Слайд 1
Эффективные технологии при организации повторения на уроках математики в выпускных классах
Слайд 4Учебные задачи, стоящие перед выпускниками
В конце обучения перед школьниками-выпускниками стоит задача:
повторить
весь пройденный материал по предмету
систематизировать знания
определить и ликвидировать индивидуальные пробелы в изученном.
Слайд 5Возможный цикл уроков при итоговом повторении
Слайд 6Условия качественной организации уроков итогового повторения
• Обеспечение положительной мотивации учащихся на
повторение ранее изученного материала;
• знакомство школьников с требованиями, предъявляемыми к их подготовке;
• выделение узловых вопросов программы, предназначенных для повторения;
• использование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
• использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников.
Слайд 7Диагностика уровня обученности
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом
этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Слайд 8Уроки-лекции
(систематизация и обобщение знаний)
Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение
ранее изученного и усвоенного материала
Раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить. Ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.
Учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
Освещаются вопросы теории: происходит обобщение учебного материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся.
Слайд 9Практикум
На этих уроках даются образцы решения задач.
Установлено, что повторение протекает
успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Слайд 10Семинары-консультации
Различные формы проведения
Индивидуальный подход к учащимся
Работа с дополнительной литературой
Слайд 11Условия успешности итогового повторения
Итоговое повторение станет успешным если:
будет обеспечена положительная мотивация
учащихся на повторение ранее изученного материала;
в учебном процессе будет реализован личностно-ориентированный подход;
будет применяться система задач, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся;
содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний;
в процесс деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления будут включены индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация;
будут использоваться передовые педагогические технологии
Слайд 12Элементы модульной технологии при итоговом повторении
Цикл уроков по модульной технологии
1. Лекция
– введение в тему
2. Самостоятельная работа учащихся
3. Контроль
Слайд 13Этапы работы по модульной технологии в рамках классно-урочной системы организации учебно-воспитательного
процесса
Слайд 14Составление тематического и календарного поурочного планирования
* Весь учебный материал планируется таким
образом, чтобы каждая модульная программа представляла законченный блок информации с целевой программой действий ученика
* Постановка целей рассмотрения данной темы и в связи с этим модульной программы
* Использовать метод укрупнения дидактических
единиц
* Продумать темы и реально-возможное количество часов для их повторения
Слайд 15Составление модульных программ
Модульная программа – относительно цельный и логически завершенный элемент
учебного курса ,как правило, соответствующий средней по объему теме
Модуль включает в себя блок-модуль содержания учебного материала и блок-алгоритмическое предписание общеучебных и специальных умений и навыков учащихся
Слайд 16Принципы составления модульной программы
* Реализация интегрированных целей всех модулей должны приводить
к цели модульной программы
* Реализованная обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний
* Учебный и методический материал должны излагаться доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме
Слайд 17Информационные технологии
Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему
ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Наиболее успешных учеников можно привлекать к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и повышенного уровня сложности по различным темам программы.
Компьютерный контроль усвоения отдельных навыков даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными.
Слайд 18Тестовые технологии
На уроках необходимо учить школьников «технике» сдачи теста: обучать постоянному
самоконтролю времени, оценке объективной и субъективной трудности, формировать умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Слайд 19Технология создания индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут — это система изучения,
закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Применяя этот метод на этапе заключительного повторения, можно добиться значительного повышения качества знаний учащихся к моменту сдачи ЕГЭ по математике.
Слайд 20Процесс заключительного повторения с использованием технологии разноуровневого обучения
- Сначала проводится диагностика
всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ЕГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам тренировочного ЕГЭ.
- По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим учитель планирует временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.
-Система уроков заключительного повторения состоит из тематических блоков
-Каждый блок в свою очередь состоит из определенного количества уроков
Слайд 21Уроки 1, 2 (сдвоенный урок)
Тренировочная работа № 1 по типу
ЕГЭ в полном объеме.
Время на выполнение работы у детей получается 100-110 минут. При выполнении работы желательно создать условия, максимально приближенные к требованиям сдачи ЕГЭ.
Домашнее задание: повторить теорию по первому блоку заключительного повторения, по желанию учащихся выполнить любые заинтересовавшие их задания из работы этого урока.
Слайд 22Урок 3.
1. Анализ результатов тренировочной работы: проверенные работы с подсчитанными баллами
и оценкой выдаются ученикам, оглашаются критерии оценивания, на доске демонстрируются правильные ответы, идет процесс самопроверки, чтобы исключить случайные ошибки учителя.
На этот этап урока предполагается затратить 5-7 минут.
2. Разбор заданий части В. Предполагается, что если задание непонятно хоть одному ученику, оно должно быть разобрано. На этот этап урока отводится 20-25 минут.
3. Детям для решения раздается разноуровневая работа № 1 по данному блоку повторения. Работа состоит, как правило, из 6-10 заданий разного уровня сложности, расположенных в порядке возрастания их сложности. Учащиеся начинают выполнять эту работу каждый в своем темпе. Учитель контролирует ход выполнения работы, давая индивидуальные консультации, либо разбирая наиболее проблемные задания на доске. Как правило, за оставшееся время учениками выполняется от двух до четырех заданий работы № 1. Для оперативной работы учитель должен иметь ответы к каждому заданию и четко ориентироваться в способах решения каждого задания.
Домашнее задание:
• разноуровневая работа № 2 по данному блоку;
• индивидуальное домашнее задание для учеников, работающих по индивидуальному образовательному маршруту.
• задание С1 из тренировочной работы № 1.
Слайд 23Структура индивидуального образовательного маршрута по повторению следующая:
— ежеурочно, пока идет повторение
данной темы, ученик получает индивидуальное домашнее задание, оформленное в виде карточки, в которой присутствуют три блока: опорные формулы, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения;
— на следующий урок одновременно с разбором домашнего задания, полученного всем классом, эти ученики получают ответы к своей карточке, идет процесс самопроверки;
— следующий этап: учитель дает консультацию по возникшим вопросам, и эти ученики завершают все задания, не выполненные дома;
— далее, эти ученики присоединяются к общей работе в классе.
После завершения урока они вновь получают на дом индивидуальную карточку;
— по своему желанию, дети, работающие по индивидуальным маршрутам, могут выполнять не только свою домашнюю работу, но и задания из общей домашней работы.
Слайд 24В результате применения данной методики учащиеся должны:
- обобщить и систематизировать свои
знания по курсу алгебры и начал анализа;
- реально оценить уровень своих знаний по всем разделам алгебры и начал анализа;
- научиться контролировать и рационально распределять время, отведенное на выполнение работы;
- ученики, на начало курса повторения рассчитывающие получить «З» на экзамене, должны приобрести уверенность и возможность для получения более высокого тестового балла на ЕГЭ по математике.