокаЦель урока должна:1. Отражать специфику предмета2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах

Слайд 15Слова — ориентиры для определения целей урока (Лебедев О.В.)

Слова — ориентиры для определения целей урока (Лебедев О.В.)

Слайд 16Алгоритм процесса целеполагания
Формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта.
Конкретизация

целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла  в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения.
Определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.
Планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа)
При обучении учеников  технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:
Актуализация знаний
Учитель обозначает цели урока, темы; на более высоком уровне тему урока формулируют дети
Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?
На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
Алгоритм процесса целеполаганияФормулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта.Конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса,

Слайд 17Цель урока: выработать правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и

рассмотреть его применение на примерах.
Цель урока: выработать  правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах.

Слайд 181.4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Для этого

необходимо, чтобы учащиеся:
1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3) выбрали способ построения нового знания (как?) (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.;
5) сформулировали план своих действий по построению нового знания.
1.4.Этап построения проекта выхода из затруднения     Для этого необходимо, чтобы учащиеся:1) в коммуникативной

Слайд 19Комментарии
Продолжительность данного этапа 4-6 минут.
Принципиальным отличием данного этапа от объяснения

нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается:
во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана),
во-вторых, в реализации этого плана.
Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.
КомментарииПродолжительность данного этапа 4-6 минут. Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является

Слайд 201.5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
Для

реализации этой цели учащиеся должны:
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме;
4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения;
5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).
1.5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи   Для реализации этой цели учащиеся должны:1) на

Слайд 21Комментарии
На данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта

в соответствии с планом.
Продолжительность этапа составляет 5-8 минут.
Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.
Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.
КомментарииНа данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.  Продолжительность

Слайд 231.6.Этап первичного закрепления с комментированием
Для реализации этой цели

необходимо, чтобы учащиеся:
1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.
1.6.Этап первичного закрепления с комментированием    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:1) решили (фронтально,

Слайд 251.7.Этап самостоятельной работы
Основной целью этапа является самопроверка по эталону.

Для этого необходимо:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
1.7.Этап самостоятельной работы  Основной целью этапа является самопроверка по эталону. Для этого необходимо:1) организовать самостоятельное выполнение

Слайд 261.8.Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью

этапа является включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого нужно:
1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
Продолжительность этапа 4-5 минут.
1.8.Этап включения в систему знаний и повторения   Основной целью этапа является включение нового способа действий

Слайд 271.9.Этап рефлексии учебной деятельности
Основной целью этапа на уроке является

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
1.9.Этап рефлексии учебной деятельности  Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

Слайд 28Комментарии
Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.
Вместе

с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности.
Организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»)
Комментарии  Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.  Вместе с тем именно на этом этапе все

Слайд 29Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на

уроке:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
Оценка содержания урока: занимательно интересно познавательно полезно продуктивно Оценка деятельности на уроке: задумалсяудивился загорелся убедился принял решение

Слайд 32Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Слайд 342.Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных

затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
2.Урок рефлексииДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,

Слайд 353.Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей

к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
3.Урок общеметодологической направленностиДеятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

Слайд 363.1.Уроки общеметодологической направленности призваны
Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые

понятия в единую систему;
формировать представления о методах организации своей учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Такие урока являются завершающими изучение темы (раздела).

3.1.Уроки общеметодологической направленности призваныФормировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;формировать представления о

Слайд 374.Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной

функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
4.Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль

Слайд 384.1.Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей

структурой

1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

4.1.Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой1) написание учащимися варианта контрольной работы;2)

Слайд 39Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
1. Определить форму и процедуру проведения контрольной

работы.
2. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
4. Составить контрольную работу.
5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
6. Определить критерий оценивания контрольной работы и форму его предъявления учащимся.

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля 1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.2. Составить список знаний -

Слайд 40Продолжение
В педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием

у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.

Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
ПродолжениеВ педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и

Слайд 41ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его

деятельность

образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»Базовые образовательныетехнологииМежду обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность образовательная задачасостоит в организации условий,

Слайд 42Группа технологий
Педагогические технологии СДП
Педагогические технологии системно-деятельностного подхода
1. Педтехнологии на основе личностной

ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества

Группа технологийПедагогические технологии СДППедагогические технологии системно-деятельностного подхода1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничестваТехнологии уровневой

Слайд 43Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования –

командные и индивидуальные;
сюжетные – «поиск сокровищ» …
ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Проектирование и отборучебных ситуаций: примерыУчебные ситуации с элементами игровой деятельности:соревнования – командные и индивидуальные;сюжетные – «поиск сокровищ»

Слайд 44Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной

деятельности:
«Пишем книгу»;
«Готовим праздник»
«Делаем подарки»
«Сообщаем вам …»

Проектирование и отборучебных ситуаций: примерыУчебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:«Пишем книгу»;«Готовим праздник»«Делаем подарки»«Сообщаем вам …»…

Слайд 45Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с

изучаемыми объектами (свойства объектов)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
проведение мини-исследований
описание и оценка
Проектирование и отборучебных ситуаций: примерыУчебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)маркировка, группировка и

Слайд 46Некоторые примеры учебной
деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми

закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть