Презентация, доклад на тему Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода

Содержание

Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться?Способность к саморазвитию...

Слайд 1Системно-
деятельностный подход
в обучении

МБОУ «Гимназия №1
им. Ч.Т.Айтматова пгт Кукмор»

Системно-деятельностный подход в обученииМБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т.Айтматова пгт Кукмор»

Слайд 2Какие качества необходимы
современному выпускнику?
Глубокие и прочные знания?

Воспитанность?

Интеллектуальные и творческие силы?

Умение учиться?

Способность к саморазвитию...
Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться?Способность к

Слайд 3Стать счастливым!
Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью,

самореализоваться в выбранной профессии
Стать счастливым!Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии

Слайд 4Способность человека
к деятельности
“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности,

благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

А. Дистервег

Способность человека к деятельности“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать

Слайд 5Основа
Стандарта нового поколения

Системно-деятельностный подход

Основа Стандарта нового поколенияСистемно-деятельностный подход

Слайд 6Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода

Образовательные технологии  в рамках  системно-деятельностного подхода

Слайд 7
Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а

сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и

Слайд 8“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,


я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость

Системно-деятельностный подход

“Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Китайская мудростьСистемно-деятельностный

Слайд 9Что значит «деятельность»?
Целеустремленная система, нацеленная на результат

обратная связь (коррекция, обратная

ориентация ).
психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка
Что значит «деятельность»?Целеустремленная система, нацеленная на результат обратная связь (коррекция, обратная ориентация ).  психолого-возрастные и индивид.

Слайд 10Системно-деятельностный подход
организация учебного процесса, в котором главное место отводится

активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Системно-деятельностный подход  организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени

Слайд 11Системно-деятельностный подход
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,

навыки), а с вопросом

Позиция ученика: за познание мира
(в специально организованных для этого условиях)
Системно-деятельностный подходПозиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросомПозиция ученика: за

Слайд 12

Системно- деятельностный
подход
базируется на зоне
ближайшего
развития ребенка
развитие →
деятельность →


обучение

Л.С. Выготский

В.В.Давыдов

Системно- деятельностный подходбазируется на зонеближайшего развития ребенка развитие → деятельность → обучение Л.С. ВыготскийВ.В.Давыдов

Слайд 13Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая

задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?
обновление
содержания

Ради чего
учить?
Ценности
образования

Как учить?
обновление
средств
обучения

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача – создание и организация условий,

Слайд 14Ключевые слова
деятельностного подхода:

ИСКАТЬ
ДУМАТЬ
СОТРУДНИЧАТЬ
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО
АДАПТИРОВАТЬСЯ

Ключевые словадеятельностного подхода:ИСКАТЬДУМАТЬСОТРУДНИЧАТЬПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛОАДАПТИРОВАТЬСЯ

Слайд 15 Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать

принцип деятельности, а с другой — обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний, а именно: - мотивация; - создание ориентировочной основы действия (00Д); - материальное или материализованное действие; - внешняя речь; - внутренняя речь; - автоматизированное умственное действие (П.Я. Гальперин)
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой —

Слайд 16

это метод обучения, при котором ребенок не получает знания

в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Деятельностный метод обучения

это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам

Слайд 17
Характерная черта технологии деятельностного метода обучения - способность ученика проектировать

предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Характерная черта технологии деятельностного метода обучения -  способность ученика проектировать  предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 18Роль ученика
I шаг
учебной
деятельности
(чему надо научиться)
II шаг
учебной


деятельности (приобрести новые способности)
Роль ученика I шаг учебной деятельности (чему надо научиться)II шаг учебной деятельности (приобрести новые способности)

Слайд 19Структура учебной деятельности в ТДМ


затруднение




Актуализация знаний
Пробное действие
Реализация знаний


П

рефлексия
И
Исследование места затруднения
К
Критика
(исследование

причины затруднения)

П
Проект выхода из затруднения на основании анализа этапа актуализации

Структура учебной деятельности в ТДМзатруднениеАктуализация знанийПробное действиеРеализация знанийПрефлексияИИсследование места затрудненияККритика (исследование причины затруднения)П Проект выхода из затруднения

Слайд 20Системно-деятельностный подход
“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше

надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”
Д.Писарев

Системно-деятельностный подход  “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы,

Слайд 21Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

«надо»


«хочу» «могу»

Организация этапа (1-2 мин):
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
УУД: регулятивные, коммуникативные;
2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
УУД: личностные.
3) устанавливаются тематические рамки («могу»)


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиЦель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

Слайд 22Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: подготовить мышление

учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Организация этапа (5-7 минут ; 2-4 задания):
актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;
УУД : регулятивные;
актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
УУД : познавательные;
3) мотивация к пробному учебному действию ( «надо» - «хочу» – «могу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация каждым учащимся индивидуального затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;
УУД : познавательные, регулятивные;
5) выход в пространство рефлексии пробного действия.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действииЦель:  подготовить мышление учащихся к последующим   шагам

Слайд 23Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации

и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Результат этапа – выявление учащимися места и причины затруднения, т.е. того, какого способа действий им не хватает, «чего они не знают».
УУД : познавательные



Сознательная постановка цели своей учебной деятельности

Устранение причины возникшего затруднения

Переход к проектированию путей реализации поставленной цели

Выявление места и причины затрудненияЦель:  организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их

Слайд 24Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель:

построить проект выхода из затруднения.
Организация этапа:
на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий;
УУД : регулятивные :
согласовывают тему урока;
ставят цель (целью является формирование знания нового способа и умения им пользоваться);
определяют состав и последовательность учебных действий;
УУД : познавательные; регулятивные;
устанавливают сроки;
выбирают способ (дополнение или уточнение);
определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
УУД : познавательные

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)Цель:  построить проект выхода из затруднения.

Слайд 25Реализация построенного проекта
Цель: реализовать построенный проект
Организация этапа:
построить новое знание (способ действия)

в соответствии со своим планом в установленные сроки выбранными способами и средствами;
УУД : коммуникативные, познавательные;
2) зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия;
4) зафиксировать преодоление затруднения;
5) уточнить общий характер нового знания;
УУД : познавательные
Реализация построенного проектаЦель: реализовать построенный проектОрганизация этапа:построить новое знание (способ действия) в соответствии со своим планом в

Слайд 26Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми нового

знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
Организация этапа:
1) оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий;
2) решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия (сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием алгоритма решения вслух);
рефлексия того, что и как делается и всё ли понятно;
УУД : коммуникативные;.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речиЦель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач

Слайд 27Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе

сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.
Организация этапа (индивидуальная форма работы):
1) учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;
2) выполняют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
3) рефлексия хода реализации контрольных процедур;
4) самооценка усвоения нового знания(что уже достигнуто, а что – пока ещё нет);
5) планирование коррекционных мер (при необходимости);
6) создание ситуации успеха (достижения учащихся), мотивирующая к дальнейшей самостоятельной учебной работе;
УУД : регулятивные; познавательные.

Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталонуЦель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном  своего

Слайд 28Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) выявить границы применимости нового знания

и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
Организация этапа:
1) Уточняются существенные особенности нового знания;
2) Устанавливается, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание;
Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;
УУД : регулятивные.

Включение в систему знаний и повторение. Цель:1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в

Слайд 29Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Цель: организация рефлексии и самооценки

учениками своей учебной деятельности на уроке.
Организация этапа:
фиксируется изученное учебное содержание;
УУД : познавательные;
2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности;
УУД : познавательные; коммуникативные; регулятивные;
3) организуется рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
УУД : познавательные;
4) фиксируются неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
УУД : регулятивные;
5) согласовывается домашнее задание;
УУД : регулятивные.
Рефлексия учебной деятельности на уроке  (итог урока)Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на

Слайд 30Домашнее задание
Включает в себя две части:
1) Обязательную часть – посильную

для каждого ребёнка, небольшую по объёму (по нормам САНПиНА), на вариативной основе, с творческим компонентом;
2) Необязательную часть – одно задание (лучше по выбору) творческого уровня (то есть метод выполнения которого не изучался).


Домашнее задание Включает в себя две части:1) Обязательную часть – посильную для каждого ребёнка, небольшую по объёму

Слайд 31Системно-деятельностный подход
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,


дай мне действовать самому,
и я научусь.

Системно-деятельностный подходСкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,и я научусь.

Слайд 32Может применяться при изучении любого предмета
Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями
Обеспечивает

включение детей в деятельность
Создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения
Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий

Преимущества деятельностного метода обучения

Может применяться при изучении любого предметаОрганично сочетается с различными современными образовательными технологиямиОбеспечивает включение детей в деятельностьСоздаёт благоприятные условия

Слайд 33Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
-

технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

Преимущества деятельностного метода обучения

Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию,

Слайд 34Преимущества деятельностного метода обучения
Позволяет осуществлять:
- формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение,

осознанное построение своей деятельности по достижению цели, самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия);
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Преимущества деятельностного метода обученияПозволяет осуществлять:- формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению

Слайд 35Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.

Джованни Руффини
Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.    Джованни Руффини

Слайд 36
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть