Слайд 1
Тема: «Исследовательская деятельность
на уроках математики»
Учитель: Загерликова Валентина
Манджиевна
МКОУ «Новая основная общеобразовательная школа»
Слайд 2Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в
результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Слайд 3При организации исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога
Учитель не источник информации
Учитель
организатор познавательной деятельности учеников
Главная роль учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика
Слайд 4Правила построения учебного процесса
Строить учебный процесс, способствующий развитию интереса школьников
к исследовательской деятельности, к логической переработке информации.
В исследовательскую, самостоятельную деятельность вовлекать учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста.
Учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования.
Применять на уроках методы и приемы исследовательской деятельности.
Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет исследования в соответствии с потребностями ребенка; организовать обучение в зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей ; опираться на субъектный опыт ребенка; учить способам деятельности.
Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщать.
Слайд 5Приёмы и методы активизации
исследовательской деятельности учащихся
Слайд 6Некоторые способы организации начала урока
Цель: создать с первых минут урока необходимые
условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели.
1) устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их смекалку:
Слайд 72) Решение игровых и занимательных задач.
а) У двух зрячих один
брат слепой, но у слепого нет зрячих братьев. Как это может быть?
б) Дано 5 спичек. Сложите из них 2 равносторонних треугольника. А теперь сложите из 6 спичек 4 равносторонних треугольника.
в) Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. А можно как-то ухитриться и бросить теннисный мяч так, чтобы он вернулся обратно?
г) В лесной школе после первой контрольной по математике животные получили следующие отметки: ЕНОТ – «1», БАРСУК – «2», КОЗЕРОГ – «3», ОБЕЗЬЯНА – «4». А сколько получила КОРОВА?
Слайд 83) Решение нестандартных задач
Найдите хотя бы одно решение
уравнения 28m + 30k +31n = 365.
Не надо знать ничего вне школьной программы, надо только понимать, что значит «решить уравнение».
Не пугаться вида уравнения («мы этого не проходили»).
Установка: «Не знаем алгоритма — не беда, подумаем».
4) Даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
Пример: Сначала цена товара повысилась на 10% от своей цены, а затем новая цена понизилась на 10% от новой цены. Как изменилась цена товара по отношению к первоначальной цене? Какой ответ из следующих верен: а) увеличилась;
б) уменьшилась; в) не изменилась?
5) Традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение.
Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку.
Слайд 9Приёмы развития познавательной активности
учащихся на уроке
1) Конструирование на уроке алгебры
Пример 1. Придумайте уравнение с целыми коэффициентами, имеющего корень:
а) 1; б) √2; в) 1 + √2
Пример 2. Придумайте:
а) неравенство второй степени, решением которого является одно число
Слайд 102) Решение конструктивных геометрических задач:
Активизирует познавательную деятельность учащихся;
Формирует гибкость мышления;
Развивает способность
к обучению на основе теоретических знаний и применению их в нестандартных ситуациях.
Пример 1. Точка М – середина стороны квадрата АВСD.
Площадь заштрихованной части равна 7 см2. Найти площадь
всего квадрата.
Пример 2. Задачи на готовых чертежах.
а) Найти площадь Х
Слайд 11б) Найти отношение площадей S1 / S2 :
в) Задания конструктивного
характера для детей со
слабой математической
подготовкой:
Слайд 12 II. Умение задавать вопросы
а) х2 + bх + 4
= 0
- Придумайте вопрос к этому уравнению.
- При каких b уравнение имеет два корня?
- При каких b корни целые?
- При каких b есть корень, равный -1?
б) задачи на готовых чертежах
Слайд 13Лабораторно-практическая деятельность
Пример 1. Лабораторно-графическая работа в 9 классе по теме
«Квадратичная
функция и её график»
I. Дана функция y=ax2 + bx + c
1) постройте график
2) найдите множества значений х на котором функция:
а) возрастает; б) убывает; в) принимает отрицательные значения;
в) принимает положительные значения; г) значения х, при котором функция принимает наибольшее или наименьшее значение.
II. График какой функции изображен на рисунке?
III. Решите неравенство.
Слайд 14
Исследовательская деятельность позволяет ученикам:
- проявить себя,
- попробовать свои силы,
- показать свои знания,
- публично показать результат,
- самоутвердиться.
Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ученику:
-расширить знания об окружающей среде;
- увидеть бесконечность его познания;
-научиться работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;
-сформировать научно-исследовательские навыки;
- уметь применять математические знания к практическим нуждам.