Слайд 1Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики
Слайд 2Что такое ИКТ
Конец 20 – начало 21 века отмечены бурным развитием
информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность – достоянием посвящённых. Вопросы проектирования информационных средств и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности.
За последние годы активной информатизации образования сложилась некоторая терминология, закрепившаяся в профессиональной сфере. Так стал общепринятым термин «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», хотя в нём легко усмотреть некоторую повторяемость: наличие коммуникаций автоматически влечёт за собой обмен информацией, в то же время обмен информацией предполагает наличие коммуникаций.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации.
Слайд 3
Всё шире используются информационные технологии в образовательном процессе, что повышает эффективность
обучения. Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Компьютер может выступать в роли источника учебно-математической информации,
мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а также в домашних заданиях и внеклассной работе.
Слайд 4Теорема Пифагора
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне теорема
Пифагора
Верна, как и в его далёкий век.
Слайд 5Содержание
Формулировка теоремы
Доказательства теоремы
Значение теоремы Пифагора
Слайд 6Формулировка
теоремы
« Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик
сумме квадратов, построенных на катетах»
« Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах».
Во времена Пифагора теорема звучала так:
или
Слайд 7Современная формулировка
« В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
Слайд 8Доказательства теоремы
Существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических,
алгебраических, механических и т.д.).
Слайд 9Самое простое доказательство
Рассмотрим квадрат, показанный на рисунке.
Сторона квадрата равна a +
Слайд 10
В одном случае (слева) квадрат разбит на квадрат со
стороной b и четыре прямоугольных треугольника с катетами a и c.
a
c
a
c
В другом случае (справа) квадрат разбит на два квадрата со сторонами a и c и четыре прямоугольных треугольника с катетами a и c.
a
c
Таким образом, получаем, что площадь квадрата со стороной b равна сумме площадей квадратов со сторонами a и c.
Слайд 11Доказательство Евклида
Дано:
ABC-прямоугольный треугольник
Доказать:
SABDE=SACFG+SBCHI
Слайд 12Доказательство:
Пусть ABDE-квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника ABC, а ACFG
и BCHI-квадраты, построенные на его катетах. Опустим из вершины C прямого угла перпендикуляр CP на гипотенузу и продолжим его до пересечения со стороной DE квадрата ABDE в точке Q; соединим точки C и E, B и G.
Слайд 13Очевидно, что углы CAE=GAB(=A+90°); отсюда следует, что треугольники ACE и AGB(закрашенные
на рисунке) равны между собой (по двум сторонам и углу, заключённому между ними). Сравним далее треугольник ACE и прямоугольник PQEA; они имеют общее основание AE и высоту AP, опущенную на это основание, следовательно
SPQEA=2SACE
Точно так же квадрат FCAG и треугольник BAG имеют общее основание GA и высоту AC; значит, SFCAG=2SGAB
Отсюда и из равенства треугольников ACE и GBA вытекает равновеликость прямоугольника QPBD и квадрата CFGA; аналогично доказывается и равновеликость прямоугольника QPAE и квадрата CHIB. А отсюда, следует, что квадрат ABDE равновелик сумме квадратов ACFG и BCHI, т.е. теорема Пифагора.
Слайд 14Алгебраическое доказательство
Дано: ABC-прямоугольный треугольник
Доказать: AB2=AC2+BC2
Доказательство:
1) Проведем высоту CD из вершины прямого угла
С.
2) По определению косинуса угла соsА=AD/AC=AC/AB, отсюда следует
AB*AD=AC2.
3) Аналогично соsВ=BD/BC=BC/AB, значит
AB*BD=BC2.
4) Сложив полученные равенства почленно, получим:
AC2+BC2=АВ*(AD + DB)
AB2=AC2+BC2. Что и требовалось доказать.
Слайд 15 Значение теоремы Пифагора
Теорема Пифагора- это одна из самых важных теорем
геометрии. Значение её состоит в том, что из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии.
Слайд 16Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли
его Dons asinorum - ослиный мост, или elefuga - бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также «ветряной мельницей», составляли стихи, вроде «Пифагоровы штаны на все стороны равны», рисовали карикатуры.
Слайд 17Урок геометрии в 7 классе «Построение биссектрисы угла»
Слайд 19За горами, за лесами ,
За широкими морями ,
Против
неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
(П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»)
Слайд 20Звали старшего Данилой,
Звали среднего Гаврилой,
И, коль это не обман,
Самый
младший был Иван.
Братья сеяли пшеницу
И возили за границу.
Ту пшеницу продавали
И карманы набивали…
Вдруг, случилась им беда
(Так бывает иногда), -
Кто-то в поле стал гулять
И пшеницу воровать.
Слайд 21Что тут делать, как тут быть?
Как злодея изловить?
Братья думали-рядили,
И в конце
концов решили:
Стал Данила в точке А,
Стал Гаврила в точке К,
А Иван, почистив хлев,
Притаился в точке F.
Слайд 22Треугольник очертили,
Меж собой установили:
Двое спят, а третий ждёт
Тех, кто ночью красть
придёт!
В точке А уснул Данила,
В точке К уснул Гаврила,
В точке F Иван не спит,
Он пшеницу сторожит.
Слайд 23K
А
F
Глядь!... И обмер от испуга,
В центре вписанного круга
Странный конь
без седока
Пляшет в поле гопака.
Слайд 24
Тут Иван перекрестился,
Быстро Богу помолился,
И хоть было не легко,
Он подкрался к
Слайд 25Вывод:
С помощью циркуля и линейки построили биссектрисы углов треугольника АKF. Биссектрисы
углов пересеклись в точке О.
По теореме:
центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис.
Слайд 26Урок математики
в 6 классе
«Координатная плоскость»
Астрономия на координатной плоскости
Слайд 27План проведения игры.
Организационный момент.
Созвездия на звездном небе.
Зодиакальные созвездия.
Легенда о Персее.
Легенда о
большой и малой медведицах.
Биография Рене Декарта
Подведение итогов
Слайд 29Созвездия звёздного неба.
Лебедь (лат. Cygnus, Cyg) — созвездие северного полушария
звёздного неба. Яркие звёзды образуют характерный крестообразный рисунок, астеризм Северный крест, вытянутый вдоль Млечного Пути, ассоциировавшийся у древних с летящей птицей — вавилоняне называли созвездие «лесной птицей», арабы — «курицей».
Оптимальное время года для наблюдения — лето
Слайд 30(-3; 4)
(-2; 2)
(0; 0)
(2; -2)
(5; -3)
(3; 1)
(-3; -1)
(-7; -2)
y
x
0
2
4
-2
-4
-2
-4
2
4
Созвездие Лебедь
1
3
5
1
-3
3
-1
-3
-7
-5
-6
-1
Слайд 31Что древние греки рассказывали о Медведицах?
О Большой и Малой Медведицах существует
много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной ,что она рискнула соперничать с Герой - богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс - он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие - Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад : Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.
Слайд 32(6; 6)
(3; 7)
(0; 7,5)
(-3; 5,5)
(-5; 7)
(-6; 3)
(-8; 5)
(-15; -7)
(-10; -5)
(-6; -5,5)
(-3;
-6)
(-1; -10)
(5; -10)
(6; -6)
y
x
0
2
4
2
6
4
6
-2
-4
-6
-8
-10
-2
-4
-6
-8
-10
-12
-14
Малая Медведица
Большая Медведица
Полярная звезда
Слайд 33Применяя информационные технологии на уроках математики, учителям удалось добиться:
индивидуализировать учебный
процесс за счёт предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учётом уровневой дифференциации;
Создать условия для развития самостоятельности учащихся;
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение графиков и т. д.).
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.