Презентация, доклад История математики в России до XX века

Содержание

Гипотеза: Русский народ внёс большой вклад в развитие математики во всем миреЦель: Показать роль русского народа в развитии математикиЗадачи: Ознакомиться с именами русских людей,

Слайд 1История математики в России
 
Работу выполнили

учащиеся 7 «Б» класса: Боровик Дарья,
Драгонер Кристина
Руководитель:
учитель математики МБУ ОО СОШ №1
Федоськина Ольга Дмитриевна



История математики в России Работу выполнили

Слайд 2Гипотеза: Русский народ внёс большой вклад в развитие математики во всем

мире

Цель: Показать роль русского народа в развитии математики
Задачи:
Ознакомиться с именами русских людей, внёсших вклад в развитие математики
Обработать собранную информацию
Сделать выводы
Гипотеза: Русский народ внёс большой вклад в развитие математики во всем миреЦель:  Показать роль русского народа

Слайд 3Общее представление об основных этапах развития математической культуры, которые прошла наша

страна с древнейших времен и до наших дней.
Произведения Бобынина ,Галанина, Райнова и многие другие затрагивают историю математических знаний в России только до второй четверти XVIII века, то есть до момента организации Академии наук.
Пособие по геометрии, первая
половина XVII века.
Перевод c английского


Пособие по арифметике. Вторая половина XVIIв.

Математические познания в России до начала XVII века

Общее представление об основных этапах развития математической культуры, которые прошла наша страна с древнейших времен и до

Слайд 4Первичные представления
Трудно сказать, когда появились у того или иного народа первичные

математические представления. Потребность в счете предметов, а также в сравнении расстояний относится к самым ранним стадиям развития человеческого общества. Эта стадия человеческой культуры теряется в глубине тысячелетий и имеет не меньшую давность, чем выработка речи и использования простейших орудий труда.
Первичные представленияТрудно сказать, когда появились у того или иного народа первичные математические представления. Потребность в счете предметов,

Слайд 5Международные связи
В давным-давно минувшие времена поселились славянские племена на территории ,

занимаемые ныне Европейской частью России, которые образовали свою государственность и завязали тесные торговые отношения , не только с соседями, но и с далеко живущими народами.
Международные связиВ давным-давно минувшие времена поселились славянские племена на территории , занимаемые ныне Европейской частью России, которые

Слайд 6Объем знаний
К числу указанных первичных познаний следует отнести представления о целых

числах , а также действиях сложения , вычитания , умножения и деления целых чисел . Вероятно, в это время широко использовались простейшие дроби. При торговых расчетах употребляли куски драгоценных металлов , которые рубили в случае надобности на необходимое число частей. Отсюда, как известно, возникло и наше слово рубль. Позднее, начиная с XV в, стали пользоваться мерой площади земли (соха), а также дробными частями этой меры.


Объем знанийК числу указанных первичных познаний следует отнести представления о целых числах , а также действиях сложения

Слайд 7Несомненно, что в древности был хорошо известен циркуль, т.к. орнамент из

окружностей постоянно встречается на украшениях и предметах обихода.

Факт

Несомненно, что в древности был хорошо известен циркуль, т.к. орнамент из окружностей постоянно встречается на украшениях и

Слайд 8 Монах Кирик
Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/1158) - средневековый новгородский мыслитель, диакон и доместик Антониева

монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах»,математик, церковный писатель, летописец и музыкант. Согласно автобиографической приписке к «Учению о числах» на момент завершения труда в 1134 году автору было 26 лет.
Монах КирикКирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/1158) - средневековый новгородский мыслитель, диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах»,математик, церковный писатель, летописец и музыкант. Согласно автобиографической приписке

Слайд 10Сочинение монаха Кирика
Древнее математическое произведение принадлежит монаху Кирику (1134 год)

. Полное наименование этого произведения таково: «Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение им-же ведати человеку числа всех лет». Посвящено оно было арифметико-хронологическим расчетам, состояло из 19 параграфов и повторяло о календаре все то , что можно было найти в церковных книгах.
Сочинение монаха Кирика Древнее математическое произведение принадлежит монаху Кирику (1134 год) . Полное наименование этого произведения таково:

Слайд 11Кирик Новгородец 


Кирик, по-видимому, умел рассчитывать дни Пасхи. Спустя три с половиной

века после Кирика, вычисление таблиц, по которым можно было бы указывать пасхальные дни, превратилось в большую церковно-государственную проблему, т.к. во всей Руси не нашлось человека, способного произвести нужные расчеты.

Кирик Новгородец Кирик, по-видимому, умел рассчитывать дни Пасхи. Спустя три с половиной века после Кирика, вычисление таблиц, по

Слайд 12 Значительная часть трудов Кирика посвящена вычислению времени, прошедшего от

сотворения Мира. Во 2 параграфе своих трудов он подсчитал, что от сотворения Мира до написания книги прошло 79728 месяцев ; в 3 - он вычислил число недель, протекших от той же даты, а в 4 параграфе – число дней. В процессе расчетов Кирик употреблял действие умножения целых чисел.
Помимо задач на сложение и умножение, Кирик привел пример геометрической прогрессии, возникающей от деления 12-часового дня на часы, а часов на «дробные часы»

Кирик Новгородец 

Значительная часть трудов Кирика посвящена вычислению времени, прошедшего от сотворения Мира. Во 2 параграфе своих

Слайд 13Роль духовенства
Можно с уверенностью сказать, что в этот сравнительно ранний

период жизни русского
государства элементарные арифметические знания были довольно широко распространены среди населения; в стране имелись числолюбцы и среди духовенства Кирик был не одинок.

Роль духовенства Можно с уверенностью сказать, что в этот сравнительно ранний период жизни русского государства элементарные арифметические

Слайд 14Общие замечания о рукописях.
До наших дней дошли математические рукописи только XVII

в. Историки XVIII в. утверждают, что они имели на руках рукописи XVI в.
В настоящее время известно небольшое кол-во рукописей XVII в., посвященных одному предмет; значительно больше математических сборников, излагавших арифметико-геометрические, естественно-научные сведения и всего две общеобразовательные энциклопедии, называвшиеся «Азбуковниками».
Общие замечания о рукописях.До наших дней дошли математические рукописи только XVII в. Историки XVIII в. утверждают, что

Слайд 15 «Арифметика, еже есть счетная мудрость, в седми мудростях пятая, свободная

перед Богом».
«Та мудрость едина из больших из семи мудростей…»
«Без сия мудрости ни един философ, ни доктор не может быти. По сей мудрости гости по Государствам торгуют и во всяких товарех и в торгех силу знают и во всяких вещах и в мерах, и в земном верстании , и в морском течении»

Давалось определение арифметике в России

«Арифметика, еже есть счетная мудрость, в седми мудростях пятая, свободная перед Богом».«Та мудрость едина из больших

Слайд 17Организация школ. Духовные академии.
В самом конце первой четверти XVII в. На Руси

создалось первое высшее учебное заведение- Киевская духовная академия.
В 1687 г. было открыто второе высшее учебное заведение- Славяно-греко-латинская академия в Москве . Воспитанниками этой Академии были Л.Ф. Магницкий и М.В. Ломоносов.
Организация школ. Духовные академии.В самом конце первой четверти XVII в. На Руси создалось первое высшее учебное заведение-

Слайд 18Необходимость светского обучения
Принципиальные сдвиги в деле развития светского образования были достигнуты

только при Петре I. Но на первых порах своей государственной деятельности он столкнулся с ужасающим отсутствием знающих, образованных людей.
Но Петр I не хотел стоять на месте и решил создать широкие сети общеобразовательных и специальных школ и училищ.
Необходимость светского обученияПринципиальные сдвиги в деле развития светского образования были достигнуты только при Петре I. Но на

Слайд 19Навигацкая школа
В 1698 году Петр I пригласил в Москву профессора

Аббердинского университета англичанина Фарварсона для преподавания математики и морских наук . Вскоре после его приезда в Москве была основана и начала работу «Математических и навигацких , т.е. мореходно-хитростных наук школа» . Помещалась она в Сухаревой башне .
Фарварсон развил энергичную деятельность , он участвовал в разработке программ Навигацкой школы , ввел в них арифметику, алгебру ,
геометрию , тригонометрию плоскую и сферическую , сам преподавал их , а также писал учебники .
Навигацкая школа В 1698 году Петр I пригласил в Москву профессора Аббердинского университета англичанина Фарварсона для преподавания

Слайд 21Циферная школа
В год перевода Навигацкой школы из Москвы в Петербург Петр

распорядился разослать в губернии по два ученика этой школы , выучивших геометрию и географию , «для науки молодых ребяток из всяких чинов людей».Эти школы получили названия циферных , т.к. в них обучали геометрии и арифметике и на эти предметы было обращено особое внимание.
Циферная школаВ год перевода Навигацкой школы из Москвы в Петербург Петр распорядился разослать в губернии по два

Слайд 24Гарнизонная школа
Гарнизонные школы сыграли значительную роль в распространении элементарной грамотности ,

в том числе и арифметической , т.к. многие учителя второй половины XVIII века получали свое образование именно в них
Гарнизонная школаГарнизонные школы сыграли значительную роль в распространении элементарной грамотности , в том числе и арифметической ,

Слайд 26Магницкий.
Леонтий Филиппович Магницкий(1669-1739) был одним из самых выдающихся людей России петровского

времени как по своему общему образованию, так и по своим математическим познаниям. Он самостоятельно изучил математику, притом в значительно большем объеме, чем сообщалось в русских арифметических, астрономических и геометрических рукописях XVII в.
Магницкий.Леонтий Филиппович Магницкий(1669-1739) был одним из самых выдающихся людей России петровского времени как по своему общему образованию,

Слайд 28«Арифметика» Магницкого
«Арифметика» Магницкого впервые напечатана в 1703 г. в Москве и

почти сразу после выхода в свет стала основным математическим учебником России на долгие годы.
Многие поколения образованных русских людей обучались по «Арифметике». Михаил Васильевич Ломоносов высоко ценил эту книгу за ее стремление пробудить у учащегося интерес к познанию мира числом и мерою. Говорят, что Ломоносов даже знал «Арифметику» наизусть.
«Арифметика» Магницкого«Арифметика» Магницкого впервые напечатана в 1703 г. в Москве и почти сразу после выхода в свет

Слайд 29Титульный лист «Арифметики» Магницкого
«Арифметика, сиречь наука числительная . С разных диалектов

на славянский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена…»
Титульный лист «Арифметики» Магницкого«Арифметика, сиречь наука числительная . С разных диалектов на славянский язык переведенная, и во

Слайд 31Определение арифметики
«Арифметика или числительница есть художество честное, независтное, и всем удобопонятное,

многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена живших изряднейших арифметиков изобретенная и изложенное».
Магницкий определяет арифметику как художество.
Определение арифметики«Арифметика или числительница есть художество честное, независтное, и всем удобопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же

Слайд 32Магницкий вводит понятие о десятичной системе счисления, о записи чисел с

помощью цифровых знаков и названия для чисел. Значащие цифры он называет знаменованиями, оттеняя их тем самым от нуля, который в его терминологии попросту зовется цифрою.
Все числа первого десятка он называет перстами, числа вида единицы с нулями – суставами и все остальные числа- сочинениями.
Подразделение чисел на персты, суставы и сочинения заимствовано у древне-римских авторов, у которых оно было обусловлено способ счета посредством пальцев.

Магницкий вводит понятие о десятичной системе счисления, о записи чисел с помощью цифровых знаков и названия для

Слайд 33Учебник разделен на две части. Первая из них посвящена изложению собственно-арифметики,а

также прогрессиям и корням. Магницкий помещает большую главу, посвященную описанию древних весов и монет, сравнению их с существующими, а также денег, весов и мер «Московского государства и окрестных некиих».
Учебник разделен на две части. Первая из них посвящена изложению собственно-арифметики,а также прогрессиям и корням. Магницкий помещает

Слайд 34Заключение
Книга вторая делится на следующие части: «Арифметика алгебраика», «О геометрических через

арифметику действуемых», «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию принадлежа». Дополнение : « О толковании проблемат навигацких различных через вышеположенныя таблицы локсодромические».

ЗаключениеКнига вторая делится на следующие части: «Арифметика алгебраика», «О геометрических через арифметику действуемых», «Обще о земном размерении

Слайд 35XIX век
В XIX веке молодая российская математика уже выдвинула учёных мирового уровня.
Первым из

них стал Михаил Васильевич Остроградский, академик пяти европейских академий. Как и большинство российских математиков до него, он разрабатывал преимущественно прикладные задачи анализа. В его работах исследуется распространение тепла, волновое уравнение, теория упругости, электромагнетизм. Занимался также теорией чисел. Важные прикладные работы выполнил Виктор Яковлевич Буняковский — чрезвычайно разносторонний математик, изобретатель, признанный авторитет по теории чисел и теории вероятностей, автор фундаментального труда «Основания математической теории вероятностей», основоположник российской демографии. Эти два математика дали начало «Петербургской математической школе», первое время занимавшейся в основном тремя областями — теорией чисел, математической физикой и теорией вероятностей

XIX векВ XIX веке молодая российская математика уже выдвинула учёных мирового уровня.Первым из них стал Михаил Васильевич Остроградский, академик пяти

Слайд 36XIX век
Фундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся

только Николай Иванович Лобачевский, который выступил против догмата евклидовости пространства. Он построил геометрию Лобачевского и глубоко исследовал её необычные свойства. Лобачевский настолько опередил своё время, что был оценён по заслугам только спустя много лет после смерти.
Во второй половине XIX века российская математика, при общем прикладном уклоне, публикует и немало фундаментальных результатов. Несколько важных открытий общего характера сделала Софья Ковалевская
XIX векФундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся только Николай Иванович Лобачевский, который выступил против

Слайд 37XIX век
Фундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся

только Николай Иванович Лобачевский, который выступил против догмата евклидовости пространства. Он построил геометрию Лобачевского и глубоко исследовал её необычные свойства. Лобачевский настолько опередил своё время, что был оценён по заслугам только спустя много лет после смерти.
Во второй половине XIX века российская математика, при общем прикладном уклоне, публикует и немало фундаментальных результатов. Несколько важных открытий общего характера сделала Софья Ковалевская.

XIX векФундаментальными вопросами математики в России первой половины XIX века занялся только Николай Иванович Лобачевский, который выступил против

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть