Слайд 1Тема: «Основные понятия
теории вероятности и
математической статистики»
г.Евпатория, 2016
Слайд 2получение базовых знаний и формирование основных навыков по теории вероятности, необходимых
для решения задач, возникающих в практической медицинской деятельности;
развитие понятийной теоретико-вероятностной базы и формирование уровня алгебраической подготовки, необходимых для понимания основ теории вероятности и применения знаний на практике.
Цели:
Слайд 3научиться вычислять вероятности события;
вероятности событий по классическому определению;
научиться применять
теоремы сложения и умножения вероятностей для решения задач;
продемонстрировать умения самостоятельного решения вероятностных задач с помощью комбинаторики.
Задачи:
Слайд 4Людей всегда интересовало будущее. Человечество во все времена искало способ его предугадать,
или спланировать. В разное время разными способами. В современном мире есть теория, которую наука признает и пользуется для планирования и прогнозирования будущего. И эту теорию называют теорией вероятностей.
Слайд 5Вероятность - возможность исполнения, осуществимости чего - нибудь. Степень вероятности чего
- нибудь.
Определение вероятности
из толкового словаря русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Слайд 6Комбинаторика —
наука о составлении и
подсчете комбинаций.
Слайд 7Действия с числами
сложение
Вычитание
умножение
деление
Слайд 100 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и
более ошибок – «2»
Критерии выставления оценок
Слайд 11Скульптура Михаила Шемякина
«Дети - жертвы пороков взрослых»
Слайд 27Теоретический опрос
1.Дайте определения основным понятиям теории вероятности: случайное событие, достоверное событие,
невозможное событие, вероятность случайного события?
2.Сформулируйте классическое определение вероятности?
3.Сформулируйте основные теоремы теории вероятностей: теорему сложения вероятностей и теорему умножения вероятностей?
Слайд 300-1 ошибка – «5»;
2 ошибки – «4»;
3 ошибки – «3»;
4 и
более ошибок – «2».
Критерии выставления
оценок
Слайд 31Изучая понятие «вероятности», существует довольно широкий круг случайных опытов, в которых
вероятность любого события можно вычислить a priory (истина не требующая доказательств) — без проведения экспериментов — по формуле классической вероятности
Слайд 32Алгоритм решения задач на расчет вероятности по классическому определению:
Обозначить событие А.
Найти число всевозможных исходов – n.
Найти число исходов, благоприятствующих наступлению события А – m.
Найти искомую вероятность
Слайд 33Вероятность любого события не может быть меньше нуля и больше единицы,
т.е. 0≤P(A)≤1.
Невозможному событию соответствует вероятность P(A)=0, а достоверному – вероятность P(A)=1.
Слайд 34Решение задач
Задача №1. Если организаторы лотереи выпустили 1000 билетов и на
200 из них приходятся какие – либо выигрыши, а 800 билетов – без выигрыша, то вероятность того, что на один купленный билет выпадет выигрыш (А) составит …, проигрыш составит …?
(Ответ выразить в процентах).
Слайд 35Решение: по формуле классической вероятности нам известно общее число исходов 1000,
а благоприятных 200, используя формулу получим:
Ответ: 20% и 80%.
Слайд 36Задача №2. В больнице берутся десять историй болезней пациентов, которым понадобилось
переливание крови за последний месяц, и устанавливается группа крови, которая была перелита каждому из них. Среди этих пациентов у четырех человек оказалась первая группа крови, у трех – вторая, у двух – третья, у одного – четвертая группа крови. Какова вероятность того, что у выбранного наугад пациента окажется первая группа крови?
Слайд 37Решение: Обозначим через А – событие, которое заключается в том, что
у выбранного пациента окажется первая группа крови. Общее число исходов равно 10, исходов которые благоприятствуют нашему событию 4. Поэтому вероятность по формуле равна:
(первая группа крови)
Ответ: 40%.
Слайд 38Задача №3. На книжной полке находятся 2 книги по микробиологии, 3
книги по химии и 1 книга по математике. Чему равна вероятность того, что случайным образом будет извлечена книга по химии или математике?
Слайд 39Решение: Обозначим через А – событие которое заключается в том, что
наугад возьмут книгу по химии, через В – событие которое заключается в том, что наугад возьмут книгу по математике. Тогда по формуле:
По теореме сложения вероятностей получим:
Ответ:
Слайд 40Задача №4. В коробке находится 15 медицинских инструментов, среди которых 10
пинцетов. Лаборант случайным образом извлекает из коробки 3 инструмента. Найти вероятность того, что все они окажутся пинцетами.
Слайд 41Решение: Обозначим через А событие, которое состоит в том, что все
3 извлеченных инструмента оказались пинцетами. Количество способов извлечения 3 инструментов из 15 равно числу сочетаний из 15 элементов по 3. Поэтому общее кол-во исходов равно .
Кол-во различных способов извлечения трех пинцетов из 10 равно числу сочетаний из 10 элементов по 3. Поэтому кол-во исходов, благоприятствующих событию А, равно .
Следовательно, искомая вероятность равна
Ответ: 26%.
Слайд 42Задача №5. Из 60 вопросов студент подготовил к экзамену 50. Какова
вероятность, что он сдаст экзамен, если билет содержит 2 вопроса?
Слайд 43Решение: Событие А – студент сдаст экзамен.
Ответ: 69%.
Слайд 44«Простейший пример неоднозначной задачи: если подбросить монету, то заранее нельзя сказать,
какой стороной она ляжет вверх. Все зависит от случая. Может показаться, что в подобных задачах нет никаких закономерностей. Но что происходит при большом количестве бросков?»
Слайд 45исторические факты
Жорж Бюссон (1707-1788) бросал монету 4040 раз, и «орел» выпал
в 2048 случаях.
Слайд 46Чарльз Пирсон (1857-1936)
24000 раз подбросил монету, «орел» выпал 12012 раз.
Слайд 47Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные:
черепаха научится говорить;
ваш день
рождения – 01 октября
ночью светит солнце;
вы выиграете, участвуя в гонках;
вы выходите на улицу на лыжах;
сегодня вы все сдадите дифф. зачет по математике;
вы не выигрываете, участвуя в беспроигрышной лотерее;
вы проиграете партию в шахматы;
после четверга будет пятница;
1 июля в Евпатории будет солнечно;
вы выходите на улицу, а навстречу вам идет слон.
на следующей неделе испортится погода;
вы нажали на звонок, а он не зазвонил;
после пятницы будет воскресенье.
Слайд 48Придумайте и запишите в тетрадь события, чтобы они соответствовали знакам в
таблице.
Слайд 49Задача №6. Найти вероятность выигрыша в лотерее «Железнодорожная». Тираж этой лотереи
1 000 000.
В тираже разыгрываются призы: 250 000, 50 000, 10 000, 5 000, 3 000, 200, 100, 50, 40, 20 рублей. Всего – 10. Ответ выразить в процентах.
Слайд 50Решение:
P(A) = 10/1000000=
=0,00001·100%=0,001% .
Ответ: 0,001% .
Слайд 51Задача №7. Найти вероятность выигрыша в мультилотерее «Деньги». Тираж этой лотереи
1 000 000.
В тираже разыгрываются призы: 10, 20, 50, 100, 300, 500, 1 000,
2 000, 5 000, 50 000, 5 000 000 рублей. Всего – 11.
Слайд 52Решение:
P(A) = 111000000 = =0,000011·100% = 0,0011%
Ответ: 0,0011%.
Слайд 53Задача №8. Некий гражданин купил карточку лотереи и наугад отметил в
ней 6 из имеющихся 49 номеров. Найдите вероятность того, что он правильно угадал 3 из 6 номеров, которые будут опубликованы в списке «выигравших».
Слайд 54Решение: Рассмотрим событие А – угадано 3 номера из 6 (значит,
остальные 3 не угаданы).
Итак, вероятность правильно угадать 3 номера из 6 очень не велика – около 1,8%. Ясно, что вероятность угадать 4 номера, 5 или все 6 – еще меньше.
Ответ: 0,0176 или 1,8%.
Слайд 55Вывод: Азартные игры были во все времена. Человек каждый раз принимает
решение: играть или нет. Манит, привлекает азартная игра быстрым обогащением, крупным выигрышем. Но, как мы видим, вероятность выигрыша очень мала.
Слайд 56Японская половица: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай
попробовать, и я пойму!».
Аристотель: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
Слайд 59Учебник: Математика для медицинских колледжей/ М. Г. Гилярова - Изд. 4-е.
– Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 442, с.- (среднее медицинское образование).
Стр. 294-301,
№ 110, 114, 118, 119, 120 (разобрать, решение записать в тетрадь),
№126-129, 131,135 (решить).
Задание на дом
Слайд 60Оцените свою работу на занятии.
Было интересно на занятии, но осталось
много непонятного материала.
Было трудно в понимании материала, но основную часть усвоил.
Очень легко было понять изучаемый материал.
Слайд 61Вероятно, будет дождь; а пока жара.
Вероятно, будем жить лучше, чем вчера.
Вероятно,
вечером в доме будет свет.
Может быть - хороший день, - может быть, и нет.
Этих вероятностей в жизни пруд пруди,
Только их теорию - выучи поди!
Чтобы по теории двойку не схватить,
Эти вероятности надобно учить.
Слайд 62Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час,
в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию».
Слайд 63Спасибо вам за
насыщенную работу.
До свидания!