Слайд 1Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути
их предупреждения
Выполнила: Калинина
Ксения
Слайд 2Для выявления характера ошибок учащихся в определении порядка выполнения действий в
выражениях в конце третьей и начале четвертой четверти, когда материал уже хорошо изучен, в двенадцати вторых классах Ленинграда (415 учащихся) было проведено несколько самостоятельных работ. Приведем примеры включенных в работы выражений: выражения без скобок, содержащие действия одной ступени: 70:5·2, 100 – 50 – 25+25; выражения без скобок, содержащие действия разных ступеней: 96 – 24+12:6, 100 – 60:4, 32+64:16·2; выражения, содержащие скобки: 3·(20+4), 60:(20 – 5)·2, 90 - (36+ + 14):10.
Слайд 3Для того чтобы можно было выявить осознанное применение учащимися правил порядка
выполнения действий, выражения составлены так, что вычисления в них можно производить как в правильном, так и в неправильном порядке, и отклонения от правильного порядка приводят к неверному результату. Например, вычисляя значение выражения 32+64:16 • 2, можно получить результаты: 3, 12, 34, 40. Структура использованных выражений была разной по набору и количеству действий (70:5·2, 80 – 43+17, 90 – 48+12:6), по расположению действий и скобок (78 – 24 + 12:6, 100 – 20: (10 – 6), 100 – (44 – 24):4).
Слайд 4Набор действий
3 2 1
78
– 24 + 12 : 6 = 52
2 1
80 – 43 + 17 = 20
2 1
70 : 5 · 2 = 7
3 1 2
60 : (20 – 5) · 2 = 2
Слайд 5Причина ошибок
Одна из причин таких ошибок — особенность восприятия и воспроизведения
учащимися соответствующих правил порядка выполнения действий. Дети помнят начало формулировки, в которой сложение названо раньше вычитания, а умножение — раньше деления, и не обращают внимания на конец правила, подчеркивающий, что эти действия надо выполнять в порядке их записи. Другая причина этих ошибок — ориентировка учащихся не на правила, а на возможность выполнения действий — делают то, что делается.
Слайд 6Взаимное расположение действий
в выражении проявляется в том, что после выбора первого
действия его положение в записи выражения влияет на выбор второго действия. Например, в выражении 48–24:6+2, в котором сложение и вычитание расположены одинаково близко к первому действию — делению, ошиблись в выборе второго действия 31 % учащихся, а в другом выражении с таким же набором действий — 78 – 24 + 12 : 6, в котором к делению ближе расположено сложение, такую ошибку допустили 50 % учащихся.
Слайд 7Анализ работ показал, что в выражениях без скобок учащиеся делают ошибок
в 2,3 раза больше в выборе второго действия, чем в выборе первого, для которого нет предыдущих действий, а следовательно, и влияния их расположения. Поэтому в выражениях в три действия учащиеся чаще допускают ошибки в порядке выполнения действий, чем в выражениях в два действия, в которых выбирать надо только одно действие (к тому же первое) и к которым можно применить только какое-то одно правило порядка выполнения действий. В этом проявляется влияние количества действий в выражении на правильность определения порядка вычислений. Например, при вычислении значения выражения 90 – 48+12:6 ошибок значительно больше, чем при вычислении значения выражения 80 – 43+17.
Слайд 8Все учащиеся действие в скобках выполняют первым, поэтому в выражениях, содержащих
всего два действия, ошибок в порядке выполнения действий нет. Напротив, в выражениях в три действия со скобками ошибок много — 74 % учащихся выполняли действия вне скобок по порядку их записи — слева направо. Например:
2 1 3
100 – (44 – 24) : 4 = 20
2 3 1
60 – 20 : (20 – 16) = 10
Слайд 9Теперь рассмотрим влияние числового материала на правильность определения порядка выполнения действий.
Вполне
понятно, что если числа в выражении не позволяют производить вычисления в неверной последовательности (например, 55 – 64 : 4 – 27), то ошибки в порядке выполнения действий в таких выражениях встречаются редко. Причем если и встречаются, то вместе с вычислительными ошибками, когда учащиеся из меньшего вычитают большее или делят то, что не делится (без остатка). Например:
2 1 3
46 + 3·12 : 4 = 82 : 4 = 21
Слайд 10Если числовой материал позволяет в одном и том же выражении использовать
разный порядок выполнения действий и не «наталкивает» на какой-либо один из них, то в работах встречаются все возможные варианты. Например, 25 % учащихся ошиблись в порядке выполнения действий в выражении 32 + 64 : 16 · 2. При этом ими были использованы следующие последовательности вычислений: а) деление, сложение, умножение; б) умножение, деление, сложение; в) сложение, умножение, деление; г) сложение, деление, умножение.
Слайд 11Влияние структуры выражений и числового материала на выбор порядка выполнения действий
хорошо видно из сопоставления результатов двух самостоятельных работ:
Работа 1 Работа 2
Вычислите: Вычислите:
23 – 85:17+22 78 – 52:13+13
46+3·12:4 32+64:16 · 2
28+37 – 72:6 96 – 24+12:6
Слайд 12Первая работа взята из учебника математики для II класса. Анализ ее
содержания показывает, что у учащихся при выполнении этой работы мало возможностей ошибиться в выборе порядка выполнения действий. Так, в выражении 23–85:17+22 числовой материал не позволяет выполнять действия в неверном порядке. В двух других выражениях 46+3·12:4 и 28+37 – 72:6 можно деление выполнить раньше умножения или вычитание раньше сложения, но такое нарушение правил не сказывается на окончательном результате, поэтому нельзя определить, в каком порядке выполнял действия ученик.
Слайд 13Содержание второй работы мы составили по аналогии с первой, оставив сложность
вычислений такой же, но включив числовой материал, позволяющий выполнять действия в любом порядке, и в двух последних выражениях поменяли местами умножение и деление, сложение и вычитание. В результате таких небольших преобразований во второй работе в порядке выполнения действий ошиблись 76 % учащихся против 6 % в первой работе.
Слайд 14Для уменьшения количества ошибок, связанных с предпочтением одних действий другим, необходимо
всячески подчеркивать равноправие действий одной ступени.
Однако уточнение формулировок правил порядка выполнения действий лишь первый шаг в совершенствовании работы над их усвоением. Как известно, центральная роль в процессе формирования знаний и умений принадлежит системе упражнений. Прежде чем говорить о возможных видах упражнений, рассмотрим, какие выражения желательно включать в них.
Слайд 15Однако структура выражений в три действия, использованных в учебнике, недостаточно разнообразна,
что иногда служит основой неверных обобщений, а следовательно, причиной ошибок. Частое использование выражений вида а·b±c·d, a:b±c:d, a·b±c:d, a:b±c·d привело к тому, что некоторые учащиеся вывели свое правило вычислений — «сначала по краям, затем по середине» и стали применять его к выражениям в три действия. Например:
1 3 2
48 – 24 : 6 + 2 = 3
1 3 2
32 + 64 : 16 · 2 = 3
Слайд 16Помещенные в статье упражнения на применение правил порядка выполнения действий предполагают
постепенное усложнение деятельности учащихся. Сначала даны упражнения, для выполнения которых надо просто вычислить значение выражений. Дальше идет выбор выражений по их структурной характеристике, потом — сопоставление выражений и порядка выполнения действий в них, анализ ошибок. Более сложным является изменение выражений и порядка выполнения действий, дополнение выражений и, наконец, конструирование выражений с учетом одного или нескольких условий. Эти упражнения были апробированы в школах Ленинграда: № 206 (учитель Е. Н. Свердлова), № 320 (учитель Г. Н. Станиславская) и др. Они вызывали у учащихся заинтересованность и дали положительные результаты. Приведем некоторые упражнения.
Слайд 171
а) Выберите значение выражения 96 – 24 + 12 : 6
из чисел 90, 74, 70, 14.
б) Выберите выражения, значения которых равны
80 : 20 + 20 · 2,
84 – 12 + 48 : 6,
95 – 10 + 5,
5 + 90 : 6 · 5.
Слайд 182
Из всех схем выражений выберите те, в которых умножение надо выполнять
вторым действием:
a) □+□·□ в) □ + □·□ + □
б)□ · □ + (□ + □) г) □ + (□ - □)·□
д)□:□·□:□ ж)□:□ + □·□
е) □ : (□ + □)·□ з) □ : □· □
Слайд 193
Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых
сложение надо выполнить:
а) первым, б) вторым, в) третьим действием:
4·17+3 90 – 52 + 18 70 – (10+15)·2
37+26 – 16 15+45:(15 – 12) 60:15+5· 3
24 + 6·3 (30+70) :25·2 40+60:5·2
Слайд 204
Проверьте, правильно ли вычислены значения выражений. Исправьте ошибки, если они есть:
2 3 1
100 – 20: (20 – 10) = 8
2 1
70:14·5=1
3 1 2
90 – 36 : 18+18 = 70
1 3 2
90 – 15+15 : 3 = 80
3 2 1
30 + 60 : 15·2 = 32
2 1 3
90 – (35 – 5) : 6 = 10
Слайд 215
Сравните выражения и порядок выполнения действий в них. Вычислите значение каждого
выражения:
12+48:4·3
(12+48):4·3
12+48:(4·3)
Слайд 226
Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите значения получившихся выражений:
а)76
– 27 – 12+6, б) 78—18:3 – 2.
Например: а) 76 – (27 – 12) + 6 = 67,
76 – 27 – (12 + 6) = 31;
б) (78 – 18) : 3·2,
78 – 18:(3·2) = 75.
Слайд 237
Поставьте скобки в выражении так, чтобы оно имело указанное значение:
16 :
4 : 2 = 8
24 – 16:4:2=1
24 – 16:4:2=16
Например: (24 – 16):4:2=1,
24 – 16:(4:2) = 16.
Слайд 248
Проверьте, правильно ли вычислены значения выражений. Если нужно, с помощью постановки
или снятия скобок измените порядок выполнения действий так, чтобы выражения имели указанные значения:
а) 72:12:2·3=36, б) 72:12: (2- 3) = 9,
в) 72:12:(2·3) = 1.
Например: а) 72:(12:2)·3=36,
б) 72:12: :2·3=9, в) ничего менять не надо.
Слайд 259
Расставьте знаки арифметических действий (можно и скобки), чтобы получились различные выражения,
и вычислите их значения:
48□12□4
Например: 48+12 · 4=96, (48 + 12):4= 15, 48:12:4=1, 48:(12 – 4) = 6.
Слайд 2610
Вставьте знаки арифметических действий (если нужно, и скобки) так, чтобы получившееся
выражение имело указанное значение: 45□ 15□3 = 90.
Например:45+15·3 = 90, (45 – 15)·3 = 90.
Слайд 2711
Измените один из знаков действий и вычислите значение каждого из получившихся
выражений:
36+6:3
Например: 36:6:3=2, 36 – 6:3=54, 36+6 – 3 = 39 и т. п.
Слайд 2812
Измените один из знаков действий так, чтобы в получившемся выражении был
другой порядок выполнения действий: 64+16·2. Вычислите значение каждого выражения.
Например: 64+16·2 = 96, а) 64:16·2 = 8, б) 64+16 – 2 = 78.
Слайд 2913
Составьте выражения, подбирая вместо «окошек» такие числа, над которыми можно выполнить
указанные действия. Вычислите значения получившихся выражений:
а) □ – □ · □
б) □ + □ – □+□
в) □:□ + □
г) □ – □· □ + □
Например: а) 56 – 6 · 8, б) 58+12 – 23+ 27, в) 72:6+2, г) 24 – 4 · 3+4.
Слайд 3014
Составьте несколькими способами схемы выражений (выражения), при вычислении значений которых деление
надо выполнять: а) первым, б) вторым, в) третьим действием.
Например: а) 64: 8 · 2, □ – □:□, □· (□:□);
б) □:(□· □), (60 – 48) : 3, □· □:□ + □;
в) □· (□ – □):□, □·□:(□ + □),15×2·3:5.
Слайд 3115
Составьте сначала схемы выражений, а затем и выражения, содержащие три действия,
в которых:
а) вычитание записано в выражении вторым действием, а выполнять его надо первым;
б) вычитание записано в выражении первым действием, а выполнять его надо третьим;
в) сложение записано в выражении вторым действием, а выполнять его надо первым, и умножение записано третьим, а выполнять его надо вторым.
Вычислите значения составленных выражений.
Например: a) □ · (□ – □) + □,
б) □ – □· □:□, в)□ – (□ + □)· □.