Презентация, доклад к интегрированным урокам по теории вероятностей и информатике на тему Перебор различных вариантов. Правило умножения. Презентации. (6 класс)

Содержание

Как говорят о событиях, которые в данных условиях обязательно наступят? ДОСТОВЕРНЫЕникогда не наступят? НЕВОЗМОЖНЫЕмогут наступить, а могут и не наступить? СЛУЧАЙНЫЕ

Слайд 1 Тема: Перебор различных вариантов. Правила «умножения» и «сложения».
Урок №1 по

комбинаторике
Тема:  Перебор различных вариантов.  Правила «умножения» и «сложения». Урок №1 по комбинаторике

Слайд 2Как говорят о событиях, которые в данных условиях
обязательно наступят?
ДОСТОВЕРНЫЕ
никогда

не наступят?
НЕВОЗМОЖНЫЕ
могут наступить, а могут и не наступить?
СЛУЧАЙНЫЕ
Как говорят о событиях,  которые в данных условиях  обязательно наступят? ДОСТОВЕРНЫЕникогда не наступят? НЕВОЗМОЖНЫЕмогут наступить,

Слайд 3Какое это событие?
Черепаха научится говорить
невозможное
Вода в чайнике закипит
случайное
Вы нажали на

звонок, а он не зазвонил
случайное
День рождения вашего друга 30 февраля
невозможное

В году не меньше 365 дней
достоверное
Подкинули монету и она упала на землю «орлом»
случайное
1 июня в Воронеже будет снег
невозможное
1 июня в Воронеже ночь короче дня
достоверное

Какое  это событие?Черепаха научится говоритьневозможное Вода в чайнике закипитслучайноеВы нажали на звонок, а он не зазвонилслучайноеДень

Слайд 4Тестирование

Тестирование

Слайд 5_______________________________________________________________

Фамилия Имя Класс Вариант (1 или 2)
_______________________________________________________________

Слайд 6№1. Выберите верное предложение I вариант

II вариант Достоверное событие это: Невозможное событие это:

Событие, которое в данном опыте обязательно наступит
Событие, которое в данном опыте наступить не может
Событие, которое в данном опыте может наступить, а может и не наступить

№1. Выберите верное предложение I вариант

Слайд 7 № 2. Выберите достоверное событие из предложенных
I вариант
Вы

нажали звонок и он не зазвонил
День рождения вашего друга 30 февраля
Ель - вечнозелёное дерево

II вариант
Вода в чайнике закипит
Черепаха научится говорить
Государственный флаг России имеет три цвета

№ 2. Выберите достоверное событие из предложенных I вариант Вы нажали звонок и он не

Слайд 8№ 3. Выберите невозможное событие из предложенных
I вариант
1 июня в

Воронеже день короче ночи
Черепаха научится говорить
Вы нажали звонок и он не зазвонил

II вариант
Вода в чайнике закипит
День рождения вашего друга 30 февраля
В году не меньше 365 дней

№ 3. Выберите невозможное событие из предложенных I вариант 1 июня в Воронеже день короче ночиЧерепаха научится

Слайд 9 № 4. Выберите случайное событие из предложенных
I вариант
Мой

друг не пришёл в школу
В году не меньше 365 дней
Черепаха научится говорить

II вариант
Вы нажали звонок и он не зазвонил
1 июня в Воронеже день короче ночи
День рождения вашего друга 30 февраля

№ 4. Выберите случайное событие из предложенных  I вариант Мой друг не пришёл в школу

Слайд 10№ 5. Вставьте нужное слово в определение («достоверным», «невозможным», «случайным»)
I вариант
Событие,

которое в данном опыте может наступить, а может и не наступить называется _________________

II вариант
Событие, которое в данном опыте обязательно наступит называется __________________

№ 5. Вставьте нужное слово в определение  («достоверным», «невозможным», «случайным»)I вариантСобытие, которое в данном опыте может

Слайд 11

Ответы теста

I вариант
1
3
2
1
Случайным

II вариант
2
3
2
1
Достоверным

Ответы

Слайд 12Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Слайд 13Малыш, гуляя, случайным образом перебирает различные варианты развлечений (велосипед, горка, тоннель,

кубики, лужайка).

Подсчитайте все виды игр ребёнка.
Ответ: 5
А сколькими способами можно разнообразить эту прогулку?

Малыш, гуляя, случайным образом перебирает различные варианты развлечений (велосипед, горка, тоннель, кубики, лужайка). Подсчитайте все виды игр

Слайд 14КОМБИНАТОРИКА – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных

вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям.

Блез Паскаль

Пьер Ферма

КОМБИНАТОРИКА – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям.Блез

Слайд 15Блез Паскаль
(1623-1662)
Пьер Ферма
(1601-1665)



Якоб Бернули
(1654-1705)
Готфрид Лейбниц
(1646-1716)

Блез Паскаль(1623-1662)Пьер Ферма(1601-1665)Якоб Бернули(1654-1705) Готфрид Лейбниц(1646-1716)

Слайд 16Задача 1
Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции,

Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?
Задача 1Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов

Слайд 17*
ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР
1 2

3 4 5 6
*ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР  1   2   3   4

Слайд 18Задача 2.
От турбазы к горному озеру ведут 4ре тропы (10 троп).

Сколькими способами туристы могут отправиться к озеру и вернуться обратно, если они не хотят спускаться по той же тропе по которой поднимались?
Решение:
Занумеруем тропы числами от 1 до 4;
Построим дерево возможных вариантов;
На подъёме к озеру 4 «узла»;
Из каждого «узла» выходят 3 ветки (спуск по 3м остальным тропам).
Задача 2.От турбазы к горному озеру ведут 4ре тропы (10 троп). Сколькими способами туристы могут отправиться к

Слайд 19Дерево возможных вариантов
*
*
1
2
3
4
2
3
4
1
3
4
1
2
4
1
2
3
Всего 4∙3=12 маршрутов похода к озеру.
П о

д ъ ё м

С п у с к

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Дерево возможных вариантов**1234234134124123Всего 4∙3=12 маршрутов похода к озеру.П  о  д  ъ  ё

Слайд 20Для 10 и более троп будем решать задачу рассуждением, т.к изобразить

её сложнее.

1) Поднимаемся по любой из 10 троп.
2) Спускаемся по любой из оставшихся 9 троп.
Итак: всего получим 10∙9 =90 различных маршрутов.
Такой способ подсчета возможен, если дерево вариантов «правильное»:, из каждого «узла» одного уровня выходит одно и тоже число веток.
Ответ получается умножением.


Для 10 и более троп будем решать задачу рассуждением, т.к изобразить её сложнее.1) Поднимаемся по любой из

Слайд 21Правило УМНОЖЕНИЯ
Если объект а можно выбрать n способами, а объект b

выбрать m способами, то выбор пары
«а и b» можно осуществить
(n · m) способами.
Правило УМНОЖЕНИЯЕсли объект а можно выбрать n способами, а объект b выбрать m способами,

Слайд 22Задача 4 (№194 учебника)
Сколько трёхзначных чисел можно составить из чётных

цифр?
Решение:
0, 2, 4, 6, 8 - чётные цифры.
Ц ифра 0 первой быть не может, значит, имеется 4 варианта первой цифры.
Вторую цифру можно выбрать пятью способами.
Третью – также пятью способами.
Ответ: 4∙5∙5=100 трёхзначных чисел.
(п.с. Дерево вариантов «правильное»)


Задача 4 (№194 учебника) Сколько трёхзначных чисел можно составить из чётных цифр?Решение:0, 2, 4, 6, 8 -

Слайд 23Задача 5.
В турнире участвовало 6 шахматистов. Сколько сыграно партий, если каждый

из них сыграл с каждым из остальных по одной партии?

(дерево вариантов неправильное, т.е. задача не может решаться по правилу умножения)
Задача 5.В турнире участвовало 6 шахматистов. Сколько сыграно партий, если каждый из них сыграл с каждым из

Слайд 24Решение:
1. Закодируем игроков числами от 1 до 6 как показано на

рисунке;
2. Коды сыгранных партий естественно выписать в порядке возрастания. Для подсчета их удобнее расположить треугольником.




2

3

4

5

6

1


12,13,14,15,16 - пять
23,24,25,26 - четыре
34,35,36 - три
45,46 - две
56 - одну

Ответ: 5+4+3+2+1=15

Решение:1. Закодируем игроков числами от 1 до 6 как показано на рисунке;2. Коды сыгранных партий естественно выписать

Слайд 25

Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил,

что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов
кода в худшем случае ему
придется перебрать, чтобы
открыть дверь?

Задача 6

Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и

Слайд 26Решение:
0001 0010 0100 1000

- 4 варианта
0011 0101 0110 1001 1010 1100 - 6 вариантов
0111 1011 1101 1110 - 4 варианта



Всего: 4+6+4=14 попыток!
Решение:0001 0010 0100 1000           - 4 варианта0011

Слайд 27

Задачи, в которых дается какое-то количество элементов и требуется подсчитать число

всевозможных перестановок, называются задачами на перестановки
Замену предметов их условными обозначениями называют кодированием
Задачи, в которых дается какое-то количество элементов и требуется подсчитать число всевозможных перестановок, называются задачами на перестановкиЗамену

Слайд 28 Правило СУММЫ
Если объект а можно выбрать n способами,

а объект b выбрать m способами, то выбор
«или а или b» можно осуществить
(n + m) способами.

Правило СУММЫ Если объект а можно выбрать n способами, а объект b выбрать m способами,

Слайд 29Формирование умений и навыков

Формирование умений и навыков

Слайд 30Правила работы в группе:
Решить в тетради предложенные задачи.
Красочно оформить их средствами

ИКТ.
Защитить предложенное решение.

Воспитательные цели урока:
умение работать в группе,
ответственность,
дружелюбие,
готовность к дискуссии,
стремление к достижению хороших результатов

Правила  работы в группе:Решить в тетради предложенные задачи.Красочно оформить их средствами ИКТ.Защитить предложенное решение.

Слайд 31Задача 1 (№ 24)
Государственные флаги некоторых стран состоят из трех горизонтальных

полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой? Есть ли среди них флаг Российской Федерации?

Проверь себя!

Проверь себя!

Проверь себя!

Задача 1 (№ 24)Государственные флаги некоторых стран состоят из трех горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных

Слайд 32Задача 2


Витя, Толя и Игорь купили вместе интересную книгу и решили

ее читать по очереди. Выпишите все варианты такой очереди. Сколько есть вариантов, в которых Игорь на первом месте? Витя не на последнем месте?

Проверь себя!

Задача 2Витя, Толя и Игорь купили вместе интересную книгу и решили ее читать по очереди. Выпишите все

Слайд 33Задача 3
Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти

гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?
Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами.

Проверь себя!

Задача 3Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все

Слайд 34Задача 4
Трое господ при входе в ресторан отдали швейцару свои шляпы,

а при выходе получили обратно. Сколько существует вариантов, при которых каждый из них получит чужую шляпу?

Проверь себя!

Задача 4Трое господ при входе в ресторан отдали швейцару свои шляпы, а при выходе получили обратно. Сколько

Слайд 35Человек забыл код, открывающий замок на его чемодане, но вспомнил, что

код состоит из трёх различных цифр, каждая из которых, больше трёх. Кроме того, в код точно не входит сочетание 13. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть свой чемодан?

Проверь себя!

Задача 5


Человек забыл код, открывающий замок на его чемодане, но вспомнил, что код состоит из трёх различных цифр,

Слайд 36Задача 6
В классе три человека хорошо поют, двое других играют на

гитаре, а еще один умеет показывать фокусы. Сколькими способами можно составить концертную бригаду из певца, гитариста и фокусника?

Проверь себя!

Задача 6В классе три человека хорошо поют, двое других играют на гитаре, а еще один умеет показывать

Слайд 37Задача 7
Имеется ткань двух цветов: голубая и зеленая – и требуется

обить диван, кресло и стул. Сколько существует различных вариантов обивки этой мебели?

Проверь себя!

Задача 7Имеется ткань двух цветов: голубая и зеленая – и требуется обить диван, кресло и стул. Сколько

Слайд 38Задача 8


У ученика в тетради нарисован прямоугольник, разделенный на три равные

части. Он должен закрасить каждую из этих частей в один из трех цветов: красный, желтый, зеленый. Нельзя окрашивать разные части одинаковым цветом. Сколько вариантов рисунка может получиться?

Проверь себя

Задача 8У ученика в тетради нарисован прямоугольник, разделенный на три равные части. Он должен закрасить каждую из

Слайд 39Задача 9. Фирма владеет четырьмя магазинами. Кассир магазина №1 должен собрать

выручку и вернуться обратно. Выбрать самый короткий маршрут.

5,3 км

3,8 км

2,3 км

4 км

3,5 км

3,2 км

№2

№1

№4

№3

ответ

Задача 9. Фирма владеет четырьмя магазинами. Кассир магазина №1 должен собрать выручку и вернуться обратно. Выбрать самый

Слайд 40Задача 10.
На обед в школьной столовой предлагается 2 супа, 3 вторых

блюда и 4 различных сока. Сколько различных вариантов обеда из трёх блюд можно составить по данному меню?

ответ


Задача 10.На обед в школьной столовой предлагается 2 супа, 3 вторых блюда и 4 различных сока. Сколько

Слайд 41Решение задачи № 1

Решение  задачи № 1

Слайд 42Решение задачи №2
*
В
И
Т
Т
В
В
Т
В
В
И
И
Т
Т
И
И
ВТИ ВИТ ТВИ ТИВ ИВТ ИТВ

В
И
Т
Т
В
В
Т
В
В
И
И
Т
Т
И
И
ВТИ ВИТ ТВИ ТИВ

ИВТ ИТВ

В

И

Т

Т

В

В

Т

В

В

И

И

Т

Т

И

И

ВТИ ВИТ ТВИ ТИВ ИВТ ИТВ

Решение задачи №2*ВИТТВВТВВИИТТИИВТИ ВИТ ТВИ ТИВ  ИВТ ИТВВИТТВВТВВИИТТИИВТИ ВИТ ТВИ ТИВ  ИВТ ИТВВИТТВВТВВИИТТИИВТИ ВИТ ТВИ

Слайд 43 Решение задачи № 3
Хочу пойти гулять куда-нибудь
Хочу пойти куда-нибудь гулять
Хочу гулять

пойти куда-нибудь
Хочу гулять куда-нибудь пойти
Хочу куда-нибудь пойти гулять
Хочу куда-нибудь гулять пойти
Пойти хочу гулять куда-нибудь
Пойти хочу куда-нибудь гулять
Пойти гулять хочу куда-нибудь
Пойти гулять куда-нибудь хочу
Пойти куда-нибудь хочу гулять
Пойти куда-нибудь гулять хочу

Гулять хочу пойти куда-нибудь
Гулять хочу куда-нибудь пойти
Гулять пойти хочу куда-нибудь
Гулять пойти куда-нибудь хочу
Гулять куда-нибудь хочу пойти
Гулять куда-нибудь пойти хочу
Куда-нибудь хочу пойти гулять
Куда-нибудь хочу гулять пойти
Куда-нибудь пойти хочу гулять
Куда-нибудь пойти гулять хочу
Куда-нибудь гулять хочу пойти
Куда-нибудь гулять пойти хочу


Решение  задачи № 3Хочу пойти гулять куда-нибудьХочу пойти куда-нибудь гулятьХочу гулять пойти куда-нибудьХочу гулять

Слайд 44Решение задачи №4
12 13

21 23

31 32


Решение  задачи №412  13

Слайд 45Решение задачи № 5
123 124 132 134

142 143
213 214 231 234 243 241
312 314 321 324 341 342
412 413 421 423 431 432
20 кодов!


Решение  задачи № 5123  124  132  134  142  143 213

Слайд 46Решение задачи № 6
П1 Г1Ф П1 Г2Ф
П2 Г1Ф

П2 Г2Ф
П3 Г1Ф П3 Г2Ф


Решение  задачи № 6 П1 Г1Ф   П1 Г2ФП2 Г1Ф   П2 Г2ФП3 Г1Ф

Слайд 47Решение задачи № 7
8 вариантов!

Решение  задачи № 78 вариантов!

Слайд 48Решение задачи № 8
*
К
З
Ж
Ж
К
К
Ж
К
К
З
З
Ж
Ж
З
З
КЖЗ КЗЖ ЖКЗ ЖЗК ЗКЖ ЗЖК
1

2 3 4 5 6


Решение  задачи № 8*КЗЖЖККЖККЗЗЖЖЗЗКЖЗ КЗЖ ЖКЗ ЖЗК ЗКЖ ЗЖК  1   2

Слайд 49Решение задачи № 9
Все маршруты начинаются и заканчиваются 1.
12341, 12431, 13241, 13421,

14231, 14321,
т. е всего шесть маршрутов.
Подсчитаем расстояние.
5,3+4+3,5+3,2=16 (км) 5,3+3,8+3,5+2,3=14,9 (км)
2,3+4+3,8+3,2=13,3 (км) 2,3+3,5+3,8+5,3=14,9 (км)
3,2+3,8+4+2,3=13,3 (км) 3,2+3,5+4,5,3=16 (км)
Ответ: 13,3 км, если 13241 или 14231.


Решение задачи № 9Все маршруты начинаются и заканчиваются 1.12341, 12431, 13241, 13421, 14231, 14321, т. е всего

Слайд 50 Решение задачи № 10

Дерево вариантов «правильное»
Ответ: 2∙3∙4=24 варианта
*

Решение задачи № 10Дерево вариантов «правильное»Ответ: 2∙3∙4=24 варианта *

Слайд 51Домашнее задание

Домашнее задание

Слайд 52
Два курьера фирмы должны забрать почту из четырех филиалов, причем каждый

успеет съездить только в два филиала из четырех. Сколькими способами они смогут распределить между собой поездки?

№53,80,81,100,108,137,160,232,262,293,355,410,517 – учебника (любые 3 задачи).

Два курьера фирмы должны забрать почту из четырех филиалов, причем каждый успеет съездить только в два филиала

Слайд 53Итоги урока

Итоги урока

Слайд 54Ответьте на вопросы
Какие обозначения удобно вводить при решении комбинаторных задач?
Ответ: Обозначают

или кодируют предметы их первыми буквами названий или имён;
буквами с индексами, если имена или названия повторяются или совпадают;
нумеруют цифрами от 1 до n.
В чем состоит особенность задач на перестановки?
Ответ: В таких задачах производят подсчёт различных вариантов.

Ответьте  на вопросыКакие обозначения удобно вводить при решении комбинаторных задач?Ответ: Обозначают или кодируют предметы их первыми

Слайд 55Ответьте на вопросы
Как решаются задачи на перестановки?
Ответ: Составляют алгоритм решения в

виде графа, таблицы, дерева и пр., далее необходимо выяснить, дерево вариантов «правильное» или нет? Способы подсчёта вариантов – «умножение» или «сложение».
Сколько можно составить перестановок из трех элементов?
Ответ: Из трёх элементов можно сделать 6 перестановок. 3*2*1=6 или 3!=6.
Ответьте  на вопросыКак решаются задачи на перестановки?Ответ: Составляют алгоритм решения в виде графа, таблицы, дерева и

Слайд 56Малыш, гуляя, случайным образом перебирает различные варианты развлечений.
Итак виды игр

ребёнка – это велосипед, горка, тоннель, кубики, лужайка. Всего пять!
Так сколькими же способами можно разнообразить эту прогулку?

Ответ:
5! = 5∙4∙3∙2∙1=120 способов

Малыш, гуляя, случайным образом перебирает различные варианты развлечений. Итак виды игр ребёнка – это велосипед, горка, тоннель,

Слайд 57МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Слайд 58Цели и задачи:
воспитательные:
умение работать в группе,
ответственность,
дружелюбие,
готовность к дискуссии,
стремление к

достижению хороших результатов
развивающие:
развитие познавательного интереса и эрудиции.

Цели и задачи:воспитательные:умение работать в группе,ответственность,дружелюбие, готовность к дискуссии, стремление к достижению хороших результатовразвивающие: развитие познавательного интереса

Слайд 59Цели и задачи:
образовательные:
Повторение материала 5 класса: случайные, достоверные и невозможные

события, «перебор различных вариантов», элементы кодирования информации и алгоритмизация;
Применение к решению задач «Правила умножения» и «Правила сложения»;
Цели и задачи:образовательные: Повторение материала 5 класса: случайные, достоверные и невозможные события, «перебор различных вариантов», элементы кодирования

Слайд 60План урока
Организационный момент;
Тестирование;
Изучение нового материала;
Работа в группе по формированию умений навыков;
Итоги

урока;
Домашнее задание.
План урокаОрганизационный момент;Тестирование;Изучение нового материала;Работа в группе по формированию умений навыков;Итоги урока;Домашнее задание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть